Трипольская цивилизация, антропоморфная пластика и её сакральный смысл.

  «Тот, кто бесстрашно проникает в глубину,
рано или поздно познаёт Истину.
Пребывая на поверхности можно лишь наблюдать
искажённое отражение того, что сокрыто в глубине...»
А.Новых «Аллатра»

 

В этой статье будет сделан краткий обзор и анализ трипольской антропоморфной пластики (далее ТАП), или иными словами, антропоморфных изделий из обожженной глины, которые относятся к археологической культуре Кукутень - Триполье (Трипольская культура). Термин «антропоморфный» происходит от греческого слова «anthropomorphos» и означает – имеющий человеческий образ или человекоподобный.

Задача этой работы - ознакомить читателя с вышеупомянутой самобытной культурой, а также всесторонне расширить познания в области такого уникального культурного явления как ТАП. Для этого будет сделан анализ не только с позиции ортодоксальных научных знаний, но также, с позиции сакральных знаний о природе человека, изложенных в книгах Анастасии Новых.

Прежде чем мы приступим непосредственно к анализу ТАП, необходимо дать краткую характеристику обозначенной культуры.

 

Часть 1. Общая. Трипольская культура.

 

А) Краткая история открытия культуры.

В 1884 г румынский исследователь Теодор Бурада нашел первые артефакты данной культуры возле румынского села Кукутень. Практически в унисон этому событию в 1893г археолог чешского происхождения Викентий Хвойка также нашел подобные артефакты на территории Киева, который в то время входил в состав Российской империи.

 

Викентий Хвойка

 

 

Несколькими годами позже, а точнее в 1896г., В.Хвойка обнаружил такие же артефакты возле села Триполье, что под Киевом. После этого начались системные раскопки и изучение этой культуры. Через определенный период времени, собранные  в разных местах артефакты были сопоставлены и ученые пришли к выводу, что все они относятся к одной мега-культуре. Таким образом, исходя из названий населенных пунктов, возле которых были найдены первые артефакты этой культуры, она и получила соответствующее название – археологическая культура Кукутень-Триполье.

 Викентий Хвойка

Такая официальная версия открытия культуры. Для полноты информации остается лишь добавить несколько малоизвестных фактов. Первый говорит о том, что еще в 1750-е годы на Западной Украине производились раскопки с целью пополнения частной коллекции. Второй факт – в 1822 году была случайно открыта пещера Вертеба в которой, также были обнаружены трипольские артефакты.

Завершая данный подраздел, остается лишь сказать, что на сегодняшний день насчитывается более 4500 пунктов, где были обнаружены какие-либо артефакты данной культуры.

 

Б) Краткая история открытия цивилизации.

«Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда!» цитируя великого классика, воскликнула известный археолог Татьяна Пассек слушая рассказ военного топографа Константина Шишкина об одном невероятном открытии, которое он сделал в 60-годы на Украине недалеко от Умани. Дело в том, что ей был очень хорошо знаком  этот район по раскопкам поселений Трипольской культуры. Изучению данной культуры Татьяна Сергеевна посвятила всю свою научную деятельность – провела множество полевых сезонов на раскопках, написала около сотни научных трудов, защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию по тематике Трипольской культуры. Но сейчас, случилось нечто невероятное. Майор Шишкин утверждал, опираясь на данные аэрофотосъемки, что недалеко от Умани, а точнее в районе села Майданецкое, из воздуха прослеживается контур древнего поселения невероятных размеров. Татьяна Сергеевна слушала рассказ с недоверием потому, что именно в том районе уже была частично изучена группа небольших трипольских поселений. Но что же это за мега-поселение?..

Тем не менее, информацию приняли к сведению. Более того, решили провести изучение с помощью магнитной съемки местности, а потом точечно проверить полученные данные раскопками – информация подтвердилась! Оказалось, что та группа небольших трипольских поселений, которые были раскопаны ранее – это не отдельные маленькие поселения, а составляющие части одного мега-поселения, которое занимало территорию около 270га. После этих событий стали уже говорить не просто о культуре, но уже о существовании древней цивилизации.

Позже, археологи открыли и другие подобные мега-поселения, которые были построены по определенному радиальному плану, например такие как: Небелёвка – 300га, Доброводы – 250га, Тальянки – 400га. На сегодняшний день всего известно около 30 трипольских поселений-гигантов площадью более 100га.

Данная история красноречиво говорит нам о том, что в истории ошибочно ставить точку потому, что в любой момент какое-то «случайное» открытие может перевернуть все наши представления о древности!

 

В) Ареал распространения.

 

Племена-носители данной культуры вели оседлый образ жизни, а основой их экономики было земледелие, которое было ориентировано на черноземные грунты.

 

Ареал распространения культуры Кукутень-Триполье

 

Таким образом, племена трипольцев расселялись строго в рамках так называемого черноземного пояса, протяженность которого от Балкан на Западе до р.Днепр на Востоке. Как видно по карте, ареал распространения культуры частично покрывал территорию трёх современных государств  – Румынии, Молдовы и Украины.

 Ареал распространения культуры Кукутень-Триполье

 

Г) Хронология Трипольской культуры.

 

Так, как культура существовала на протяжении нескольких тысяч лет и на огромной территории, то для систематизации и более удобного изучения, ученые стали выделять такие периоды или фазы:

 Ареал распространения культуры Кукутень-Триполье

Информация из «Энциклопедия Трипольской цивилизации» Т.1 К.2004

Эта общая хронологическая таблица основана на данных полученных в итоге изучения артефактов методом радиоуглеродного анализа.

Как развивалась культура по этапам можно посмотреть в следующей таблице, которая составлена уже с учетом калибровки радиоуглеродных дат (для территории Украины):

 

Даты, годы до н.э.

Триполье, этапы

События

5400-5100

Триполье АII

Первые поселения на территории Украины. Первые медные изделия.

5100-4700\4600

Триполье АIII – 1,2

Распространение трипольской культуры на Южный Буг.

4700\4600 – 4300

 4300 - 4200

Триполье АIII - 3 - Триполье ВI

Рост численности поселений и появление локальных вариантов культуры. Начало производства рисованной посуды. Освоение самородных медных месторождений и начало местной металлургии.

4300 – 4200 - 4100

Триполье ВI - II

Появление первых поселений – протогородов, распространение культуры до Днепра. Первые керамические мастерские, развитие ткачества. Становление трипольской цивилизации.

4100 - 3600

Триполье В - II

Период расцвета культуры и развития протогородов. Развитие гончарного ремесла, металлообработки. Специализация в добыче

3600 – 3400 - 3200

Триполье С - I

кремния на Волыни и на Днестре.

3400 – 3200 – 2750 …

Триполье С - II

Упадок экономики, протогородов, упрощение социальной структуры, исчезновение гончарного ремесла на большинстве территорий. Появление кочевого скотоводства (усатовский тип) и появление курганов. Трансформация в отдельные локальные варианты и культуры, постепенное исчезновение.

 

Как видно по таблице что выше, в процессе расселения племен на более обширные территории стали появляться локальные варианты культуры, то есть определенные ответвления, трансформации, местные особенности. Это произошло, как указывают историки, на отрезке развития культуры – Триполье – АIII – Триполье – ВІ. В первую очередь мы можем это проследить по артефактам материальной культуры, которые дошли до наших дней.

 Амфора с прочёрченным орнаментом

Амфора с прочёрченным орнаментом

(Национальный исторический музей Украины г.Киев)

Кувшин с рисованным орнаментом

Кувшин с рисованным орнаментом

(Национальный исторический музей Украины г.Киев)

Например, одним из основных источников является керамика. Можно проследить, как она видоизменялась  – ее форма, состав глиняного теста  и, конечно же, сам орнамент и техника его нанесения. Здесь важно отметить, что с помощью орнамента и знаков его создатели не только фиксировали экономические мотивы своей жизни в те времена, когда письменности еще не было, но также хранили и передавали сакральные знания о структуре человека, природы и мироздания.

Касательно техники нанесения, то в одних поселениях его прорисовывали минерально-восковыми красками по обожженной поверхности изделий, в других же -  прочёрчивали по сырой глине. Что любопытно, археологам известны такие случаи, когда в одном поселении часть жителей изготавливали керамику с прочёрченным орнаментом, а другая часть - с рисованным. Это, очевиднее всего, дань своеобразной традиции, которая сформировалась в течении определенного количества времени в определённом локальном варианте.

