Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Дуализм.

С чего всё начинается?
С осознания того, что человек дуален.

 

 

Так вот, Существо, которое создал Бог, состояло из божественного начала, то есть души. Оно не знало плохого, оно знало только хорошее, потому что в нем была божья Любовь. Естественно, что Существо обладало огромными способностями и для него не было никаких преград… Этих Существ, помимо Бога, возлюбил и Люцифер, ангел Света, который является правой рукой Бога. И он сказал Богу: «Эти Существа не понимают, насколько Ты любишь их, потому что знают только хорошее». И Люцифер начал отстаивать индивидуальность Человека, его позицию как свободного Существа для познания, дабы Человек истинно возлюбил Бога, а не для того, чтобы он просто существовал перед Богом как растение, радуя Его взор. Бог «при­казал» Люциферу: «Раз ты любишь их так, как я, то научи их этому». И Бог заселил людей на Землю, которая специально была создана для человека с морями, сушей, растительностью и разными зверушками. Люцифер же создал тело чело­вечес­кое, в которое Бог поместил душу, породив тем самым в нём два начала: духовное и животное. И человеку была дана Богом сила мысли, поскольку он является сыном Божиим. Разум же стал полем битвы мыслей двух начал. Именно это и подчёр­кивает создание человека Богом и Лю­цифером вместе. Именно это и показывает, что Лю­цифер бы­л и остается правой рукой Бога, ибо он принимал активное участие в создании человека и принимает активное участие в воспитании его ду­ши… Таким образом, Люцифер дал людям возмож­ность в совершенстве понять и познать, что такое хорошее и плохое. А Бог дал людям свободу выбора между двумя этими началами. С тех пор Люцифер и опе­кает людей.

«Сэнсэй. Исконный Шамбалы» А.Новых

 

 

Многие наши читатели слышали и знают, кто такие гностики и катары, и каково было их мировоззрение. Им было известно о том, что человек дуален, в нём присутствует частичка Вечности - Душа (Часть Мира Духовного) и в тоже самое время, человек находиться под властью системы (Дьявола), ведь тело человека сотворил Люцифер. Но человек волен сам выбирать, кому служить, Богу или Дьяволу. И делает это человек (выбирает), в каждом моменте своей жизни.

За подобное мировоззрение христианская церковь уничтожила как гностиков, так и катар, притом расправа была очень жестокой, целые города вырезали под лозунгом «Убивайте всех, Господь распознает своих!», не щадя при этом ни стариков, ни детей, ни женщин.

Что же было такого страшного для церкви, в лице этих людей? Они просто понимали, что никакой Папа Римский их не спасёт! Для общения с Богом им не нужны были никакие посредники, а управлять такими людьми практически невозможно, поэтому для церкви, для касты жрецов, они были крайне опасны.

А вот были ли эти Знания, о том, что человек дуален, на тех территориях, о которых мы пишем в цикле «Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних». Я рассмотрю этот вопрос в узком формате, только на примере финно-угорских народов. А поможет мне в этом книга «Мифы финно-угров». Автор: Владимир Яковлевич Петрухин.

Владимир Яковлевич Петрухин - советский и российский историк и археолог. Доктор исторических наук (1994), профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени Факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, главный научный сотрудник Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН.

 Владимир Яковлевич Петрухин

Первый дуалистический миф, который встречается в русской летописи (я сейчас говорю об известных летописях, а возможно есть и другие упоминания в летописях, пока неизвестные) относится к столь полюбившемуся Дато XI веку. Летописец, описывавший события, без сомнения был христианином, и в описании даже присутствует своеобразный религиозный диспут. О том, насколько правдиво изложены события, я судить не берусь, для меня более важно в данном случае само упоминание, которое я выделю в тексте.

 

Дуалистический миф о сотворении человека и прения с волхвами.

Мифы финно-угров

«Итак, славяне, встретившиеся с финно-угорскими племенами на севере Восточной Европы, довольно быстро познакомились с их «чудскими» верованиями и богами. В Новгороде даже стали делать амулеты для чуди — металлические фигурки божков с питьевым рогом в руке. Их до сих пор находят в Вятке и некоторых других отдаленных регионах.

Эта встреча двух культур привела к взаимодействию разных традиций, так что зачастую бывает непросто отделить в фольклоре исконно «чудские» черты от исконно славянских. Это относится уже к древнейшему и драматическому эпизоду в истории Севера Восточной Европы — региона, вошедшего в состав Древнерусского государства и принявшего крещение на рубеже X и XI вв.

В той же Начальной русской летописи под 1071 г. рассказывается о голоде, который разразился в Ростовской земле. Тогда и объявились два волхва, которые стали уверять людей, что знают тех, кто «обилье» (припасы) держит. С толпой оголодавших они двинулись по Волге по погостам, где собиралась княжеская дань и, действительно, хранились припасы. Там волхвы указывали на «лучших» (знатных) жен, обвиняя их в том, что одна прячет жито, другая — мед, третья — рыбу, четвертая — меха. Наивные слушатели приводили к волхвам своих жен, сестер и матерей, а волхвы, мороча людей, делали разрезы на спинах у несчастных женщин и якобы вынимали оттуда то жито, то рыбу, расправляясь таким образом со знатными женами, а имущество их забирали себе.

Когда волхвы дошли до Белоозера, с ними было уже 300 человек. Здесь они столкнулись с воеводой князя Янем Вышатичем (который и рассказал летописцу об увиденном). Он собирал дань, и белозерцы поведали ему о том, что два кудесника уже убили многих жен по Волге и Шексне. Янь узнал, что волхвы — зависимые люди, смерды его князя, и потребовал их выдачи. Но восставшая толпа не желала выдавать предводителей. Воевода попытался расправиться с восставшими силой оружия, но те отбились от Яня и его немногочисленных отроков и даже убили священника, который, видимо, пытался их образумить. Янь вынужден был обратиться к самим белозерцам, пригрозив им, что если они не схватят волхвов, он будет кормиться у них с дружиной целый год. Угроза подействовала, и белозерцы схватили волхвов. Тут и началось судебное разбирательство, которое превратилось в итоге в религиозный диспут — прения об истинной вере.

Воевода спросил, за что волхвы убили столько людей. Они отвечали, что люди эти прятали припасы, и обещали продемонстрировать это воеводе — вынуть из тел своих жертв жито или рыбу. Янь был начитанным христианином и обвинил волхвов во лжи — ведь человек сотворен Богом из праха земного, состоит из костей и кровяных жил, истинное же знание о человеке доступно одному Богу. Волхвы же настаивали на том, что они знают, как сотворен человек. «Как же?» — спросил Янь.

«Бог мылся в бане и вспотел, — отвечали волхвы, — отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. Тогда заспорил Сатана с Богом, кому из ветошки сотворить человека и сотворил человеческое тело, Бог же вложил в него душу. Вот почему после смерти тело попадает в землю, а душа идет к Богу».

Что интересно, далее автор книги упоминает об одном общем древнем источнике, который как оказывается, очень хорошо известен историкам религии. Как вы, наверное, уже поняли речь в данном случае идёт, о Зороастризме.

«Миф о том, что тело человека сотворил Сатана, бытовал у многих финно-угорских народов, и мы еще не раз о нем вспомним. Однако едва ли этот миф, в отличие от обряда, имеющего мордовские параллели, восходит к древнейшему прафинно-угорскому или уральскому периоду. Он был распространен не только у финно-угров, но и у их ближайших соседей — тюрков и славян. Возможно, все эти народы почерпнули вышеуказанный миф из общего древнего источника, и этот источник довольно хорошо известен историкам религии.

Так называемые дуалистические мифы о сотворении мира и человека — когда в творении принимают участие два творца, добрый (Бог) и злой (Сатана, дьявол) — восходят к древнеиранской религии, а в средневековом мире распространяются вместе с многочисленными дуалистическими ересями.»

