Начну эту статью с замечательного фильма об удивительном народе, незаслуженно вычеркнутом из истории, оболганном и оклеветанном. Они ушли, но обещали вернуться. Когда? Возможно в то самое Золотое Тысячелетие человечества?...
Этрусская душа, наивная, простая, улыбается нам устами таинственного бога. Ему более 2,5 тысяч лет. Когда-то он стоял на крыше храма. Эту терракотовую скульптуру Аполлона (не путать с греческим, найденную скульптуру условно так назвали) нашли там, где, как предполагают, был древний город этрусков — Вейо. Говорят, когда археолог Джулио Джильоли в 1916 году освободил от земли голову и плечи Аполлона, чувства настолько переполнили его, что он склонился и поцеловал статую.
Этруски глубоко понимали закон циклов, умели читать будущее и воспринимать знамения, рожденные непрерывным движением жизни во вселенной, где единственно верный путь — одновременно горизонтальный и вертикальный.
Одна из их священных книг называлась Ostentario, «Собрание чудес». Чудом этруски считали саму
жизнь, во всех ее проявлениях, — и она всегда была больше, чем просто «жизнь». Они значили зачем жили, они построили город, который должен был называться Мир, но жажда власти жрецов захлестнула многих лукумонов (правителей) из самих же этрусков, было предастельство и среди своих. Позже добавились и латины, а впоследствие получилось то, что получилось - Рим. Внимательный читатель заметит, что название город получил в честь... впрочем, не будем упоминать его имени.
Этруски создавали уникальную керамику буккеро, ставшую своеобразным символом их культуры. Это были сосуды с гладкими или рифлеными стенками, без росписей, но обожженные так, что казались созданными из металла. Куда бы ни отправлялись этрусские купцы, они всюду везли с собой эту керамику.
На всю ойкумену славились этрусские ювелиры. Даже греки не могли с ними сравниться. Их изделия до сих пор поражают своим изяществом, филигранностью работы и сложностью исполнения. Излюбленной техникой этрусков была зернь — крошечные золотые шарики, диаметром около 0,14 мм, которые напаивались на медную пластину. В наши дни не раз пытались изготовить такие же мелкие шарики и найти способ их соединения с основанием, однако все они оказались чрезвычайно трудоемкими.
В 1836 году около города Цере открыли неразграбленную гробницу со множеством золотых украшений, которые поразили весь мир. Так, среди них была фибула длиной 2,67 см, украшенная пятью выгравированными на ней львами и 55 выпуклыми уточками. При этом вся фибула была покрыта мельчайшими шариками из золота, которых всего было около 120 000!
Этруски были хорошими стоматологами. В их гробницах найдены зубные протезы, один из которых, например, представлял собой четыре золотых кольца, стягивавших четыре зуба. Боковые кольца надевались на здоровые зубы, а к ободку внутренних крепились протезы. На испорченные зубы могли также надевать золотые и терракотовые коронки.
«Народ этрусков — это народ, знающий лекарства», — говорил о них римский философ Сенека.
Cердоликовая гемма с изображением скарабея. Несколько сот таких гемм, из множества найденных в этрусских гробницах, сейчас хранится в Эрмитаже. Создавая уникальные памятники культуры и преображая мир вокруг себя, этруски гораздо большее значение придавали жизни после смерти. Не потому ли, что знали о ней нечто такое, чего не знаем мы?
Надо отметить, что в древних русских языческих капищах, раскопанных археологами, видны явные следы обряда, сходного с этрусским обрядом сакральной закладки города, который состоял в окружении большого ритуального огня, соответствующего центру, как этрусский Мундус, несколькими малыми огнями. Они ограждали периметр капища, на котором проходило сакральное действие и которое было строго ориентировано по сторонам света. Одно из таких языческих капищ раскопано на Перыни. Все это опять же указывает на древнейшие общие корни в мифологическом мировоззрении древних славян и этрусков.
Фотографии из некрополя Baratti Populonia и Piombino.
Они считали себя потомками и наследниками самих богов. Как рассказывают их легенды, когда-то давным-давно этрускам явился бог Таг. Он возник на только что вспаханной борозде, прямо из-под земли в облике младенца, чтобы дать этрускам божественные каноны и обучить их искусству предвидения. Он знал все тайны природы и велел собравшимся вокруг него лукумонам — 12 великим правителям этого народа — записывать его рассказы. За один день Таг состарился, поседел и, исполнив свою миссию, ушел обратно в землю. Откровение записали слово в слово; позже его дополнила нимфа Вегойя, и свод древних знаний со временем стал «библией» жителей Этрурии.
На протяжении многих веков «Этрусская дисциплина» — так называлась эта книга законов, норм и правил — определяла взаимоотношения загадочного народа с богами. И хотя до нас дошли только ее фрагменты, по ним мы можем судить о взглядах этрусков на природу, человека и религию — три грани единой жизни.
В мире, верили они, ничто не происходит случайно; любое событие или природное явление есть лишь отражение того, что свершается на невидимых планах вселенной.
По их представлениям все сущее было проявлением Божественной мысли в земном, двойственном по своей природе мире. Но поскольку все сотворенное неумолимо стремится к хаосу и, «разворачиваясь» в пространстве и времени, изначальный замысел Творца неизбежно искажается, необходимо вновь и вновь приводить сотворенный мир в порядок, восстанавливать его связь с Небом, с Создателем.
Тайны этой божественной науки знали жрецы этрусков. Чтобы ограничить власть хаоса и профанного, восстановить связи между землей и Небом, микрокосмом и макрокосмом, они приводили в гармонию земные объекты с движущимися по небу светилами. Так любое пространство — будь то город, или холм, или долина, любой участок земли, небесного свода либо внутренности жертвенного животного, — превращалось в священную территорию, «храм», «место Закона».