Здесь вспоминается ситуация, которую пришлось наблюдать, прибывая на Западной Украине, а точнее в Закарпатье. Как известно, данный регион в разные времена находился в составе разных государств, и этот факт оставил свой исторический отпечаток. Там, во многих селах, то есть на территории одной сельской общины, часто даже рядом, может стоять два храма – православный и католический, а может быть еще и третий – униатский. И жители этого села ходят в разные храмы и причисляют себя к разным христианским конфессиям точно так же, как это делали их предки. Но это им совершенно не мешает жить мирно по соседству и вместе трудиться на общее благо своего села.

Кроме трансформаций в материальной культуре, конечно же, происходили и иные изменения, например в языке. Некоторые ученые-лингвисты говорят, что трипольцы позднего этапа с трудом бы понимали трипольцев раннего этапа потому, что язык общения, как и все живое в этом мире, также видоизменяется. Эти изменения происходят, ориентировочно в течении 500 лет. Вспомним, что культура существовала более 2000 лет и, при этом, письменности у трипольцев не было. Очевиднее всего, с течением времени, мировоззрение также претерпевало определенные трансформации. Здесь нужно учитывать культурное влияние племен-носителей иного мировоззрения, которое, в большей степени, проявлялось на пограничье расселения трипольцев, а особенно на границе со степью. Очевиднее всего, на пограничье часто имели место смешанные браки.

Трипольская женщина. Реконструкция антропологического типа.

Трипольская женщина. Реконструкция антропологического типа.

(Национальный музей истории Украины г.Киев)

 

 

Опираясь на артефакты можно сделать вывод, что трипольцы были достаточно доброжелательным и открытым к общению народом, который предпочитал бытовой и культурный обмен, а не войну. Доказательством этому служат предметы, которые были изготовлены на Кавказе. Они были найдены на раскопках трипольских поселений и, очевиднее всего, к трипольцам они попали через кочевые степные народы. В свою очередь, достаточно часто находят и трипольский импорт среди артефактов иных культур (керамика, изделия из кремния и тд).

 

 

Таким образом, на сегодняшний день, историки выделяют около 60 локальных вариантов (типов) культуры. Нужно отметить, что эти локальные типы были выделены в контексте всего периода существования культуры, то есть они не функционировали одновременно. Очевиднее всего, одни типы приходили на смену другим, трансформировались из одного в другой, с течением времени и под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Соответственно, можно выделить ранние, средние и поздние локальные варианты культуры.  

 Карта с указанием поздних локальных вариантов (типов) распространенных на территории Украины

Карта с указанием поздних локальных вариантов (типов) распространенных на территории Украины. (Фото Национальный музей истории Украины).

 

Д) Итоги по 1-й части.

 

  • культура изучается историками уже более 100 лет;
  • трипольцы вели оседлый образ жизни и в экономическом плане занимались скотоводством и земледелием, которое было основано на черноземных грунтах;
  • ареал распространения культуры был достаточно обширный, он частично располагается на территории трёх современных стран – Румынии, Молдовы и Украины;
  • максимальные временные рамки существования культуры на сегодняшний день можно определить как : начальный этап – 5400 лет до н.э, полный упадок и исчезновение - до 2750 года до н.э. Как видно, культура просуществовала более чем 2,5 тысяч лет. Весь период существования культуры, для удобства изучения, разделен на фазы;
  • трипольский орнамент отображал определенное мировоззрение его создателей;
  • на сегодняшний день историками выделено около 60 локальных вариантов культуры, на основе этого можно утверждать, что данное сообщество было достаточно  неоднородное и разнообразное по своему этническому составу. Но, не смотря на это обстоятельство, это было сообщество, достаточно монолитно скрепленное едиными экономико-психологическими, религиозно-идеологическими и культурными факторами.

 

Часть 2. Обзорная.

 

Общая характеристика культуры в первой части была дана для того, чтобы читателю было легче понять такое красочное и своеобразное явление как трипольская антропоморфная пластика, к тематике которой мы сейчас непосредственно перейдем. И сделаем это, также, по пунктам.

 

А) Происхождение.

 

Традиция изготавливать фигурки из глины у трипольцев не была уникальным явлением. Ведь она имела своих «родственников» и предшественников в других смежных культурах, которые были распространены в эпоху неолита по соседству с ареалом формирования культуры Кукутень –Триполье, то есть на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Это такие культуры как Турдаш – Винча (5700-4200 лет до н.э.), Лендель (4900-3400 лет до н.э.), Культура линейно-ленточной керамики  (5500 – 4000 лет до н.э.), Боян – Караново V (ок. 4000 лет до н.э.) и тд.

 

Статуэтка культуры Турдаш - Винча

статуэтки культуры Винча

Культуры Лендель

Культура Боян

Трипольские статуэтки
(коллекция Платар)

Трипольские статуэтки
(коллекция Платар)

Во всех этих изделиях можно не вооруженным глазом проследить схожие, родственные мотивы, заложенные в идею изготовления этих статуэток.

На сегодняшний день, общее количество найденных фигурок по всему ареалу культуры насчитывается около 12 тыс. экземпляров. В Украине – около 3000 экземпляров. Поселения, на территории Украины, на которых были найдены данные артефакты, насчитывают по количеству более 100.

 

Б) Классификация.

Как уже было отмечено в 1-й части  - культура Кукутень - Триполье просуществовала более чем 2,5 тыс. лет. Она, как и всякое явление, за этот период постоянно трансформировалась, проходя в своем развитии через такие стадии: зарождение – становление - развитой период – упадок - исчезновение. Это также отобразилось в появлении различных локальных вариантов культуры (как уже упоминалось, их на сегодняшний день выделяют около 60).  Потому такое культурное явление как ТАП также постоянно развивалось и трансформировалось. А также имело свои региональные различия.

Историки и археологи изучают все эти тенденции, анализируют и составляют классификации статуэток.

Например, известный археолог Михаил Видейко отмечает следующее:

«Фигурки на самом деле очень разнятся своим общим видом, позой, жестами, деталями декора. Всего насчитывают более полутора десятков различных образов, воплощённых в трипольских терракотах, в том числе «Богиня-Птица», «Богиня-Змея», «Богиня-Корова», «Оранта», «Мадонна», парные женские божества, «Андрогин», «Воин».

Как развивались основные типы статуэток по периодам можно посмотреть в табличке из Энциклопедии Трипольской цивилизации:

 статуэтки Трипольской цивилизации

статуэтка из Усатово

Статуэтка из Усатово

 

 

Как видно из этой таблички, с развитием культуры, формы статуэток утончались.

Если на начальном этапе (А) это были широкобедрые женские образы – эта форма свойственна почти всем палеолитическим статуэткам в мировом контексте, то в развитом периоде (начиная с ВІ-ІІ) и на поздних этапах культуры – это уже скорее стройные девы, часто с признаками беременности. Данный признак исследователи связывают с аграрным культом плодородия, который почитался во всех древнеземледельческих обществах.

 

 

Различаются статуэтки по половому признаку: женские; мужские, которых найдено существенно меньше чем женских; андрогины (совмещающие признаки обоих полов); детские (например, стилизованная детская фигурка на руках у матери).

 Мужские и женские статуэтки из Майданецкого

Мужские и женские статуэтки из Майданецкого

(хранилище фондов Института археологии НАНУ)

Мадонна с ребенком из Криничек Мадонна с ребенком из Криничек

 

Фигурка андрогина из коллекции Платар

Фигурка андрогина из коллекции Платар

 

 Андрогин. Кошиловцы

Андрогин. Кошиловцы

 

 

 

Касательно андрогинов, то историк и философ Мирче Элиаде предлагает такой вариант пояснения данного явления, что  божество универсально и бесполо, потому, в земном плане, можно ожидать у него совмещения признаков обоих полов.

Исследовательница Наталья Бурдо по этому поводу отмечает следующее:

В древней мифологии андрогин – дуалистический персонаж с признаками женского и мужского полов. Он символизирует принцип равновесия двух противоположных принципов (мужское - женское, активное - пассивное), выраженный в антропоморфной кодировке. Двуполость андрогина обусловлена как идеей единства, которое предшествовало разнообразию мира, так и идеей первозданного хаоса и неразделенности мироздания на небо (мужской принцип) и землю (женский принцип).

 

Различают также статуэтки по позе – стоячие или сидячие. Рядом с сидячими статуэтками, в основном на ранних этапах культуры, зачастую находили стилизованные креслица. Некоторые из них исследователи называют «рогатыми» так, как у них задняя спинка изготовлена в виде рогов с концами направленными вверх.