 

МИФОЛОГИЯ КОМИ                            

 

Ен и Омоль

«В мифах Коми о сотворении мира бог Ен как творец хорошей и праведной части мира противостоит своему брату Омолю (или Кулю у коми-пермяков) — создателю всего плохого и злого. Имя Ена означает «бог, небо» и близко именам других небесных богов, в том числе удмуртского Инмара. Имя Омоль — «плохой, гадкий» — по некоторым предположениям отражает наименование высшего бога Юмала у соседей коми, западных финнов. Имя Куль — общее для наименования злого духа у коми и обских угров.»

Интересное упоминание, о том, что Омоль был сотворён из тени Ена и что он является двойником Ена.

«Рассказывают также, что Ен сначала один плавал на лодке по безбрежному океану. Ему некуда было пристать, и в сердцах бог плюнул в воду; тут и появился его двойник в такой же лодке — Омоль (в другом мифе Ен сотворил Омоля из своей тени). Ен превратил его в гагару и велел нырять на дно океана, чтобы достать земли, а сам тем временем заморозил поверхность океана. Лишь с трудом гагаре удалось пробиться на поверхность и вынести всего три песчинки. Из них Ен сотворил Землю.»

мифология Коми

Происхождение людей.

«Ен сначала сотворил человека (морт), покрытого роговой оболочкой: но Омоль соблазнил стерегущую творение собаку, покрыл нечистотами и оплевал человека, так что Ену пришлось вывернуть его наизнанку, а роговыми оставить только ногти. Собаке же запрещено было жить в доме. С тех пор коми говорят, что когда человек посещает отхожее место, он возвращает долги Омолю.

В другом варианте мифа Омоль плюнул и на первую женщину (отвлекши собаку-сторожа куском мяса), и именно от этого плевка произошли женские половые органы.»

Согласно другому мифу, творцом мира оказывается не птица, а Бог, но и он плавает в водах начального океана на чудесном судне — каменной лодке. Из пены появляется Сатана, и Бог заставляет его нырять на дно, чтобы достать землю. Лишь на третий раз, поминая Божье имя, Сатана смог добыть землю, но часть ее утаил во рту. Бог же стал перетирать землю ладонями и рассеивать ее по океану, отчего земля стала разрастаться на волнах. Расти стала и утаенная Сатаной земля, так что тот вынужден был выплевывать ее — так возникли холмы и горы.»

Встречается в мифах Коми и знакомое уже по другим моим статьям число двенадцать. Если говорить о числах в мифологии народов, о которых я пишу, то числа: шесть, семь, двенадцать, встречаются довольно часто. Числа шесть  и семь связаны с сотворением мира, точно так же, как знакомые уже многим уточка и яйцо. Приведу пример из финской и карельской мифологии:

"В финской руне о создании Мира Вяйнямёйнен (Вяйно) оказывается в водах моря потому, что злобный саамский колдун стреляет в него из лука. Шесть лет плавал он по водам как еловое бревно. Утка летает над волнами в поисках места для гнезда, и Вяйно подставляет ей колено и лопатку. Утка откладывает там «яйца золотые», согревает их и ждет, когда вылупятся утята. Но Вяйно не выдержал жара от яиц и стряхнул их с колена. Яйца разбились «на шесть кусков и семь осколков». Из нижней части возникает Мать-земля, из верхней — небосвод. Вероятно, с образом Вяйнямёйнена — демиурга, создавшего звездное небо, связано и одно из названий Млечного пути в финской традиции: «Путь Вяйнямёйнена».

Есть очень красивый миф о девушке Суометар, Праматери финского народа:

«Некая пастушка поймала на болоте «крякунью-утку», и та снесла «на радость людям» золотое яичко. Пастушка принялась согревать яичко, и из него вышла молодая девушка, которой дали два имени — Сорсатар и Суометар.

Имя Сорсатар означает «Дочь утки» — ведь девушка появилась из утиного яйца (как и весь мир) Но еще интереснее другое имя девушки: Суометар, что означает «Дочь Суоми» — так называют свою землю финны. Значит, рожденная из яйца девушка — праматерь финского народа.»

Кстати говоря, Сорсатар вышла замуж за сына полярной звезды, отказав при этом сватавшимся к ней Месяцу и Солнцу.

Пришелся ей по нраву,
Как хозяин бережливый,
И в семье как сын прекрасный
У Медведицы на небе,
На спине у семизвездной.

«Полярная звезда в финно-угорской мифологии — центр небесного мира, вокруг которого вращается небосвод. Земная дева оказывалась, таким образом, в центре мироздания.»

«Число семь — священное в финно-угорской мифологии: Верхний и Нижний миры делились на три яруса каждый, поэтому Вселенная оказывалась семислойной. Семь небес по семи цветам радуги насчитывали коми, семь ярусов Вселенной — обские угры. У верховного бога Нуми-торума было семь сыновей — покровителей Земли; семь вождей возглавляли венгров в их преданиях об обретении родины, семь сыновей родилось и у Перы-богатыря, первочеловека в эпосе коми; семь яиц снесла утка-демиург в карельской руне и т. д.»

А вот ещё одно интересное описание, которое я думаю очень понравиться читателям:

«Наконец, на одной из блях мы видим всадника, сидящего на лосе: перед ним — две лосиные головы и птица, за ним — пять лосиных голов и преследующий всадника хищник. Очевидно, здесь изображено странствие шамана в небесный мир через семь слоев Вселенной — путь на небо ему указывает птица

 Впереди птица, сзади зверь, какая интересная бляха…

Впереди птица, сзади зверь, какая интересная бляха…

О символизме птицы, я писал в одной из предыдущих статей, поэтому повторяться не стану.

«Реликты мифа о сотворении мира сохранились в эстонских народных песнях. Синекрылая птичка (вспомним ласточку в ижорской руне) летала в поисках места для гнезда и нашла три куста — синий, красный и золотой. В золотом кусте она высиживает из трех яиц сыновей: одного превращает в солнце, другого — в месяц, третьего — в звезду. По другому варианту мифа, из четырех яиц появились люди, камни, солнце и луна.»

Возвращаясь к мифам Коми, упоминание числа двенадцать:

"В других мифах о создании людей также прослеживается влияние христианства. Ен лепит мужчину (Адама) из глины, а Омоль — женщину; Ен дуновением в лицо наделяет людей душой, заповедует им жить и размножаться, не грешить и удаляется на небо на двенадцать лет. Жена Адама по наущению Омоля убивает своих двенадцать дочерей, за что Ен проклинает ее, превращает в Смерть и заточает под землю; ее двенадцать дочерей становятся болезнями — лихорадками".

 

УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Ссылка

Инмар и Керемет

Этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". В.Напольских, доктор исторических наук, заметил, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль". А ведь довольно интересно получается, значение слова «удмурт» в трактовке Напольских, не так ли? Росток Человека, молодая поросль Человека, но ещё не Человек, ведь Человеком нужно ещё стать.

лебеди

«Инмар в удмуртской мифологии — верховный бог, творец всего хорошего и доброго в мире. Имя Инмар родственно именам других демиургов финно-угорской мифологии — Ен и, возможно, Ильма (Ильмаринен и т. п.). Небесный бог заботится об облаках: он черпает воду золотым ковшом и поливает их, чтобы они не высохли от солнечных лучей.

Этот добрый бог противостоит своему брату Керемету (Луду, или Шайтану, иногда — «хозяину воды» Вукузё), создателю зла. Первоначально оба бога были добрыми. По велению Инмара Керемет достал со дна Мирового океана землю, принесши ее во рту. Часть земли он выплюнул, часть — утаил. Когда земля по воле Инмара стала разрастаться, Керемет вынужден был выплюнуть остальное, отчего на ровной поверхности суши возникли горы. Инмар сотворил также растения и животных.