Чтобы наблюдать божественные знаки, жрец находил четыре основных точки горизонта и обозначал на земле крест с двумя главными осями — север-юг (кардо), восток-запад (декуманос). Затем он делил земной круг в шахматном порядке на 16 частей; считалось, что в каждой из них обитало свое божество. И по тому, в какой из «частей» пространства происходили знамения (куда попадали молнии, где пролетали птицы и т.д.), жрецы-авгуры определяли, кем из богов было послано предзнаменование и благоприятно ли оно.
Человеческая жизнь делилась на 12 семилетних циклов — «недель». Каждая такая «неделя» приносила человеку новые возможности, ставила перед ним особые задачи; он получал дары от богов и мог обращаться к небожителям с просьбами. Когда заканчивался десятый цикл и человеку исполнялось 70 лет, он утрачивал право просить и получать от богов что бы то ни было. А в конце 12-й «недели», в 84 года, люди «выходили из своего духа», и им уже не нужны были знаки. Те же самые циклы, но более длительные, определяли жизнь городов, государств и целого человечества. Эта вера этрусков в расцвет и закат всего, что существует на земле, стала основанием для несправедливых обвинений их в пессимизме. На самом же деле очень многие древние народы верили, что человек и его судьба, как и судьба любого народа, тесно связаны с ритмами космоса и что надо всем властвует единый закон циклов. Он дает обновление через смерть, которая в действительности есть возвращение к истокам.
Жизнь для этрусков была коротким мгновением по сравнению с вечностью, которой человек принадлежал и к которой возвращался. Символическим выражением этих представлений было и то, что свои жилища и даже храмы этот древний народ строил из быстроразрушающихся материалов, а гробницы — из каменных блоков, переживших тысячелетия. Дома и храмы этруски украшали образами «пограничных» животных (чаще всего это была лошадь) — они связывали мир живых с миром мертвых и указывали умершим путь в иной мир. В Аквароссе некоторые дома были покрыты черепицей с изображениями (белыми на красном фоне) змей (стихия земли), коней (стихия воды) и аистов (стихия воздуха). Причем эти рисунки видны были только сверху, с «небес», а те, кто шел по улице, не замечали их.
О том, что происходило с человеком после смерти, рассказывали Libri fatale. — до нас дошли лишь небольшие отрывки из этих книг, сохраненные разными римскими и христианскими авторами. Из них мы знаем, например, что этруски верили в загробный суд, который вершила крылатая богиня Вант, и поэтому клали в гробницу умершего «книгу жизни», чтобы богиня не была к нему слишком суровой.
В книге
пророчеств нимфы Вегойи, повествующей о сути границ и последствиях нарушения закона, как заклинание, постоянно повторяются слова: «Сохраняйте границы».
Священные знания этрусков хранили великие лукумоны: именно они прокладывали на земле «священные границы», проводили божественные законы на землю — и тогда наступало «золотое время». У лукумонов были свои знаки власти и атрибуты, по которым их узнавали: золотая корона, секира, пурпурная кайма на одеянии, плащ, расшитый звездами, скипетр с изображением орла. Память о подобных королях-жрецах сохранилась в преданиях и кельтов, и майя, и шумер, и египтян: с небольшой группой приближенных — своим «племенем» короли-жрецы приходили на земли, где уже жили племена, возможно некогда великие, и учреждали мистерии и таинства, передавали символы, закладывали основы новой цивилизации. Кто знает, кто был самым первым Лукумоном, давшим знания? ("... Я много раз одежды одевал. Ходил с клюкой бескрайнею дорогой, питая плоть лишь тем, что находил. И был царём, и правил долго народами, которых и не счесть. И всякий раз одежда мне давила, стесняла и мешала жить...")
Можно было ещё много приводить заслуги этрусков в архитектуре, культуре, керамике, ювелирых украшений, плавлении металлов и тд. Суть не в этом, а в том, что тогда многие истинно выбравшие выйти в Вечность действительно вышли. Кто знает...
Этруски знали, что должны уйти. Рядом рождался новый мир — будущий Рим. И лукумоны пришли в Рим с миром, когда это было еще маленькое поселение на холме. Они осушили болота и построили стены Вечного города, заложили Капитолийский храм, провели реформы и дали законы. В конце VI века до н.э. римляне изгнали этрусских царей и начали вести войны с их городами. В это же время этруски потерпели поражение от греков под Кумами, им нанесли тяжкий удар кельты. Но описание их поражений лишь «внешний фон» совсем другой истории. Этруски долго готовились к уходу. Постепенно, с III века до н.э., многие из них ассимилировались среди нового, молодого народа, успев, однако, передать ему все, что должны были: знания, науки и искусства, законы. Другой вопрос, как эти знания и для чего были использованы этим молодым народом. Но это уже другая история.
Чудом этруски считали саму жизнь, во всех ее проявлениях, — и она всегда была больше, чем просто ЖИЗНЬ!
Подготовила: Kseniya
Татьяна 09.08.2018 22:11 Ответить ↵
Спасибо, интересная информация. Лукумоны у меня с представителями Духовного Мира не проассоциировались - исходя из приведенной информации, их интересом была власть, и приведённые знаки отличия - короны, секиры, скипетры, орлы соответствуют деструктивной символике. Также во второй фотоподборке представлена фотография гробницы - на стене, под потолком изображена сцена где два хищника с двух сторон раздирают газель. Согласно знаниям из книги АллатРа, хищные звери по обеим сторонам чего-то (например, на гербах) - это активация Боковых сущностей людей, пробуждающие хищное животное начало. Газель, например в суфизме, симолизирует духовные состояния. Соответственно, картина не созидательная получается. Тоже говорит о подменах или о намеренных искажениях.