 

 

 

Подобные «рогатые» изображения или полумесяц рожками вверх, в виде составляющей части древнего знака Аллатра, часто наносили на керамику. А так же располагали на глиняных моделях трипольских жилищ.

Встречаются фигурки, у которых «головной убор» изготовлен в виде полумесяца рожками вверх. Это дает основание некоторым исследователям связывать подобные женские образы с лунной символикой и называть Лунными Богинями.

     Также, по мнению некоторых исследователей, факт нахождения фигурок на стульчике-троне подчеркивает особый статус женщины в обществе.

 

 

Модели жилищ из коллекции Платар Модели жилищ из коллекции Платар

 

 Богини на рогатых креслицах из Подури, Румыния

Богини на рогатых креслицах из Подури, Румыния

Знак «АллатРа» 

Знак «АллатРа».

Круг – символ души. Полумесяц рожками вверх – символ созидательного женского начала.

 

Креслица из Александровки Креслица из Александровки

 Стульчик-трон в виде двух богинь (коллекция Платар)

 Стульчик-трон в виде двух богинь (коллекция Платар)

 

Еще одно различие – по технике оформления. Были фигурки с прочерченным орнаментом, прорисованным, с проколами. Или же практически без орнаментального оформления, с обозначенными лишь половыми признаками. 

 Фигурка с конической головкой из поселения Берново-Лука, Украина

 Фигурка с конической головкой из поселения Берново-Лука, Украина

Фигурки с дискообразной головкой из Оселовки Фигурки с дискообразной головкой из Оселовки, Украина

Следующий признак – форма головки. Выделяются с конической головкой – это более ранний тип. Исследователи предполагают, что головки таким фигуркам могли изготавливать из хлебного мякиша, одевая их на конус во время проведения ритуалов. Далее, тип с дискообразной формой головки – он распространился на этапе Триполье ВI. И напоследок, фигурки с реалистичными чертами. Данный тип присутствовал, в той или иной степени, практически на всех этапах развития культуры, но более распространен он стал в развитой период культуры. Чуть подробнее рассмотрим его потому, как эти фигурки более выразительны.

Русяны, Молдова Русяны, Молдова

 

 

 

  Старые Каракушаны, Молдова

 Старые Каракушаны, Молдова

Владимировка, Украина Владимировка, Украина

Полонистое, Украина

Полонистое, Украина

Владимировка, Украина Владимировка, Украина

 

Важно отметить, что отличительной особенностью ТАП с реалистичными чертами является индивидуальность моделирования черт лица каждой статуэтки. Двух одинаковых изображений нет даже в материалах одного комплекса.

Хотя реализм выполнения лица фигурок условный, все же изображение передает определенное эмоциональное состояние, это можно видеть по образцам головок приведенных выше.

 

В своей монографии «Реалистическая пластика культурного комплекса Триполье – Кукутень» археолог, кандидат исторических наук Наталья Бурдо указывает что:

Среди реалистической скульптуры наибольшим количеством находок представлены изображения стоящей женской фигуры с обращенным вверх лицом.

И далее она делает по этому поводу следующий вывод:

… большинство фигурок с закрытыми глазами изображали стоящую женскую фигуру с отклоненным назад корпусом и поднятым вверх лицом, воспроизводящую позу оранты. Закрытые глаза и поза статуэток может свидетельствовать об изображении сакральных персонажей в состоянии медитации.   

 

Этот вывод еще раз подчеркивает тот факт, что у древних народов существовали знания и практики, которые способствовали личному духовному развитию индивида. И чем шире были представлены данные знания в том или ином обществе, тем гармоничнее это общество развивалось. К этому аспекту мы еще вернемся чуть ниже.

 статуэтки Триполье

Существовали еще так называемые зоо-антропоморфные типы, то есть фигурки совмещающие черты животного и человека. Например: женщина-птица, женщина-змея и т.д. Эти образы широко представлены в трипольском искусстве в разных проявлениях. И потому являются уникальными и самобытными в своем роде.

Богиня – змея из Красногорки 

Богиня – змея из Красногорки, Херсонская обл. Украина (2900 лет до н.э.) и изображение змеи в древнем Египте. С древности змей считали посредниками между Небом и Землей, а также, образ змеи символизировал прохождение некоторых этапов духовного самосовершенствования.

 

 

Женщина – птица (коллекция Платар) 

Женщина – птица (коллекция Платар).

Образ птицы с древних времен означал связь с миром духовным. Отклики этих древних верований можно проследить и сегодня. Например, в христианстве голубь (в более ранние времена - горлица) – это символ Духа Святого.

Я опущу все те внешние знаки, которые человек начинает видеть и понимать, благодаря усилению своего интуитивного восприятия. А расскажу о самом главном внутреннем знаке, который появляется, как только человек вступает на этот мост или тропу, то есть вступает в окончательную битву со своим животным началом за главенство души в данном теле. Этот знак проявляется в виде головы древней рептилии, змея или дракона. Но чаще всего люди начинают видеть, словно на них смотрит кобра с раздутым капюшоном. Взгляд ее не агрессивный, а спокойный. Смотрит глаза в глаза, скорее даже в область переносицы. Причем человек видит ее образ перед собой как с закрытыми, так и с открытыми глазами. (А.Новых «Птицы и камень»)

 

Чуть подробнее образ змеи мы рассмотрим в третьей части этой статьи.

Завершу данный подраздел еще одной цитатой Н.Бурдо:

Бесспорным является тот факт, что трипольцы достигли вершин мастерства в воплощении сакральных образов в реалистической скульптуре в период финального энеолита, когда большинство родственных земледельческих культур уже исчезли с исторической сцены древней Европы.

 

В) Назначение ТАП.

 

Как уже частично упоминалось в предыдущем подразделе, фигурки имели культовое назначение, а также несли определенный сакральный смысл.

Обращу внимание читателя на слово «сакральный». Оно происходит от латинского слова «sacrum», что означает «священный, посвященный Богу».

   

 

У этого слова есть еще и иная трактовка, которую можно встретить в медицине, где «sacrum» переводится как «крестец». Он имеет вид крупной треугольной формы кости, которая расположена в основании позвоночника. Также своей формой крестец напоминает треугольник с направленной вершиной вниз – древний символ женского начала. Этот знак был широко представлен в трипольском искусстве, в том числе и на статуэтках.

 

 

Иными словами, крестец – это основа позвоночника, в свою очередь позвоночник – это основа всего организма. Потому можно смело сказать, что слово «сакральный» означает - «основополагающий», а знания о духовной природе человека и мироздания являются сакральными и лежат в основе любого гармоничного и созидательного общества. Отметим эти моменты!

Давайте рассмотрим, в каких условиях были найдены эти артефакты? Что по этому поводу говорит археология? Исследователи констатируют факт, что большинство статуэток были найдены возле остатков храмовых построек. Они концентрировались в бытовых ямах, которые находились практически возле каждой постройки. Данные ямы - это места где строители брали глину при постройке домов, далее, в процессе функционирования поселения, они заполнялись различным бытовым мусором. По данным археологии видно, что остатки статуэток накапливались в ямах в процессе всего времени функционирования храма.

Известный археолог и исследователь Трипольской культуры Михаил Видейко по этому поводу отмечает, что статуэтки, как и всё остальное, что использовалось в процессе жертвоприношения не выбрасывали, а бережно прятали в землю. А также добавляет, что:

Большинство фигурок, судя по сколам, были разбиты ещё в древности. Вещам, соприкасавшимся с великими силами и получившими частицу их магии, было не место в обычном мире, и трипольцы закапывали всё, что использовалось во время обряда. Поэтому следы жертвоприношений обычно находят в ямах.

 

Какое количество времени использовалась статуэтка или это было разовое использование в определенном обряде, жертвоприношении или цикле обрядов, однозначно сказать сложно.

Экспериментальное сожжение реконструированной трипольской хаты

Экспериментальное сожжение реконструированной трипольской хаты.

 

 

Также статуэтки встречаются и в остатках сожженных храмов. Такие фигурки в основном целые. Как известно, у трипольцев существовал обряд оставления поселения, когда все постройки щедро набивались дарами (керамика, продукты, культовые предметы и тд) и поселение сжигалось, а население переходило на новое место жительства. Сжигаться могли и отдельные постройки еще в процессе функционирования поселения. Но в остатках сожженных жилых домов статуэтки практически не встречаются.

Этот факт еще раз подтверждает вывод, что статуэтки имели сугубо культовое назначение.