У удмуртов нет мифа о птице, ныряющей на дно. Сохранился, однако, обряд, свидетельствующий о почитании двух лебедей: их откармливали и приручали, а летом при них совершалось торжественное жертвоприношение в культовой роще керемети. Жертвами были кони, овцы, гуси и т. п. По окончании жертвоприношения лебедям привязывали по серебряной монете на шею, кланялись им и на паре лошадей отвозили к реке Вятке. Следили за тем, как поплывут лебеди: если вверх по течению, на юг, — значит, они доставят просьбы молящихся Инмар; если вниз, на север, — их мольбы пропадут в преисподней. Лебеди считались воплощениями божеств, и удмурты специально предупреждали живущих по берегам Вятки соседей, чтобы они не стреляли в священных лебедей.

В другом мифе говорится о том, как Инмар плавает на лодке по Мировому океану. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется Шайтан. По велению Инмара он ныряет на дно океана за землей: под водой Шайтан встречает рака, и тот уверяет ныряльщика, что не видел никакой земли. Шайтан ныряет еще глубже и достает, наконец, немного песку. Часть его он утаивает во рту и создает на земле горы, которые своими вершинами рвут облака. Пришлось Инмару поднять небо повыше — оно стало недостижимым. Первым существом, которое создал Инмар, стала собака, но на ней не было шкуры. Шайтан делает ей шкуру.»

В приведённом выше отрывке отмечается, что изначально, т.е. так сказать по первоначальной информации, которая была у удмуртов, оба Бога были добрыми, и уже позже, второго Бога стали называть, злым Богом. Как же это произошло? Под влиянием Ислама.

«Мифы удмуртов (или вотяков) — народа, родственного коми, — в меньшей степени затронуты христианской мифологией. Зато на них отразились представления соседних тюркоязычных народов и ислам (особенно это относится к южным удмуртам). Так, наименование священной рощи и имя злого духа, противника доброго бога у удмуртов — Керемет — восходит к наименованию духов у татар и чувашей, которое, в свою очередь, заимствовано из мусульманской лексики; другое его имя — Шайтан — прямо заимствовано из мусульманской мифологии, где так именуется сатана.»

Сотворение великанов и людей (https://culture.wikireading.ru/4105)

«На земле Инмар создает из скал двух людей-великанов — мужчину и женщину, но спохватывается, что забыл захватить для них разум, который остался в берестяной коробке на небе. Он отправляется на небо, велев собаке стеречь людей; и тут Шайтан напоминает ей о долге — подаренной шубе, после чего оплевывает творение. Вернувшийся Инмар вывернул оплеванных людей наизнанку — поэтому внутри у людей болезни, — а разума вкладывать вовсе не стал. Неразумные великаны убрели прочь (сходные мифы о менквах сохранились у обских угров).

Творение продолжалось: Инмар создал всякую живность, а Шайтан из своей бороды — козу. Из коряг хозяин воды творит вумуртов — «водяных людей». Наконец, Шайтан добирается до берестяной коробки с разумом и разбрасывает его по всей земле.

На земле в то мифическое время творения обитали великаны алангасары. Лишенные разума, они сразу покинули творца и скитались по земле, питаясь сырой рыбой и греясь только во время лесных пожаров. Они не умели строить дома и жили в пещерах, в лесу. Лесные овраги, или логи, — следы ног первобытных великанов, низины — их лежбища (вспомним эстонского Калевипоэга). Стрелы алангасаров — целые сосны. Развлекались же они тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен. Младший из великанов — не самый высокий, но зато удачливый охотник — нашел частичку разума. Охотясь с собакой, он встретил девушку-мастерицу, которая лепила горшки из глины и сумела приручить лосиху. От них и пошли настоящие люди. Алангасары же ушли на север, оставляя по дороге свои следы — реки и озера, и там окаменели, превратившись в горные утесы северного Урала.»

 

МАРИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Ссылка

Кугу Юмо и его брат Керемет

В Марийской мифологии два Творца - это два брата, что так же может говорить о том, что изначально оба были добрыми божествами. И уже под влиянием религии, второй стал злым божеством. Ниже я приведу отрывок, где прослеживается влияние религии на мифологию Марийцев.

«Согласно марийской мифологии, высший бог обитает на небе, где у него много скота. Сам Кугу Юмо («Великий бог») — обожествленное небо; ветер — его дыхание, радуга — лук. Его имя, Юмо, Йымы, напоминает нам имя общефинского небесного бога Юмала.

В мифах о творении сохранились древнейшие — прауральские — мотивы: утка прилетела на поверхность Мирового океана и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата — Юмо и Йын. Селезни попеременно стали нырять на дно океана и доставали оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению: за это Юмо навсегда изгнал брата под землю и запер в преисподней.

В других мифах Кугу Юмо противостоит творцу зла — своему младшему брату Керемету (которого он, согласно некоторым мифам, изгнал с неба за непослушание). Кугу Юмо велел Керемету, который плавал в водах первичного океана в облике селезня, нырнуть и достать земли со дна. Керемет сделал это, но часть земли утаил в клюве. Бог своим дуновением сотворил землю с равнинами, пастбищами, лесами. Керемет же выплюнул утаенную часть и создал горы. Кугу Юмо сотворил человека и поднялся на небо за душой для него, оставив сторожем собаку, не имевшую шкуры. Керемет напустил мороз, соблазнил собаку шубой и оплевал человека. Возвратившись, бог проклял собаку, а человека вынужден был вывернуть наизнанку, и тот стал подвержен всевозможным болезням и греху из-за оплеванных Кереметом внутренностей.

В другом варианте мифа о сотворении человека еще более отчетливо прослеживается влияние библейской традиции. Люди, сотворенные из грязи — праха земного, были сначала покрыты роговой оболочкой. К ним явился Сатана и сказал, что Юмо велел им есть яблоки. Те послушались и лишились твердой оболочки, оставшейся лишь на ногтях. Женщина съела яблоко целиком, мужчина же — только часть, отсюда и возникли половые различия.»

 

МОРДОВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

 

Чам-паз и Шайтан

«Эрзянский дуалистический миф о творении записал еще в 1853 г. священник Федор Шаверский (в этих мифах уже совершенно отчетливо прослеживается влияние христианской апокрифической литературы).

Когда на свете не было ничего, кроме воды, Чам-паз плыл на камне по океану. Он размышлял о том, как ему сотворить мир, чтобы им управлять. Бог посетовал, что нет у него ни брата, ни товарища, с которым он мог бы посоветоваться о деле творения, и с досады плюнул в море. Тут он увидел, что слюна превратилась в какой-то бугор (в другом варианте мифа — в скалу), плывущий за ним. Бог ударил бугор волшебным жезлом, чтобы уничтожить его, но оттуда выскочил Шайтан (имя этого помощника и одновременно противника верховного бога — Сатаны — было заимствовано мордвой, как и удмуртами, у соседей-мусульман). Он и напросился к богу в братья и товарищи. Чам-паз обрадовался нежданному товарищу и, хотя и отказался признать в нем брата, стал спрашивать Шайтана, как достать землю. Тот не знал, как поступить, мудрый же Чам-паз велел ему нырять на дно океана и достать песку, да при этом помянуть его — божье — имя. Шайтан дважды нырял на дно, но вместо имени Чам-паза произносил свое, поэтому песок его обжигал. На третий раз бог пригрозил Шайтану, что если он не помянет божьего имени, песок сожжет его совсем. Испуганный Шайтан набрал в рот песку и вынырнул, да отдал Чам-пазу не весь песок, желая сотворить собственную землю. Между тем бог стал посыпать песком море, и земля стала разрастаться на водах. Стала расти и утаенная земля во рту у Шайтана, да так, что голова его раздулась в огромную гору, а сам неудачливый творец завопил от боли. Пришлось Чам-пазу ударить Шайтана жезлом по голове, чтобы тот смог выплюнуть песок и исцелиться. Этот песок с такой силой низвергнулся на еще нетвердую землю, что в ней появились ямы и овраги, а выплюнутый песок взял да и обратился в холмы и горы.»

«Каменная лодка, в которой плавает творец по водам первичного океана, — типичный мотив дуалистических легенд у финских народов, восходящий к христианским апокрифам. Дуализм — равноправие двух творцов мира — еще более очевиден в тех вариантах мифа, где шайтан не создан из плевка, а плавает в виде утки по водам Мирового океана. Плевок, из которого возникает Шайтан в рассказанных мифах, напоминает о происхождении нечистых тварей из плевка Сюэтар в карельской и финской мифологии. В христианской традиции плевать через левое плечо — значит плевать на притаившегося там дьявола.»

Сотворение человека

Мордовские мифы о сотворении человека, пожалуй, наиболее близки к легенде, которую я привёл в начале статьи в качестве предисловия. Ещё раз продублирую небольшой отрывок из этой легенды, что бы читатель мог сравнить:

«Люцифер же создал тело чело­вечес­кое, в которое Бог поместил душу, породив тем самым в нём два начала: духовное и животное. И человеку была дана Богом сила мысли, поскольку он является сыном Божиим. Разум же стал полем битвы мыслей двух начал. Именно это и подчёр­кивает создание человека Богом и Лю­цифером вместе.» ("Сэнсэй-1")

 

***

 

«В некоторых мордовских (эрзянских) мифах именно Шайтан хочет сотворить человека. Он даже собрал из 77 (священное число, общее для народов Поволжья) стран мира глину, песок и землю и принялся за дело, стремясь создать человека по образу божьему, но вместо человека у него выходили то свинья, то собака, то гады. Тогда Шайтан создал птичку-мышь и велел ей лететь на небо к Чам-пазу и свить там гнездо в полотенце бога. Полотенце упало на землю, и Шайтан обтер им свое творение — тогда оно и приняло облик божий (вспомним о ветошке, из которой был сотворен человек в мифе, рассказанном волхвами русскому воеводе). Стал Шайтан силиться, чтобы оживить человека, — но такой силы у него не было. Тогда Чам-паз велел ему убираться в преисподнюю — бог сам хотел завершить творение. Шайтан, в свою очередь, принялся попрекать бога — ведь это он создал тело человека, и творение должно принадлежать ему. Порешили, наконец, что душа будет принадлежать вдохнувшему ее богу, а тело — Шайтану. С тех пор тело после смерти обречено разлагаться в земле, теряя божий облик. Птичка-мышь была наказана за помощь Шайтану — бог отнял у нее крылья и дал хвост и лапы, такие же, как у самого злого духа.

По другому мифу, известному коми и марийцам, Чам-паз слепил человека из глины, но еще не вдохнул в него душу: за душой бог отправился на небо, оставив собаку сторожить творение. На собаке же не было шерсти, и Шайтан напустил сильный мороз (еще одно негативное творение), чтобы заморозить сторожа. За обещанную Шайтаном шкуру собака подпустила сатану к недвижной твари, и Шайтан оплевал человека. От этой слюны произошли болезни человеческого тела, Шайтан же стал вдыхать в творение свое злое дыхание. На счастье, бог вернулся с небес и прогнал сатану: собака, одетая в шкуру, стала нечистым животным, человека же бог вынужден был вывернуть наизнанку, так что все болезни остались у него внутри. Чам-паз вдохнул в человека свое доброе дыхание — с тех пор в человеке совмещаются добрые и дурные наклонности. Шайтан по-прежнему желал овладеть творением и потребовал, чтобы люди были поделены поровну между ним и богом. Тогда бог вложил в людей разум, чтобы они могли различать добро и зло и не поддавались Шайтану. Обозленный сатана сотворил множество злых духов, и среди них — духов болезней, демонов, насылающих вредителей на поля и губящих пчел (они могут превращаться в медведя и разрушать ульи), зловредные ветры и вихри и т. п.»

 

МИФЫ ОБСКИХ УГРОВ

 

Нуми-Торум и Куль-отыр ( Кынь-Лунг)

«Верховным богом ханты и манси считали Нуми-Торума (Нум-Торума, Торума, т. е. «Верхнего бога»), «Большого старика» (Алле-ики), Сорни-Торума («Золотого Торума»), обитавшего на небе: слово торум имело много значений — «небо», «Вселенная», «погода», «бог» (как и финское слово юмала). Нуми-Торум (в других мифах — его отец Корс-Торум) велел гагаре, плававшей в водах Мирового океана, трижды нырять на дно, пока она не вынесла в клюве ил, из которого Нуми-Торум стал творить землю. В облике гагары, согласно мифам манси, скрывался бог преисподней Куль-отыр, богатырский повелитель злых духов (кулей). Он оставил часть земли в клюве, но когда земля, по повелению Нуми-торума, стала разрастаться, утаенная часть тоже принялась расти, и гагара выплюнула ее из клюва, создав горы (Урал) на ровной поверхности. Чтобы земля не разрасталась до бесконечности и не утонула от собственной тяжести, Нуми-Торум велел Вит-кулю — водяному — пожирать ее. Лесные пожары также делают землю легче и позволяют ей держаться на поверхности океана.

Гагара в мифах разных финно-угорских народов оказывается воплощением злого творца: Омоля у коми, Куль-отыра у манси; даже у саамов она считается женой черта. К «добрым» водоплавающим птицам с древних времен относились лебедь, гусь и утка.

У хантов противником Нуми-Торума был злой дух Кынь-Лунг. Они были братьями, рожденными богиней-матерью Анки-Пугос. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Кынь-Лунг попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Нуми-Торум не смог жить на земле со злым братом: по Млечному пути он удалился на небо.

Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Нуми-Торум, по совету своей сестры, богини земли Йоли-Торум-шань, или Калтащ-эквы, бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.

Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие (в других вариантах отверстие своим посохом проделывает Нуми-Торум). С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари — насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня — покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами.»

В этом описании меня особо заинтересовал последний абзац. Анки-Пугос, Богиня-Мать, покровительница людей, бесспорно тождественна Божественному Женскому Началу - Аллату. Что это за котлы такие, которыми Она загораживала некие отверстия, через которые Кынь-Лунг проник в преисподнюю, что же такое было известно Хантам?

Как был сотворен человек

«У Нуми-Торума, как и у многих высших богов в мифах финно-угорских народов, была семья, участвовавшая в творении. Сестра и жена высшего бога, Йоли-Торум-шань («Мать нижнего мира — Земли»), посоветовала богу создать людей — ведь Земля была уже укреплена на поверхности океана. По велению Нуми-Торума, их сын Полум-Торум вырезал первых людей из прочной лиственницы, но Куль-отыр подговорил бога поменять их на глиняных, слепленных злым духом. В них богиня земли вдохнула души, которые передал ей отец Корс-Торум, обитатель самого верхнего мира (Нуми-Торуму запрещено было присутствовать при этом таинстве — с тех пор мужчины не присутствуют при родах). Из-за непрочности глины люди подвержены заболеваниям, тонут в воде, а в жару из них выступает влага — пот.»

В завершении статьи хочется привести ещё пару мифов, которые касаются Души человека. В мифологии многих фино-угорских народов у человека две Души. Что так же довольно любопытно, интересен так же посмертный обычай карел и удмуртов.

«У венгров сохранилось представление о двух душах, имеющихся у каждого человека. Душа-дыхание именуется лелек, что напоминает сходное по наименованию и значению (лили, лил) в обско-угорской мифологии и в мифах финских народов — это эстонская лейл, коми зырянская лол, удмуртская лул. Душа-дыхание неразрывно связана с телом и покидает его только после смерти. Другая душа — тень, или свободная душа. Она может покидать тело во время сна и совершать дальние путешествия в образе мыши (сходное поверье есть у коми-зырян). Возможно, ее древним обозначением было слово иж — оно родственно наименованию души-тени ис у обских угров. Это слово стало обозначать у венгров злого духа — ведь дух умершего, способный странствовать по земле, не давал покоя живым; так же называли духов болезни и саму болезнь.»