 

Как конкретно использовались статуэтки, однозначно сказать исследователи затрудняются, ведь письменных источников нет. Здесь могут быть лишь различные интерпретации, основанные на опыте конкретного исследователя. В основном ограничиваются формулировкой, что они использовались в различных аграрных культах, ритуалах и обрядах посвященных плодородию.

 

Г) Наборы статуэток и сакральные числа.

 

Мало кому известно, что трипольцы использовали статуэтки не только штучно, но и целыми наборами. Количество статуэток в наборах было разное. По данным археологов, их находят, как правило, в сосудах для «магической практики». Или рядом с таковыми. В рамках одного поселка могло быть найдено несколько подобных наборов. Приведу фото некоторых артефактов.

Наборы из Галаешть (3 и 7 фигурок) Наборы из Галаешть (3 и 7 фигурок)

Наборы из Галаешть (3 и 7 фигурок)

 

 

трипольские фигурки

 

 

 

Данный набор был найден в начале 80-х годов 20 века возле поселка Poduri-dealul Ghindaru, Румыния. Он состоит из 21-й женской фигурки и 13-и креслиц. Все фигурки разного размера, формы и с разным орнаментом, но их можно сгруппировать по определенным признакам. К сожалению, постройка, где находился ансамбль, была раскопана не полностью, а статуэтки находились в слое без контейнера, который мог бы гарантировать целостность данного комплекса. Находка датируется фазой Прекукутень – ІІ. Исследователи интерпретируют данную находку как собрание женщин для проведения какого-то ритуала или сакрального действа. А так, как фигурки разного размера, то, возможно, для проведения инициации или посвящения. Также можно предположить, что женщины собрались для совместной духовной практики. Числовое количество фигурок -21 некоторые исследователи связывают с женским месячным циклом.

Как видно, очень часто при обнаружении подобного набора, целостность сосудов нарушена. Также, часто от статуэток находят лишь их фрагменты. Данное обстоятельство затрудняет возможность установить точное их количество в определенном наборе.

Но известна одна находка, которая позволяет сделать это точно!

 трипольские фигурки из поселка Isaia – Balta Popii, Румыния

Это уникальный набор из поселка Isaia – Balta Popii, Румыния. Находка была сделана в 1999году румынским археологом Д.Монахом. Ансамбль фигурок был найден в целом сосуде с закрытой крышкой. И потому - это настоящий закрытый, целостный комплекс! В этом ансамбле, также как и в первом, представлена 21 женская фигурка и 13 креслиц. Фигурки разного размера и формы, с разным орнаментом. Но их можно объединить в группы по некоторым признакам. Креслица также все разные. Данный ансамбль фигурок, очевиднее всего, олицетворял определенное собрание. Датируют артефакт периодом  Прекукутень-III (4750-4600 тыс. лет до н.э.).

 

трипольские фигурки

 

 трипольские фигурки

Реконструкция.

   Наборы, состоящие из 4-х фигурок, в сосудах были найдены в Галаештах и Бужной.

Как отмечают исследователи, данные наборы, состоящие из женских фигурок, были распространены преимущественно на ранних этапах развития культуры. Точнее в период Прекукутень (5050-4600 тыс. лет до н.э) – Триполье А (4850-4350 тыс. лет до н.э.). С развитием культуры женские наборы c креслицами исчезают и появляются уже смешанные. Это происходит уже с периода Триполье ВI (4350-4050 тыс. лет до н.э.).

В данный период значительно возрастает население трипольской ойкумены. В связи с этим начинает стремительно расти численность и размеры поселений, а также значительно  усложняется социальная структура общества. Появляются плотно заселенные регионы. Трансформируется весь комплекс материальной культуры. И как отмечают исследователи, в связи с этими факторами, для трипольских общин становятся актуальными и важными связи местного уровня и ближайшие линии родства. Что и отразилось в ТАП того периода. Не смотря на такие кардинальные изменения в обществе, религиозные представления остаются достаточно стабильными.

 набор из Думешт

 

Этот набор из Думешт отличается от предыдущих по составу,  форме и оформлению статуэток. В нем представлено собрание из 12 фигур (6 мужских и 6 женских). Мужские фигуры можно отличить по половому признаку и раздвоенным ногам, а так же по поясу, перекинутому через плечо – они достаточно однообразны. Женские фигуры выполнены в изящной форме с разнообразным, четким геометрическим орнаментом.

Как видно, все участники собрания находятся в позе оранты, то есть с поднятыми вверх руками. Можно предположить что, они собрались для проведения какого-то сакрального действа, например молитвы или же для выполнения совместной духовной практики.

Завершая этот подраздел, остается лишь отметить, что территориально наборы статуэток в основном были найдены в Балкано-Карпатском регионе распространения культуры и датируются, преимущественно, ранними культурными этапами. На сегодняшний день известно около 12 подобных наборов.

 

Д) Итоги по 2-й части

  • Традиция изготавливать фигурки из глины у трипольцев не была уникальным явлением. Терракотовые статуэтки изготавливали представители многих родственных или предшествующих Триполью культур Европы, а также еще более ранних - Анатолийских культур;
  • На сегодняшний день, общее количество найденных фигурок по всему ареалу культуры насчитывается более 12 тыс. экземпляров;
  • Культурное явление как ТАП постоянно развивалось и трансформировалось, а также имело свои региональные различия;
  • Согласно общей классификации существует много видов, а также иконографических типов фигурок. Исходя из этого, можно предположить, что фигурки имели разное практическое применение;
  • Так как большинство фигурок или их фрагментов были обнаружены в ямах возле храмов или в останках сожженных храмов, то можно сделать вывод, что фигурки имели культовое назначение, а также несли определенный сакральный смысл;
  • Известны наборы статуэток, состоящие из разного количества фигурок – 3,7,12, а также 21 фигурка и 13 стульчиков к ним в ансамбле. Известны также неполные наборы. Данные наборы встречаются на ранних этапах развития культуры, но они не известны на среднем и позднем этапе.

 

Часть 3. Сакральная Трипольская культура.

 

Как видно, типология ТАП достаточно широка и разнообразна. Тем не менее, мы плавно подошли к следующей части нашего обзора, в которой речь пойдет об еще одном типе статуэтокс нанесенными сакральными символами. Что конкретно могут означать знаки (орнаменты) на таких фигурках?

Об этом в официальных научных источниках ничего не пишут, так как эти аспекты не представляется возможным потрогать или «измерить линейкой». Они также далеки от философских размышлений, но достаточно конкретны и практичны. Данные знания - это наиболее ценная информация, которую хотели бы передать наши предки своим потомкам, закодировав их таким символическим способом на глиняных фигурках. Эти знания архи важны каждому из нас потому, что они актуальны и сегодня. Их можно использовать как инструмент для совершенствования, с помощью которого каждый имеет возможность прочувствовать мир духовный, а также познать смысл своего прихода в этот мир. Личность каждого человека получает шанс духовно преобразиться. А также, эти знания дают человеку силы сохранить гармоничный, но очень хрупкий баланс в нашем многосложном современном обществе. На сегодняшний день, ключ к этим потерянным Знаниям, содержится в книге А.Новых «Аллатра», которая находится в свободном доступе.

Важно, что разобраться в этих аспектах можно лишь с позиции получения личного опыта в постижении мира духовного, в кропотливой и каждодневной внутренней работе над собой. Но этот метод познания лежит за пределами логики материального мира и основан лишь на интуитивно-чувственном восприятии действительности, которое нужно в себе развивать. При этом, логика как инструмент познания, вовсе не отрицается.

Должно быть, нет смысла писать об этом много, лучше получить свой личный опыт. Ведь тот, кто практикует – тот Знает!..

Давайте вместе обратимся к рассмотрению конкретных образцов.

 

А) Энергетическая конструкция человека и обозначение Души.

 

В книге «Аллатра» есть упоминание о том, что знания о Душе и о духовной природе человека присутствовали в человеческом обществе спокон веков. Об этом факте свидетельствуют многие артефакты различных мировых культур, в том числе и артефакты культуры Кукутень – Триполье.

 энергетическая конструкция человека

 

В книге также указывается, что Душа располагается не в физическом теле, а в энергетической конструкции человека. Точнее, вокруг Души и выстроена вся эта многосложная конструкция в форме четырехгранной пирамиды с усеченной вершиной, которая находится одновременно в 6-и измерениях. Грани пирамиды являют собой, так называемые, четыре основные сущности человека. В пирамидальной надстройке расположена духовная Личность. От Души она отделена Сознанием, которое имеет полевую структуру. Но связь все же существует! В древности этот связующий «канал» именовали серебряная нить.

Если провести проекцию с физическим телом, то Душа будет находиться как раз на уровне солнечного сплетения.