«Как и у других финно-угров, у удмуртов сохранились представления о двух душах, которыми наделен каждый человек: лул и урт. Лул — невидимая душа, находящаяся в груди человека; она может покидать тело во время сна, а навсегда оставляет тело только после смерти. Ее все же можно увидеть — она появляется либо в виде пара при дыхании, либо в виде летучей мыши или бабочки при возвращении с того света: поэтому бабочек нельзя трогать, когда они залетают в дом, — ведь это души умерших предков. К ним могли даже обращаться с вопросами о жизни покойников на том свете.

Урт — дух-двойник человека, воплощение его душевного и физического здоровья и счастья — доли. Урт могла покинуть тело при испуге (особенно опасны были детские страхи) и болезни, и тогда человек лишался душевного здоровья. С уходом урт весь дом мог лишиться счастья — доли (корка шуд): можно было лишиться доли после смерти хозяина, поэтому после выноса его тела сразу выходили на улицу с белой скатертью, хлебом и одеждой покойного, просили урт вернуться в дом и «заводили» ее обратно в избу.

Как и у карел, у удмуртов принято было класть нитки в гроб: с их помощью умерший должен был добраться на тот свет по дороге, прямой как натянутая нить. Нитей было семь — путь в иной мир проходил по всем семи сферам мироздания.»

 

Подведу небольшой итог

 

Из вышеперечисленных примеров становиться понятно, что Знания о том, что человек дуален и о том, что в сотворении человека участвовали два божества, притом изначально оба добрых, а чуть позже второго стали называть злым, присутствовали у народов северной Европы, Урала и Сибири. По мнению автора книги «Мифы фино-угров», из которой я приводил цитаты, Петрухина В.А. эти мифы имеют один общий древний источник, древнеиранская религия Зороастризм.

Стоит отметить, что сам по себе Зороастризм, хоть и древнейшая, но всё-таки религия. Конечно, понятно, что копнуть дальше в прошлое современным историкам довольно проблематично, ведь очень хорошо в плане каверканья истории, постаралась известная нашему читателю, группа лиц, считающих себя властелинами данного мира. Но ведь любая религия, сама по себе не может являться тем самым местом, из которого берёт своё начало источник. Любая религия, это уже бурная река, которая берёт своё начало из того самого места, где забил чистый родник, чистый ключ, который способен утолить жажду любого путника. С одной стороны ключ этот где то в далёком прошлом, удалённый от нас, на тысячи лет.  А с другой стороны ключ этот близок сейчас к нам как никогда ранее, ведь история циклична, а любой цикл начинается и заканчивается…

 

Бери и пользуйся, открывай врата…

С чего всё начинается?

С осознания того, что человек дуален.

 

Подготовил: Игорь (г. Вятка, Россия)

 
 

В избранное


Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Дуализм. Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Дуализм. - Рейтинг темы: 5.00 из 5.00 проголосовавших: 122
Статьи из раздела:


Книга АллатРа - скачать

Комментарии

Lada 05.01.2018 22:44 Ответить ↵

Дуалистическое сотворение мира аналитически замечательно рассмотрено на основе мифов финно-угорских народов.

А какие есть ещё знания, о том, что человек дуален, на тех территориях, о которых мы пишем в цикле «Интересные места?

Сотворение мира в славянской мифологии. 

Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род – Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь – Ладу, и силою Любви разрушил темницу.

Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна – из Его груди, звезды небесные – из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи – из Его дум, буйные ветры – из Его дыхания, дождь, снег и град – от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род – Отец богов,

Он – рожден собой и родится вновь, Он – что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Род родил небесного Сварога и вдохнул в него свой могучий дух, и дал ему способность смотреть во все стороны одновременно, чтоб ничто от него не укрылось. Сварог проложил путь Солнцу по небесному своду, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра – разгорался день, а на смену дню – приходила ночь. Сварог обращает внимание на отсутствие Земли, сокрытой в океане, и обращается с повелением достать Землю к серой утке, порожденной океанской пеной. Сначала утка не появлялась год, не смогла Землю достать, потом снова Сварог послал ее за Землей, не появлялась она два года и снова не принесла. На третий раз Род ударил в уточку молнией и дал ей невиданную силу, ее не было три года, и принесла она в клюве горсть земли. Помял Сварог Землю – ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце, Земля запеклась сверху корочкой, остудила ее Луна. Утвердил Он в ней три свода – три подземных царства. А чтобы Земля не ушла опять в Океан, Род родил под ней мощного змея Юшу. Так Сварог создал Землю, а сотворение мира продолжалось.

Земля была создана, но сотворение мира продолжалось. В серой утке было скрыто две силы – Явь и Навь. Утка отложила волшебные яйца. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота. Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, и поднялась в небо птица Матерь Сва. Из золотого яйца вылетел к Солнцу Орел. И порхнула за ним Алконост – рассветная птица, – та, что кладет яйца на краю земли в синее море у самого берега. Вслед за ней вылетела сильнокрылая птица Стратим. Если эти птицы встрепенутся – поднимаются волны и дуют сильные ветры. А затем поднялась в небо синее птица вещая – Гамаюн.

И вот задули сильные ветры и загремел гром – раскололось железное яйцо. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон. Ворон взлетел над Землей, задевая местами крылом Землю. Там, где Ворон выронил перо, выросли неприступные хребты, а где Землю задел краем крыла – там Земля растрескалась на ущелья. А за ним поднялись птицы, рожденные Навью: птица-лебедь Обида, Грифон и Могол, а за ними сладкоголосая птица Сирин, одурманивающая и манящая в царство смерти.

В конце сотворения мира ударил Сварог молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство, и одна искра упала на Землю. От этой искры занялась Земля, и родился в огненном вихре светозарный Семаргл - Огнебог. Ярый бог, подобно Солнцу озаряет он всю Вселенную. И завыли ветры, и родился в яростном вихре божий ветер – Стрибог. Подполз многоголовый Черный Змей к тому камню и ударил по Алатырю молотом. Рассыпались черные искры по всему поднебесному царству. Так возникла черная сила – многоголовые лютые змеи и вся нечистая сила.

 

Началась борьба Правды и Лжи, Яви и Нави – Жизни и Смерти. Опустил Змей на Землю мглу, стал побеждать. Сварог – небесный кузнец выковал плуг. При этом вместо огня в печи был Семаргл, а Стрибог раздувал меха. Сковали плуг и на Черного Змея надели. 

Землz была поделена межей: с одной стороны царство Сварога, с другой – царство Черного Змея. Вся земля была залита кровью и слезами, а также засыпана перьями. Там, где были вороньи перья, Род воздвиг Рипейские горные кряжи, а перья соколиные в них золотом обернулись. Река слез и крови проходила через этот кряж и подтекала под Алатырь. Из под него поднялся росток – Дуб возвысился. На восточных его ветвях Алконост гнездо свила, а на западных – Сирин, в корнях – Змей шевелится, у ствола ходит небесный царь Сварог, а с ним Лада.

Рядом с Дубом выросли три дерева: кипарис – дерево смерти, солнечный дуб корнями вверх, вниз ветвями-лучами, и яблоня с золотыми молодильными яблоками.

Это место Сварогом было названо Ирий.

Так был посажен Ирий в Рипейских горах. Там поют вещие птицы в Ирии, текут хрустальные ручьи, драгоценными камнями устланные, в том саду лужайки зеленые, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы в лугах неописуемой красоты. Невозможно в Ирий попасть: только боги и духи находят сюда путь. Все пути охраняются меднокрылыми василисками и медноклювыми грифонами. В провал, образовавшейся от межи, проложенной Сварогом, сошла вся кровь с земли, и туда Сварог низверг Черного Змея – Повелителя тьмы, а вслед за Змеем низринулись все черные силы. Сварог по велению Рода сотворил растения, зверей, птиц и людей.

Так было завершено сотворение мира.