 Символ косого креста

Символ косого креста из книги «Аллатра» с обозначением Центра и Сторон (трактовка схемы символа приведена по типу «печати»).

 Косой крест в ромбе

Косой крест в ромбе.

Ромб – это проекция основания пирамиды, которая разделена на четыре зоны. Точками обозначены сущности.

 

 

 

В древности, когда не было письменности, знания об энергетической конструкции и о сущностях схематически фиксировали в виде знаков.

Как эти знания были отображены в артефактах культуры Кукутень – Триполье мы рассмотрим ниже.

 

Равносторонний косой крест с кругом в центре — символ Знаний о четырёх Сущностях человека и Душе. Косой крест — символ движения в познании, условного разделения пространства на поля (зоны) влияния Сущностей; круг — обозначение Души. (А.Новых «Аллатра»)

 

Далее давайте посмотрим, как знания о Душе были отображены на фигурках ТАП.

Тимковое, Украина  5100 лет до н.э.Тимковое, Украина

5100 лет до н.э.

Тимковое, Украина  5100 лет до н.э. Тимковое, Украина

5100 лет до н.э.

Тимковое, Украина  5100 лет до н.э. Тимковое, Украина

5100 лет до н.э.

Александровка, Украина  (Из книги «Энеолит СССР» Александровка, Украина

(Из книги «Энеолит СССР»)

По вышеприведенным экземплярам видно, что на уровне солнечного сплетения, то есть именно в той области, где в энергетическом теле расположена Душа, стоит чёткая отметка!

Таким образом, при рассмотрении данных артефактов можно прийти к выводу, что знания о Душе были у трипольцев с самого раннего периода существования культуры Кукутень – Триполье. Если проследить этот факт глубже, то подобные обозначения можно встретить на фигурках культуры Винча, которая была предшествующей и являлась родственной Триполью.

А вот образцы фигурок с обозначением Души, которые были найдены на территории Румынии.

 

Фрумушика, Румыния

Подурь-Дялул Гиндару, Румыния



Картинки нижнего ряда относятся к памятнику Драгушени-Юра, Румыния. Они взяты из  книги  - Sorochin V. «Aspectul regional cucutenian Draguseni – Jura» Piatra-neamt,2002

 

Б) Солнечное сплетение. Чакры. Лотос. Шамбала.

 

 Солнечное сплетение

Солнечное сплетение

Область солнечного сплетения на теле человека 

Область солнечного сплетения на теле человека

 Основные чакры тела

Основные чакры тела

Солнечное сплетение

Энергетическая конструкция человеческого существа

 

 

Как уже было сказано выше, Душа находится  в энергетической конструкции на уровне солнечного сплетения. Это непростой орган. Солнечное сплетение (лат. Plexus coeliacus) – это  совокупность нервных элементов, сконцентрированных в брюшной полости. По форме этот нервный центр напоминает солнце из-за отходящих от него в разные стороны нервов – отсюда и пошло название. Через симпатический и парасимпатический нервы оно связано с головным мозгом. Также, некоторые физиологи называют солнечное сплетение третьим (или брюшным) мозгом - этот факт может сказать внимательному исследователю о многом.

 

Тем не менее, в книге «Аллатра» говорится о том, что физическое тело – это всего лишь одна из составляющих частей конструкции многосложного человеческого существа, которое расположено в 3-ем измерении. По сути - это всего лишь инструмент для познания материального мира. Потому его возможности в познании достаточно ограничены. Но у человеческого существа есть еще и тонкоматериальное тело, частью которого являются психоэнергетические центры – чакры. Чакра (चक्र cakra) - на санскрите означает «круг, колесо, диск». Это тело, человек также может использовать как инструмент для познания и духовного развития, применяя для этого  различные медитативные и духовные практики.

Оно также является частью конструкции, о которой мы уже говорили выше.

Нужно отметить, что все эти функциональные части конструкции составляют ЕДИНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ человеческое существо.

 

 

Как знания о чакрах были отображены в ТАП можно увидеть по нижеследующим артефактам:

Прорисовка артефакта из книги «Энеолит СССР»

Прорисовка артефакта из книги «Энеолит СССР»

Александровка, Украина 5000 лет до н.э. 

Александровка, Украина 5000 лет до н.э.

На многих фигурках встречаются проколы, углубления или продолговатые надрезы на голове в области макушки. Что интересно, подобные обозначения встречаются на антропоморфных артефактах, например, родственной балканской культуры – Караново или Винча. Символизм данных углублений исследователям не известен. Но если сопоставить эти обозначения со схемой расположения чакр на теле человека, то картина становится более понятной. Ведь именно в этом месте расположен чакран «тысячелистник», который задействован во многих медитативных практиках.

Полонистое, Украина Полонистое, Украина

Майданецкое, Украина

Майданецкое, Украина

 

фигурки Трипольская цивилизация 

 

 

Птичьи образы Трипольская цивилизация

Фрагмент птицеголовой статуэтки со спиралью на макушке головы. Птичьи образы обозначали связь с миром духовным. Культура Винча

Сидящая женская статуэтка Трипольская цивилизация Сидящая женская статуэтка с обозначенным отверстием на голове. Культура Винча.

Иногда процессы, происходящие в энергетическом теле во время выполнения медитаций и духовных практик, схематически отображали на фигурках в виде спиралевидных вихрей. Подобные отметки можно обнаружить на артефактах многих  древних культур. Зачастую подобные обозначения наносились на статуэтках в области расположения Души, иногда ниже – в области живота, где расположен чакран «хара».

Александровка, Украина 5000 лет до н.э Александровка, Украина 5000 лет до н.э.

 Scânteia, Румыния  4500-4100 до н.э

Scânteia, Румыния  4500-4100 до н.э.

Музей истории Молдовы, г. Яссы

 

Сокольцы, Украина 4500 лет до н.э.

Сокольцы, Украина 4500 лет до н.э.

 

Говоря о движении энергий, также уместно сказать об образе змея, о котором уже упоминалось во 2-й части данной статьи. Этот образ в трипольской культуре был очень распространен и занимал особое место в сакральной сфере. По этой причине его образы часто встречаются на керамике и статуэтках. Но приведу несколько цитат, чтобы читатель мог сопоставить информацию самостоятельно.

 

 Яблона, Украина

Яблона, Украина

 

 Кукутень, Румыния

Кукутень, Румыния

 

 

Доктор исторических наук Михаил Видейко касательно этого аспекта отмечает следующее:

Змей, кстати, явно занимал особое место в мифологии трипольцев. Они часто помещали его изображения (различной степени реалистичности) на керамике. Обычно ему сопутствовали символы Луны. Кроме того, он украшает женские статуэтки, правда, изображение головы почему-то располагали на том месте, на котором фигурка сидит. Впрочем, порой он изображён и на животе, в том числе у «беременных» фигурок. Возможно, Змей был воплощением сил, в представлении древних, владевших не только смертью, но и жизнью.

 

 Буддийская статуэткаБуддийская статуэтка

 Богиня-змея

Богиня-змея

Красногоровка, Украина

 

 

Здесь в пору вспомнить о названии энергии имеющей мощный созидательный потенциал и которая сосредоточена в основании позвоночника человека. В йоге её именуют кундалини, что в переводе с санскрита означает «свёрнутый в форме змеи».

«Любому умному человеку логично предположить, что раз в человеке есть сексуальная энергия и она проявляется не только в связи с инстинктом продолжения рода, но и в течение жизни оказывает на него мощное психологическое, физиологическое и иное влияние, значит, её творящая сила занимает не последнее место в структуре человека, причём как видимой, так и невидимой». (А.Новых «Аллатра»)

Исходя из вышеизложенной информации становится понятно, почему система животного разума так активно спекулирует на сексуальной теме. Ведь её задача такова, чтобы человек растратил данный ему бесценный потенциал впустую. И еще одна цитата, которая все и объясняет:

А теперь представь, что эта сила означает для невидимого мира, где идут тонкие воздействия и преобразования, откуда, собственно говоря, всё и зарождается. В духовном отношении сексуальная энергия — это сила, проводник к глубинным чувствам, скажем так, в мир таинства Высшего. (А.Новых «Аллатра»)

 

   

 

 

Но вернемся к Душе. По книгам А.Новых серии «Сенсей» известно, что с древних времен также существовали знания об инструментах, с помощью которых духовная личность человека может соприкоснуться или соединиться с Душой – субстанцией из духовного мира. Слившись со своей Душой, личность преображается, а энергетическая конструкция человека существенно видоизменяется. Человек обретает святость. Что интересно, слово «святой» происходит от древнеславянского «svętъ» и означает - свет, светлый. По христианским же иконам мы знаем, что «неотъемлемым атрибутом» святого человека является свечение ауры в области головы или, выражаясь каноническим языком, нимб. Вполне возможно, что именно эти процессы и отображены на данных артефактах, ведь мы уже знаем, что все фигурки носили сакральный смысл. Хотя исследователи считают эти круглые формы над головами фигурок – головными уборами…

 

Одним из простых, но доступных инструментов для саморазвития является, древняя как мир, духовная практика – «Цветок лотоса».