Lada 05.01.2018 00:56 Ответить ↵

Заинтересовал ваш вопрос по цитате мифа:

С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари — насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня — покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами

Анки-Пугос, Богиня-Мать, покровительница людей, бесспорно тождественна Божественному Женскому Началу - Аллату. Что это за котлы такие, которыми Она загораживала некие отверстия, через которые Кынь-Лунг проник в преисподнюю, что же такое было известно Хантам?

В поисках других источников, нашла из мифов финно-угров, что в  мифах хантов богиня Мых-ими выступает покровительницей земли и людей: она ограждает их от болезней, насылаемых из преисподней, при помощи жертвенных котлов, зарываемых в землю.

У восточных хантов Сунк — «главная женщина», «мать всего», «небесный бог»,

«мать огня», «солнце», «вообще свет». С Сунк соотносится и образ Анки-пугос

(Анки-nyYoc ) «жизнеподательницы», по преданию, матери родных братьев Торума и

Кынь-лунга.

Манси считают матерью всех богов и женой Верхнего бога богиню Сянь-торум.

Всё это образы Божественного Женского Начала (Аллата):

Анки-пугос (Сянь, Калтась-ими, Пугос-ими, Пугос-лунг, Косым-ими, Ом-сунг-ими,

Ар-хо-тым-ими, Вут-ими, Сязи-ими) — вездесуща. Она пребывает на небе, на

востоке, в лесу, под деревьями, в воде. Небесная Пугос изготовляет душу

человека, качнув семь раз семь колыбелей на золотой крыше своего жилища. Посох

ваковской матери — ими увешан нитями судеб с завязанными на них узелками. Судьбу

новорожденного Анки предсказывает в тот момент, когда его впервые выносят на

солнце. Приклады ей делаются на дереве (платки, шкуры), угощение — в жилище.

Её наряд (у манси) — соболья ягушка и шелковый платок, у хантов — цветной

плащ. По легенде, косы Золотой Калтась раскидываются как семичастная Обь с

устьем, как семичастное море с устьем; из кос ее льется дневной свет, рождается

лунный свет».

Образ Калтась – комплексный, миф демонстрирует её различные функциональные

роли.

Первоначальное значение имени богини у манси Калтась – «пробуждающая,

рождающая, создающая». (МИФОЛОГИЯ ХАНТОВ И МАНСИ)

 

Про “котлы” в мифах манси:

у манси появился миф о том, что первые люди были бессмертными великанами — богатырями-отырами: Нуми-Торум разгневался на них из-за того, что они без конца воевали друг с другом, и послал на землю пожар. Тогда великаны вырыли землянки, чтобы спастись от него. Бог же послал на землю потоп или огненный потоп, достигавший небес; в нем погибли уцелевшие в землянках великаны. Их землянки видны до сих пор — это древние городища. Уцелели лишь семь отыров — это сыновья Нуми-Торума. Затем были сотворены обычные люди.

Когда население Земли слишком умножилось, Нуми-Торум создал зиму, чтобы люди мерзли; скоро народа стало слишком мало, и Нуми-Торум спустился на Землю, чтобы добыть тепло. Тепло исходило из камня, и когда бог разломил камень, оттуда появилась Най-эква («Женщина-огонь»), Бог научил людей разводить огонь, дал им котлы и научил их варить пищу.

Котлы те же чаши, атрибут Богинь и позже даны людям, которые защищают своей силой (силой Аллата) и дают Жизнь.

у некоторых народов и появился ассоциативный символ чаши как духовного вместилища, готового к наполнению созидательными силами Аллата 

(АллатРа)


Татьяна. 27.12.2017 07:50 Ответить ↵

Спасибо за статью. Действительно, осознав дуальность человека и сделав выбор в пользу развития духовного, просто следуешь этому выбору - выбираешь только то, что несёт ЛЮБОВЬ. 
Чтобы выбрать надо стать НАБЛЮДАТЕЛЕМ от Духовного Начала. И с каждым новым выбором в пользу Света всё больше очищаешься и становишься чистым проводником, а затем Источником Любви. (После этой статьи пришло такое восприятие процесса преображения из человека в Человека).


Dzen 26.12.2017 17:15 Ответить ↵

Спасибо). “Новые далеко не новые” факты в общую копилку.


Ольга 25.12.2017 21:47 Ответить ↵

Очень интересная информация, особенно о том, что изначально оба бога были добрыми! При прочтении тут же возник вопрос - бог Керемет и народный герой Кереметь, который хотел принести людям счастье  - это один и тот же персонаж?


Игорь ✎ Ольга 28.12.2017 17:46 Ответить ↵

В чувашском сказании о Керемете присутствует владыка злых демонов - Шуйтан, который подговаривает людей убить героя. Поэтому вряд ли это один и тот же персонаж. Мифология кстати имеет свойство меняться, т.е. мифологические сюжеты подвержены воздействию определённых факторов.

Я тут наткнулся в сети на миф о Керемете, не знаю насколько он оригинален, т.е. насколько он действительно отображает чувашскую мифологию, дело в том, что в нём присутствуют знакомые многим Египетские мотивы (см. предпоследний абзац)

Легенда о ясноглазом Керемете

У верховная бога-громовержца Тангара и его прекрасной супруги богини-судьбы Пюлехсе был сын-первенец, Киреметь.  Он был молод, очень красив, весел и любил скакать на своем белом аргамаке по вселенной в золотой колеснице, и не было коня равного его. Решил Тангар поручить сыну счастье людей, чтобы Кереметь раздавал его смертныи и оберегал их от невзгод и напастей. Узнав волю отца, Кереметь простился со своей возлюбленной юной богиней Юраду, наполнил огромный сундук счастьем, взял белого аргамака и отправился на землю к людям. Но случилось то, чего никто не предвидел. Самый главный узал-Шайтан как раз в тот самый миг был освобожден из мира тьмы Лештенче своей матерью Вечерней зарей и решил отомстить, свергнувшему его Тангару.

Узал-Шайтан явился к людям и сказал:
- Убейте Кереметя! Отнимите его белого аргамака! Только тогда вы обретете счастье. Вы поднимитесь на крылатом коне в небо и станете равными богам! И не будет над вами ничьей власти!

О том, кто Кереметь везет счастье для самих людей узал-Шайтан, конечно же, не сказал. И поверив его словам, люди коварно напали на сына Тангара и убили его, но поймать белого аргамака не смогли. Ударил он людей копытами, заржал протяжно и взмыл на крыльях в самое небо. Тогда люди решили взять себе хотя бы сундук, который вез Кереметь, но и тот поднялся в небо, не оставив им ничего. Поняли люди, что злой узал обманул их, но было уже поздно, и гнев Тангара устрашил смертных. Разумные решили, что нужно взмолиться о прощении и пощаде, а глупые, что смогут скрыть преступление, если сожгут тело убитого на костре и развеют по ветру. Большинство послушалось глупцов, и сделали люди так, как хотели глупцы. Обратив тело сына Тангара в пепел, развеяли смертные пепел по ветру, но боги бессмертны и там, где падал пепел, вырастали деревья, в каждом из которых жила часть души Кереметя, сына Тангара, который хотел подарить счастье людям. Тело же его оказалось в Лештенче, обители злых узалов, и не нашлось бы никого, кто смог бы освободить юного бога из этого плена, если бы не Юраду.

Узнав о смерти возлюбленного, очень огорчилась она и плакала днями и ночами, пока не услашала, что Тангар собирает всех богов в изумрудных чертогах, чтобы принять решение о невиданном злодеянии людей, решить, кто пойдет в Лештенче за телом его сына и вернет тому жизнь дыханием богов. Но все боялись спускаться во владения узала-Шуйтана, и только Юраду была готова отправиться в мир теней, потому что без Кереметя стал ей не мил белый свет. И вызвалась она совершить этот подвиг.

- Твоя храбрость, достойна великой награды, - сказал Тангар, - Иди, Юраду, и я буду следить за каждым твоим шагом, чтобы прийти на помощь, если понадобится.

Лештенче от всего мира отделяла огромная пропасть, через которую была перекинута одна лишь узенькая дощечка. На другой же стороне пропасти сидел ужасный дракон Асьтаха, не ведающий ни любви ни жалости, никого не выпускающий из Лештенче. Но, увидев юную богиню, добровольно идущую в царство зла и печали, даже он проникся жалостью и не тронул её.

У первых же врат Юраду встретили узалы и насмехась посоветовали ей повернуть назад, пока богиня не стала рабыней, ведь любой попавший в Лештенче не найдет пути назад. Но Юраду осталась непреклонной в своем желании спасти возлюбленного, и тогда узалы в плату за проход через ворота забрали у Юраду её золотую шапочку. Так, она прошла все семь врат, отдавая в уплату узалам части своего наряда, и к подножию трона узала-Шуйтана явилась обнаженной. Взглянув на неё, Шуйтан сказал:
- Откажись от Кереметя! – устрашал её владыка Лештенче, - И тогда ты сможешь вернуться назад.
Нн знал, что если Юраду сделает это, то потеряет свою божественную суть и останется его рабыней. Но юная богиня ответила:
- Я люблю Кереметя и не откажусь от него.
- Тебя ждут страшные пытки! – продолжал Шуйтан, но Юраду оставалась непреклонной.

И тогда исчез Шуйтан и узалы, а у подножья трона появилось тело Кереметя. Вздохнула на него Юраду своим божественным дыханием и вернулась к сыну Тангара жизнь. Рука об руку пошли они обратно из Лештенче и один за другим возвращали узалы то, что забрали у Юраду, и даже Асьтаха не остановил юных богов, потому что Тангар следящий за их путешествием усыпил чудовище.

В награду за спасение сына Тангара стала Юраду одной из первых богинь, богиней любви и верности, которые так отважно проявила она, спасая возлюбленного. Стала она женой Кереметя, но совсем изменился юный бог, побывав в Лештенче. Разуверившись в людях, и помня их предательство, жаждал он мести.

В наказание людям, посмевшим поднять руку на сына, отправил Тангар на землю дочь Сехметь, обратив её в свирепую львицу. Должна была Сехметь наказывать лишь непокорных и непочтительных гордецов, но Кереметь, решивший уничтожить род людей, подал Сехметь напиток, от которого забыла она волю Тангара и свирепствовала без жалости и без разбора. Отныне разрывали её когти всех, кто попадался на её пути, и род людской угасал на земле.

Люди взмолились Тангару и Кереметю о пощаде, они принесли к одному из деревьев, подвластных сыну Тангара, крепкого мужчину, и оставили в надежде, что оскорбленный бог заберет его себе в рабы. Но пленник остался невредим, а Сехметь продолжала убивать. Тогда люди оставили у дерева самую красивую девушку, желая умилостивить Кереметя. И на следующий день она исчезла. Увидев смертную красавицу, Кереметь смилостивился к людям, хотя и не было в его сердце к ним прежней доброты. Его сердце ожесточилось, и не мог он ценить ни любви, ни добрых чувств. Он решил сохранить человеческий род, чтобы оставшиеся дарили ему подарки и подношения, а девушку взял к себе на ложе, забыв о Юраду, что так отважно спасла его. Кереметь решил, что полюбил дочь смертного, но длилось это не долго. Не оценив чувства Юраду – самой доброй и прекрасной богини, он обманул её и страшно оскорбил, и Юраду покинула супруга, лишив его своей благосклонности навсегда. С тех пор одна жестокость в сердце Кереметя, одна месть и обида на людей, и всякий кто увидит его, обречен на несчастье.


Кэт ✎ Игорь 31.12.2017 01:52 Ответить ↵

Интересная легенда, раскрывает глаза на многое. Немного схожа с египетскими мифами. Правда, в них не люди Осириса убили, а Сет, но тем не менее там тоже присутствует любящая женщина - Исида, которая его оплакивала, искала и затем оживила. Осирис всё же уходит, а с Сетом бьется его сын Гор. Ещё увидела Христа и Марию в некоторых моментах. Иисуса люди распяли, сделав губительный для себя выбор. И если бы не ответственный Выбор Марии, были ли эти 2000 лет у человечества? Сейчас времена Перекрестья... и снова выбор... и всё зависит от нас, от людей. Чем больше неправильных выборов мы делаем, и индивидуальных, и коллективных, тем жестче становится система животного разума. Чем больше правильных, то система, наверное, если и не помогает, то меньше и меньше начинает противодействовать духовному развитию человека и общества в целом? Почему то пришли такие понимания. Может я соотнесла с тем фактом, что во многих близнечных мифах и легендах оба брата изначально добрые, помогающие людям, и только потом один из них становится злым из-за неправильного выбора людей. Далеко ходить не надо, в “Легенде о ясноглазом Керемете” очень хорошо прослеживается то, как повлиял выбор людей на их дальнейшую судьбу.

Игорь, спасибо за статью и легенду. 

В Наступающем Новом году всем нам Любви Истинной и Выбора Верного Любви! Да зачем Нового года ждать? Здесь и Сейчас... )))


mollis ✎ Кэт 03.01.2018 23:01 Ответить ↵

Кэт, хороший комментарий, только я поправлю вас - в мифах Древнего Египта не Сет убил Осириса, а заговорщики. Сет только снял мерки с Осириса и предложил сделать по ним сундук, заманить в него Осириса и затем погубить, запаяв сундук и выбросив в реку. А дальше уже всё сделали заговорщики. 

Мне эта статья и комментарии тоже очень понравились, всегда полезно напомнить про дуальность и выбор.Из всех статей и комментариев этих циклов, я только эту запомнила и ещё то, что Юлечка, моя любимая, обложки от учебников по химии читает, тоже очень полезное занятие ))) А, да, еще одна статья запомнилась... как же я про неё забыла? та, под которой забил горячий и бурный источник из комментариев. 

 


читатель ✎ mollis 04.01.2018 02:10 Ответить ↵

а как вам эта? https://rgdn.info/mir_polnyy_zhizni#
или вот эта? https://rgdn.info/podarok_ot_devy_marii_presvyatoy_bogorodici

 


mollis ✎ читатель 21.06.2018 11:10 Ответить ↵

Прекрасные.... 


Anneta 25.12.2017 21:01 Ответить ↵

О прениях с ростовскими волхвами (отрывок из летописи целиком):

Бывши бо единою скудости въ Ростовьстей области, встаста два волъхва отъ Ярославля, глаголюща: “яко ве свеве, кто обилье держить;” и поидоста по Волзе, кде придуть въ погосте, туже нарицаху лучьшiе жены, глаголюща, яко си жито держить, а си медъ, а си рыбы, а си скору. И привожаху къ нима сестры своя, матере и жены своя; они же в мечте прорезавше за плечемъ, выимаста любо жито, любо рыбу, и убивашета многы жены, именье ихъ отъимашета собе.

И придоста на Белоозеро; и бе у нее людiй не 300.

Въ се же время приключися прити отъ Святослава дань емлющю Яневи, сыну Вышатиу; поведаша ему Белозерци, яко два кудесника избила уже многы жены по Волъзе и по Шексне, и пришла еста семо. Янъ же испытавъ, чья еста смерда, и уведевъ, яко своего князя, пославъ къ нимъ иже около ею суть, рече имъ: “выдайте волхва та семо, яко смерда еста моего князя.” они же сего не послушаша.

Янъ же поиде самъ, безъ оружья, и реша ему отроци его “не ходи безъ оружья, осоромять тя;” онъ же повеле взяти оружья отрокомъ, и беста 12 отрока съ нимъ, и поиде къ нимъ по лесу. Они же сташа исполчившеся противу, Яневи же идущю съ топорцемъ, выступиша отъ нихъ 3 мужи, придоша к Яневи, рекуще ему “вида идеши на смерть, не ходи;” оному повелевшю обити я, къ прочим же поиде. Они же сунушася на Яня, единъ грешися Яня топоромъ, Янъ же оборотя топоръ удари и тыльемъ, повеле отрокомъ сечи я; они же бежаша въ лесъ. убиша же ту попина Янева.