Эта духовная практика «Лотоса» применялась с начала времен. Издревле считалось, что «Лотос» рождает богов, в «Лотосе» пробуждается бог. В том понимании, что божественная сущность – душа – пробуждается в «Цветке лотоса», в Гармонии и Любви внутри тебя. (Из книги А.Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы»)

 

Выполняя эту технику и концентрируя свое внимание в области Души, человек погружается в благодатное ощущение любви ко всему сущему, испытывает состояние покоя, гармонии, тихой радости и внутреннего равновесия. Не это ли состояние олицетворяют многие фигурки, образцы которых приведены во 2-й части данной статьи?..

Техника выполнения этой практики подробно изложена в книгах А.Новых

Знания о духовной сущности человека хранятся в Шамбале и приносятся Бодхисатвами, которые «приходят» в мир в человеческом облике. Обновление Знаний на пространствах земной ойкумены, как правило, происходит на стыке эпох, а точнее, во времена «перекрестья». Это время характеризуется тем, что человечество в данный период истории, стоит на пороге очередного рывка в развитии и потому ему открываются новые возможности. Учитывая это обстоятельство, людям оказывают духовную помощь и предоставляют шанс построить цивилизацию, в которой бы превалировали духовные ценности. Но при этом, право выбора воспользоваться этим шансом или нет, все же, остается за человечеством.

Взять, к примеру, Бодхисатву, которого люди когда-то очень давно знали под именем Осириса. Его деятельность была связана не только с Древним Египтом, но и с местами, которые сейчас именуют Алтаем, бассейном Волги, Днепро-Дунайским регионом. Им и его людьми была проделана огромная работа, благодаря которой произошёл всплеск культур в данных очагах цивилизации. И даже ныне любознательный человек может найти косвенные тому подтверждения в той же трипольской культуре, которая семь тысячелетий назад возникла в Днепро-Дунайском регионе… (А.Новых «Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы»)

 

 

Щербанёвка, Украина

4300 лет до н.э.

Национальный музей истории Украины

Знак Шамбалы 

Знак Шамбалы – трехлепестковый лотос. Внутри - пирамида с усеченной вершиной, в центральной части основания пирамиды, в области Души, находится всевидящее око Всевышнего. Подробнее об этом символе можно прочесть в книге «Сэнсэй-IV».

 

 

 

По преданиям Шамбалу, в более поздние времена, на славянских землях называли Беловодье. Знаком Шамбалы - Беловодья является трехлепестковый лотос. Потому, как данность источнику, откуда были принесены эти знания, этот знак был нанесен на следующем артефакте и вполне неслучайно размещен он именно в области, где расположена Душа. Сам же артефакт изготовлен в виде креста. Крест - это древний знак, символизирующий человека. На артефакте также нанесены иные обозначения.

 

 Осирис

Осирис (егип. Усир).

Изображение на папирусе.

 

 

 

Касательно Осириса дополню следующее. Если покопаться в древнеегипетской мифологии, то можно обнаружить, что бог Осирис был вполне реальным человеком, который жил на Египетской земле. И что именно он обучил египтян пашенному земледелию, садоводству, основам ремесел, дал письменность и наказал соблюдать законы мирного земного общежития. С истечением времени, личность Осириса была сильно мифологизирована и его стали считать лишь Судьей человеческих душ в загробном мире. Но, тем не менее, все династии фараонов ведут от него свои родословные.

Как мы можем видеть по вышеизложенной цитате из книги «Сэнсэй-IV», при жизни Осирис занимался не только бытовыми вопросами египтян. А как и положено Бодхисатве, он опекался всем человечеством, в первую очередь, обновляя утраченные знания о духовной природе человека.

В египетской иконографии, Осириса  часто изображали с молодым трехлепестковым лотосом – символом духовной чистоты и истинного Знания. Он прорастал из семени, которое лежало под стопами Осириса. Семя лотоса сохраняет схожесть до 1000 лет и потому символизирует бессмертие, а его месторасположения являлось указанием на того, кто, в очередной раз, принес эти знания о бессмертии Души людям. На лотосе располагались четыре фигурки, которые олицетворяли четыре сущности человека.

Когда именно жил Осирис точно установить невозможно. Можно лишь предположить, что это было где-то в додинастический период истории Египта. На сегодняшний день историки, на основе археологических данных, обозначают этот период с 5 по 4 тысячелетие до н.э. Данные временные рамки точно соотносятся с началом периода расцвета в культуре Кукутень – Триполье. Что также отразилось в ТАП.

 

Завершая этот подраздел несколько слов нужно сказать об упомянутых выше четырех сущностях, тем более, что эта информация будет тесно связана с темой следующего подраздела. Приведу цитату из книги «Аллатра» где об этом сказано:

Верно, как я уже говорил, лотос в такой форме (ред. с опавшими лепестками) обычно изображался как символ духовного результата жизненного пути Личности после смерти её тела. Лотос с лепестками есть символ жизни активной, а когда лепестки опадают, остаётся суть — духовные зёрна, которые обрёл в себе человек в течение своей жизни. В рисунке папируса символично отображено, что на этой «сути», как Свидетели, стоят четыре основные Сущности. Они являются, проще говоря, информацией о каждом прожитом человеком дне, так сказать, посекундно. Обозначения над ними, как правило, отображают символические пометки счёта «мыслей и дел» (грехов) человека, зафиксированных каждой Сущностью. Это своеобразный условный указатель на количественный эквивалент активной доминации каждой из Сущностей за прожитую Личностью жизнь. Скрыть ничего невозможно, всё тайное становится явным. Эти четыре Сущности становятся, как «безмолвные Свидетели», которые никогда не лгут. Все деяния человека, его мысли, эмоции, переживания, все соблазны, чем прельщался и что выбирал в течение всей жизни — всё налицо перед Судьёй (ред. Осирисом).

 

Г) Косой крест. Засеянное поле. Четверик.

 

Подробнее остановимся на данном подразделе.

Итак, начиная с конца 6-го - начала 5-го тысячелетия до н.э. племена, населяющие Юго-Восточную и Центральную часть Европы, постепенно выходят на новый этап своего развития, который имел протяженность около 2-х тысяч лет. Этот период можно смело назвать – эпохой инноваций в материальной культуре. Ведь: 1) был осуществлен переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) – этот процесс современные ученые назвали «неолитической революцией»; 2) освоена обработка металла (в начале медь, позже бронза) в связи с этим 3) появились новые, более совершенные орудия труда; 4) появляются новые методики в производстве керамики - изобретены гончарный круг и гончарный горн для обжига; 5) изобретен колесный транспорт; 6) появляется разделение труда и как следствие этого 7) совершенствуется архитектура, а также 8) возникают прото-города (огромные поселки с населением 10-15 тыс. человек). Последний фактор вызван существенным увеличением населения, которое вынуждено было расселяться на новые территории или же должна была усложняться социальная структура данного общества.

Нужно отметить, что вспышки развивающихся цивилизаций, в течении этого периода, возникают не только в Европе, но и в иных концах света. Это такие, например, как Египетская, Хараппская (Индская), Шумерская цивилизации.

Но вернемся к Триполью. Давайте вместе проследим, как эпохальные перемены отразились на трипольских артефактах, относящихся к ТАП в плане сакральной символики.

Мы уже знает, что к этому моменту была проделана определенная работа по обновлению духовных знаний в данном регионе. Вследствие чего, людям были даны инструменты для внутренней работы. Это такие духовные практики как «Цветок лотоса», «Четверик» и «Пирамида». Перемены в духовном и материальном плане отразились и на том, что трансформируется форма фигурок, а также меняется их орнаментальное оформление - начинает преобладать геометрический орнамент. Кроме того, на фигурках появляется вот этот знак (рис. 1), который был уже представлен выше.

 

Рис. 1

 

Плысков, Украина

Первая половина 5-го тыс. до н.э.

Национальный музей истории Украины.

 

Исследователи трактуют этот знак как «засеянное поле» объясняя это тем, что: 1) знак визуально напоминает засеянное поле, а у трипольцев вся экономика базировалась на аграрной сфере, которая сакрализировалась и почиталась, так как напрямую зависела от плодородия земли; 2)знак наносился на женских фигурках в области живота – также параллель с плодородием; 3)фигурки использовались в аграрных обрядах, которые проходили в храмах, параллельно с выпеканием ритуальных хлебов; 4)в отверстиях знака на некоторых фигурках были найдены остатки пшеничных зерен, которые вставляли в них, очевиднее, в процессе обряда.

Доводы археологов достаточно обоснованы. Но, есть необходимость внести некоторую ясность в этот вопрос. Дело в том, что у многих знаков было как материально-бытовое значение, так и сакральное. В зависимости от того как и где он использовался. Для примера возьмем древний, очень распространенный знак - три волнистые линии. Должно быть, каждый посмотрев на него, скажет, что это знак воды – и будет прав. Но, в сакральном смысле, этот же знак приобретает уже иное значение, а именно - погружение человека вглубь себя, вхождение в мир духовный или, научным языком, в измененное состояние сознания. Человеку, который имеет личный опыт выполнения духовных практик, будет ассоциативно понятна эта символика. Для того, кто не практикует, этот знак так и останется - знаком воды. Потому, в контексте археологических раскопок, если такой знак был обнаружен, например, как элемент росписи стен храма или был нанесен на предметы культа, то он будет носить сакральный смысл, а не материально-бытовой. 

Такая же история и со знаком «засеянное поле», который в сакральной традиции древних славян именовался как «четверик», по названию духовной практики, которую данный знак и символизировал. Какое этому может быть подтверждение?

Для этого, давайте рассмотрим еще некоторые артефакты содержащие этот знак.

 

Румыния

Румыния

Румыния

Румыния

Кукутени-Чецетуя, Румыния

 Кукутени-Чецетуя, Румыния

(из книги «Энеолит СССР»)

Здесь приведены фото артефактов, на которых сохранилось четкое изображение данного знака. Как видно, отметки на поле знака имеют различную форму. Посвященные во все времена различными отметками обозначали активность, подконтрольность или доминирование той или иной сущности. Место нанесения на фигурках знака «четверик» также имело сакральное значение потому, что именно в этом месте расположен чакран «хара», который играет немаловажную роль при выполнении одноименной практики. На фигурках также нанесены иные сакральные обозначения – спирали, о них мы уже говорили выше, а также – горизонтальные линии, которые могут указывать на измерение, с которым работает человек изготовивший фигурку или тот, кого она символизировала.

Приведу еще некоторые фото.

 Новые Русешты, Молдова

Новые Русешты, Молдова

Сабатиновка, Украина Сабатиновка, Украина

Tacula-Dealul Micfea, Румыния Tacula-Dealul Micfea, Румыния

 

 

 

 

Путинэшты, Румыния Путинэшты, Румыния

 

Считаю необходимостью, чуть шире сказать о сакральной символике равностороннего косого креста. Как уже было написано выше, данный знак – это символ Знаний о четырёх Сущностях (сторонах) человека и Душе (центре).

Крестообразные алтари на керамических моделях трипольских жилищ 

Крестообразные алтари на керамических моделях трипольских жилищ. 1,2,4,5 – коллекция «Платар»; 3 – Сушковка (НМИУ); 6 - Черкасов сад (ОАМ)

 

И этот сакральный символ был широко представлен в трипольской культуре, например – в храмах. По археологическим данным известно, что храмы в трипольских поселениях строили уже с ранних этапов развития культуры. Обязательным их атрибутом был алтарь. На ранних стадиях развития культуры были распространены в основном круглые, квадратные или прямоугольной формы алтари. С развитием культуры широко распространяется форма алтарей в виде равностороннего косого креста с углублением в центре. Часто, вместо углубления могла быть чаша из глины. Данные чаши или углубления служили местом для огня – символа Души. Алтари вымащивали из глины и расписывали орнаментом. Что интересно, такой формы алтари были вымощены не только в храмах, но и в каждом жилом трипольском доме.

 

 

 

 Символ косого креста

Схемы символа косого креста из книга «Аллатра» приведена по типу «печати».

Глиняная модель трипольского дома. (Коллекция Платар). 

Глиняная модель трипольского дома. (Коллекция Платар).

Алтарь с углублением.

 

Фрагмент модели дома - крестообразный алтарь с чашей 

Фрагмент модели дома - крестообразный алтарь с чашей. (Коллекция Платар).

 Схематическая зарисовка крестообразного алтаря

Схематическая зарисовка крестообразного алтаря раскопанного в 2012 году международной археологической экспедицией возле села Небелёвка Кировоградская область, Украина.

 

Вид алтаря на месте раскопок 

Вид алтаря на месте раскопок

 

После реставрации в экспозиции музея

 Ориентация крестообразных алтарей на керамических моделях трипольских жилищ

Ориентация крестообразных алтарей на керамических моделях трипольских жилищ.   1 - Черкасов сад (ОАМ); 2,3 – коллекция «Платар».

 

 

Как и другие, данный алтарь был сооружен в форме именно косого равностороннего креста потому, что его лопасти ориентированы с отклонением в 45 градусов от сторон света. При раскопках данная конструкция, размер которой был 4.3 метра в поперечнике, была изъята монолитом, отреставрирована и сейчас находится в экспозиции Кировоградского краеведческого музея.

 

 

Ориентация крестообразных алтарей на керамических моделях трипольских жилищ 

Реконструкция мегаструктуры под условным названием «Небелёвский храм». Храм находился на территории трипольского поселения возле с.Небелёвка (территория поселения по данным аэрофотосъемки – около 300га, датировка - конец V — начало IV тыс. до н. э).

 

Данный алтарь находился в храме, который был огромных размеров – 21х60 метров. Состоял из двух этажей с галереями и внутренним двором. Всего алтарей в останках данного храма было обнаружено – 7. Самый крупный был округлой формы и имел размер около 5-ти метров в поперечнике. Алтари были декорированы прочёрченным орнаментом и окрашены в белый и красный цвет. Судя по обожженной поверхности, археологи пришли к заключению, что в центре алтаря часто горел огонь. Постройки такого уровня как «Небелёвский храм» красноречиво говорят не только о развитом монументальном строительстве, но и о высокой духовной культуре трипольцев.

Керамический горшок, Румыния Керамический горшок, Румыния

Знаки на посуде 

Знаки на посуде,

из книги «Энеолит СССР»

 

Имея исток в духовной сфере, символика косого креста переносилась и на сферу материальную. Потому данный знак можно встретить не только на ритуальных  предметах, но и на бытовых - как напоминание о двоякой природе человека и о главенстве духовного.

 

 

Коломойщина, Украина 

Коломойщина, Украина

 Усатово, Украина. Вторая половина 4тыс. до н.э.

Усатово, Украина. Вторая половина 4тыс. до н.э. Одесский археологический музей.

 

 

Отметки в виде косого креста на позднетрипольских статуэтках.

Нужно отметить, что позднетрипольские памятники типа Усатово (Одесская область, Украина) некоторые исследователи выводят уже в отдельную культуру. Относительно же приведенного образца фигурки из этого памятника отмечают, что крестообразная насечка на этой фигурке символизирует перевязь для ношения длинного кинжала.

 

С упадком культуры, как следствие разного рода климатических и социальных потрясений, внутренняя, духовная, суть знаний утрачивается. Остается лишь внешняя форма в виде знака - он может бытовать еще долгое время в виде орнаментального элемента, который стал традиционным. Люди просто копируют его из поколения в поколение потому, что так делали их предки. Академик Борис Рыбаков указывает на такие аспекты устойчивости орнаментального сюжета на протяжении тысячелетий в своей статье «Космогония и мифология земледельцев энеолита»:

 Космогония и мифология земледельцев энеолита

Элементы традиционного орнамента на вышитых украинских рушныках Элементы традиционного орнамента на вышитых украинских рушныках.

 

Отголоски древних знаний в виде ромбических форм

Отголоски древних знаний в виде ромбических форм, равносторонних и косых крестов можно и по сегодняшний день встретить, например, среди орнаментов на традиционной украинской вышивке.

 

 

Д) Пирамида и другие обозначения.

 

Художественная реконструкция Художественная реконструкция

 

 

Для начала отмечу, что изображения в виде знаков нанесенных на подобные фигурки, некоторые исследователи называют декором на элементах одежды. Но хотелось бы спросить у этих исследователей – если это лишь декор, то откуда эти символы попали на одежду и почему? Не находится ли их исток в духовной, сакральной сфере?