Янъ же вшедъ въ градъ къ Белозерцемъ, рече имъ: “аще не имете волхву сею, не иду отъ васъ и за лето.” Белозерци же шедше яша я, и приведоша къ Яневи, и рече има “что ради погубиста толико человекъ?”

Онема же рекшема: “яко ти держать обилье, да аще истребиве сихъ, бедть гобино; аще ли хощеши, то передъ тобою вынемеве жито, ли рыбу, ли ино что.”

Яне же рече “по истине лжа то створилъ Бог человека отъ земле, составленъ костьми и жылами отъ крове, несть въ немъ ничтоже; и не весть ничтоже, но токмо единъ Богъ весть.”

Она же рекоста: “ве веве, како есть человекъ створенъ.”

Онъ же рече “како?”

Она же рекоста “Богъ мывъся въ мовници и вспотивъся, отерься ветъхомъ, и верже съ небесе на землю; и распреся сотона съ Богомъ, кому въ немъ створити человека? и створи дьяволъ человека, а Богъ душю въ не вложи; темже аще умреть человекъ, въ землю идеть тело, а душа к Богу.”

Рече има Янь “по истине прельстилъ васъ есть бесъ; коему Богу веруета?”

Она же рекоста “антихристу.”

Онъ же рече има “то кде есть?” 

Она же рекоста: “седить въ бездне.”

Рече имя Янъ “какый то богъ, седя въ бездне? то есть бесъ, а Богъ есть на небеси, седя на престоле, славимъ отъ ангелъ, иже предстоять ему со страхомъ, не могуще на нь зрети; сихъ бо ангелъ сверженъ бысть, егоже вы глаголета антихрестъ, за величанье его низъверженъ бысть съ небесе, и есть в бездне, якоже то вы глаголета, жда, егда придеть Богъ с небесе, сего имъ антихриста, свяжеть узами и посадить и, емъ его съ  слугами его и иже къ нему верують: вама же и зде муку прiяти отъ мене, и по смерти тамо.”

Онема же рекшема “нама бози поведають: не можешь нама створити ничтоже.”

Онъ же рече имя: “лжють вама бози”

Она же рекоста “нама стати предъ Святославомъ, а ты не можеши створити ничтоже.”

Янъ же повеле бити я, и потергати браде ею. Сима же тепенома и браде ею потрогане проскепомъ, рече има Янъ: “что вама бози молвять?”

Онема же рекшема: “стати намъ предъ Святославомъ.”

И повеле Янъ вложити рубль въ уста има, и привязати я къ упругу, и пусти предъ собою лодье, и самъ по нихъ иде. Сташа на устьи Шексны, и рече има Янъ “что вамъ бози молвять?”

Она же реста: “сице нама бози молвять, не быти нама живымъ отъ тобе.”

И рече има Янъ: “то ти вама право поведали.”

Она же рекоста: “но аще наю пустиши, много ти добра будеть; аще ли наю погубиши, многу печаль прiимеши и зло.”

Онъ же рече има “аще ваю пущю, то зло ми будеть отъ Бога.”

И рече Янъ повозникомъ “ци кому васъ кто родинъ убьен отъ сею?”

Они же реша “мне мати, другому сестра, иному роженье.”

Онъ же рече имъ “мьстите своихъ.”

Они же поимше, убиша я и повесиша е на дубе отмьстье прiимша отъ Бога по правде. Яневи же идущю домови, въ другую нощь медведь възлезъ, угрызъ ею и сиесть; и тако погыбнуста наущеньемъ бесовьскымъ, инемъ ведуща, а своее пагубы не ведуча. Аще ли быста ведала, то не быста пришла не место се, идеже ятома има быти; аще ли и ята быста, то почто глаголаста “не умрети нама”, оному мыслящю убити я?

Текст приведен из Лавреньтевской летописи по изданию Археографической комиссии, 1864 год, том первый.


Lada 25.12.2017 13:58 Ответить ↵

Всё начинается “С осознания того, что человек дуален”...

Для каждого это свой опыт осознания, личный Путь.

Поделюсь своим осознанием:

Двойственность

Двойственность, присуща человеку, миру,
Где есть животный разум - везде там есть она…
Владения септоники в животное одеты,
Но всё есть Бога часть и им пронизана…

И задум в выборе свободном Человека,
Узнав, познав животное в себе,
Неважно сколько тел, с какого века,
Найти вторую часть, духовную в Душе…

И в Люцифере, несущем свет, тьму мы предвкушаем,
Ведь в подсознании тьмы опыт столько лет…
Но, кто поймёт, как ярок свет, коль темноты не знает?
В сравнении дуальности всё постигает человек.

Кто оценит любовь, не страдав от предательства?
Кто замрёт в красоте, никогда не копавшись в грязи?
Тот уверует в Бога, не спросив доказательства,
Кто в себе ад узрит, а не где-то в дали?

Познав в себе все грани, в единство нужно слиться,
Ведь двойственность условна, где царствует душа.
И мир спасти на грани, не дать разъединиться,
И Ангелом единым вернуться в мир Творца.


Oksana ✎ Lada 27.12.2017 01:30 Ответить ↵

Это точно, что для каждого свой опыт осознания... Это ж надо! - только на днях задавалась этим вопросом и заметила, как сознание возмущалось, что “все так трудно...” А ведь и подсказки были- и вот- еще Одна Большая Помощь... Да, как говорит З. Миркина, Бог вкладывает в нас семя и опускает в тьму - и можно успеть взрастить..., только если не расплескать драгоценное время...


Lada 25.12.2017 13:52 Ответить ↵

Спасибо большое! Как здорово на основе мифов народов северной Европы, Урала и Сибири приведены единые зерна исконных знаний. Знаний, данных из единого источника, которым является Шамбала. 

Очень значимо:  “Любая религия, это уже бурная река, которая берёт своё начало из того самого места, где забил чистый родник, чистый ключ, который способен утолить жажду любого путника. С одной стороны ключ этот где то в далёком прошлом, удалённый от нас, на тысячи лет.  А с другой стороны ключ этот близок сейчас к нам как никогда ранее, ведь история циклична, а любой цикл начинается и заканчивается…”

Выходит источник рядом, бери и пей... Вспомнилось с “Перекрестья”: 

– Поверь мне, кто в пустыне жизни действительно испытывает жажду, тому всегда будет дан источник. Ему останется лишь приложить усилия и напиться из собственных ладоней. Ибо ведро дано ему больше не будет, потому что оно уже перековано в весы.


JuliaM 25.12.2017 12:59 Ответить ↵

Действительно, всё начинается именно с осознания двойственности устройства себя как человеческого существа. Всё начинается именно с опыта, практического опыта осознавания и чувствования себя, отличного от тела и сознания, с  которыми был слит воедино, и думал, что это твоё естественное состояние,  но отделясь от своей животной части, и учась быть собой истинной, единой с миром Духовным,  понимаешь, знаешь, что тело и сознание всего лишь временные спутники и я имею право выбора, и выбираю каждый миг, с кем быть сейчас и с кем остаться навечно, со смертью или с Жизнью. 


Saha 25.12.2017 10:29 Ответить ↵

Вспомнилась цитата из самой первой книги “Сэнсэй. Исконный Шамбалы.”:

    “…мудрец изрек:

Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, — вот этот мир, войди в него”.

    Спасибо огромное, всё очень доходчиво, так и поступлю.



Оставить комментарий

Сознание и Личность.
От заведомо мертвого
к вечно Живому
  • Сознание и Личность. <br/>От заведомо мертвого <br/>к вечно Живому

    02.08.2017

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Мы поддерживаем Созидательное Общество

Цель проекта

Интересные рубрики
Книга АллатРа