Другие исследователи утверждают, что геометрический орнамент мог символизировать складки на тканях одежды (?), а пирамидальные формы на фигурках – это схема «обёртывания тела», как у египетских мумий. Здесь далеко не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд, но каждый исследователь интерпретирует эти аспекты, опираясь на свой личный опыт.

 

Тем не менее, оставляю эту информацию на суд читателя и более в этом разделе комментировать ничего не стану. Вместо этого, приведу несколько выдержек из книги А.Новых «Аллатра», параллельно с этим рассмотрим некоторые артефакты.

… с позиции Наблюдателя высшего измерения структура человека выглядит не так, как в трёхмерном мире (с руками, ногами, головой и туловищем). Она выглядит как сложная форма, которая более всего похожа на усечённую четырёхгранную пирамиду с отделённой верхушкой, если, конечно, подобрать к ней самую близкую ассоциацию, понятную для мышления жителя трёхмерного измерения. Благодаря медитации «Пирамида» человек может прочувствовать свою энергетическую структуру, связанную с четырьмя Сущностями, расширить своё восприятие, но главное, прочувствовать свою Душу.

 

 Drăguşeni, Румыния. 4050-3900 до н. э Музей в Ботошанах.

Drăguşeni, Румыния. 4050-3900 до н. э Музей в Ботошанах.

 

Новые Русешты, Молдова. 

Новые Русешты, Молдова.

Фото из книги «Энеолит СССР».

 Солончены, Молдова. 4400 лет до н.э.

Солончены, Молдова. 4400 лет до н.э. Национальный музей истории Украины

Думешты, Румыния

Думешты, Румыния

 Кукутени, Румыния. 4500 лет до н.э.

Кукутени, Румыния. 4500 лет до н.э.

 

«… чаще всего в священных текстах символ в виде косого креста (или его вариаций) указывал на Знания об энергетической конструкции человека, его Сущностях, взаимосвязи с измерениями. Измерения условно изображались в виде количества ступенек усечённой пирамиды или лестницы, деталей узоров (бутонов лотоса, его лепестков, контуров гор, зигзагообразных линий), кругов в круге, чёрточек, зёрен, точек. По количеству, как правило, они были равны 3, 4, 5, 6, 7».

Tacula-Dealul Micfea, Румыния. 

Tacula-Dealul Micfea, Румыния.

На данном изображении четко видно, что на некоторых фигурках совмещаются пирамидальные отметки и знак обозначающий «четверик». Также, параллельно присутствуют и другие обозначения.

 

«А вот наличие семи одинаковых элементов рисунка обозначало седьмое измерение, указывающее на совершенного человека, структуру мира до 7-го измерения или понятие «рая», «Нирваны», «освобождения Души». Иногда рядом с символическим обозначением седьмого измерения изображались условные пометки в количестве равном 8, 9, 12, 13, а также 33 или 72, указывающие на знания о Вселенной. Такую сакральную информацию нередко фиксировали в узорах ритуальных предметов, одежд или священных сооружений».

 

   

 Отметки на статуэтках, найденных на территории Румынии

   Отметки на статуэтках, найденных на территории Румынии.

 

Послесловие автора.

 

Работая над этой статьей, ваш покорный слуга, старался докопаться до истинной сути данного явления, потому преследовал цель подходить к анализу фактов непредвзято. Для этого был изучен определенный объем специализированной литературы, информация из которой была сопоставлена со знаниями о духовной природе человека, изложенными в книгах А.Новых. В процессе работы стало более чем очевидно, что эта тема крайне объёмна и глубока. Потому, можно смело утверждать, что данная статья – это всего лишь вершина айсберга, которая частично показалась на поверхность и которая еще ждет своих исследователей и энтузиастов.

Прошло уже несколько тысячелетий с того момента, как останки последних трипольских поселений поросли степной травой. Но благодаря археологии мы сегодня можем бережно прикоснуться к прошлому, хоть на толику, чтобы извлечь самое ценное для человека во все времена – это знания и опыт! В условиях отсутствия письменности трипольцы схематически фиксировали их на глиняных изделиях, используя при этом разные знаки.

Множественные артефакты трипольской культуры красноречиво твердят о том, что если духовный аспект будет превалировать в обществе, то материальное благополучие обязательно приложится. Ведь если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своём! Об этом упрямо твердит вся история трипольской цивилизации, люди которой смогли своими руками создать то, что ученые сейчас называют - «золотой век энеолита».

Следует добавить, что вовсе не инновационные технологии в производстве керамики или металлургии или что-либо еще, а знания о духовном начале были самыми значимыми в те времена. Ведь они выводили человека на новый уровень развития. С помощью этих инструментов для внутренней работы, человек мог преодолеть своё животное начало, тем самым предоставить шанс развиться своему духовному началу. В результате чего прийти к Богу в качестве уже принципиально иного – духовного существа. А что может быть важнее и почётнее?!..

И напоследок, читателям, которые заинтересовались данной тематикой и которые, возможно, хотели бы разобраться в этой теме глубже, привожу список использованной для написания данной статьи литературы.

 

Литература:

  1. Бурдо Н.Б. «Реалистическая пластика Триполья – Кукутень: систематизация, типология, интерпретация»  изд-во Lambert, 2013
  2. Відейко М.Ю. «Трипільська цивілізація» К.2008
  3. Гимбутас М. «Цивилизация великой богини» М.2006
  4. «Давня кераміка України» Ч.1 К.2002
  5. «Історія декоративного мистецтва» Т.1 К.2010
  6. «Енциклопедія Трипільської цивілізації» Т.1 і 2 К.2004
  7. Новых А. «Аллатра» К.2013
  8. Новых А. «Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы» К.2009
  9. Новых А. «Птицы и камень» К.2009
  10. Погожева А.П. «Антропоморфная пластика Триполья» Новосибирск,1983
  11. «Энеолит СССР» М.1982
  12.  Бурдо Н.Б. «Антропоморфна пластика з трипільського поселення Майданецьке»//Археологія №2, 2011
  13.  Бурдо Н. Б.«Реалистическая пластика культурного комплекса Триполье – Кукутень»//Stratum plus №2, 2010
  14.  Мовша Т.Г. Об антропоморфной пластике Трипольской культуры//Советская археология №2,1969
  15.  Палагута И.В.  «Наборы статуэток Прекукутени - раннего Триполья: опыт социокультурной интерпретации раннеземледельческой пластики»//Российский археологический ежегодник №3,2013  
  16.  Рыбаков Б.А. «Космогония и мифология земледельцев энеолита»//Советская археология №1,1965
  17.  «Исследования мегаструктуры на поселении трипольской культуры у с.Небелёвка в 2012году»//Tyragetia №1, Chisinau 2013
  18.  Цвек Е.В. «К проблеме изучения трипольского орнамента»
  19.  Sorochin V. «Aspectul regional cucutenian Draguseni – Jura» Piatra-neamt,2002

 

 

Подготовил: Святослав Сергеев (Киев, Украина)

 

Подписаться на новости Помочь проекту


Статьи из раздела:



Комментарии

Юлия 18.03.2017 01:29 Ответить ↵

Очень, очень интересный материал! Спасибо огромное! Пока прочитала две части, дочитаю до конца, думаю, появятся более содержательные комментарии) 


Неля 12.03.2017 16:15 Ответить ↵

Огромное спасибо автору за ценный труд. Такой большой пласт информации раскрыт. Столько еще можно познать, владея данной информацией.


Gazolin 10.03.2017 11:45 Ответить ↵

Такое ощущение, что часть статуэток исмволизирует людей, которые сидят и занимаются практикой. Ну, вот как мы в группах бывает собираемся, общаемся, а потом делаем какую-то практикую. У нас примерно такое же положение тела, когда оно сидит на стуле )))


Дато 09.03.2017 14:05 Ответить ↵

Спасибо за проделанную работу!


Андрей 08.03.2017 20:04 Ответить ↵

Честно говоря не думал что прочитаю статью целиком, да ещё и с таким интересом. Познавательно


Саша 08.03.2017 18:31 Ответить ↵

Ничего себе обзорчик!

Обзорище!

Спасибо!

Будем изучать



Оставить комментарий

Серебряная нить
  • Откровенный диалог о самом главном

    20.08.2015

  • Смысл жизни - бессмертие

    07.09.2015

  • ЕДИНЕНИЕ

    27.09.2015

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Цель проекта

Интересные рубрики