Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Святые Холмы. Часть II. Сказание о двенадцати и тринадцати.

 

Аланагасары, Зэрпалы – по преданию южных удмуртов – это люди-великаны, жившие в прикамских лесах. Мифологический персонаж удмуртского фольклора. По преданию южных удмуртов они, великаны, пришли по реке, а потом ушли обратно в своё царство. После них остались только горы и холмы – когда великаны вытряхивали песок из своих лаптей, на этом месте и появлялась гора.

Легенды Удмуртии

 

После этого младший сын Улыпа поселился между реками, а старший занял правый берег Адыла вплоть до того места, где впадает в нее тихоструйная Сура. Однажды старший сын охотился и забрел на другой берег Суры. Там он увидел поле, сплошь покрытое желтыми стеблями с колосьями. Он спросил у людей, которые работали на этом поле, кто они и что делают.

— Мы — русские, убираем созревший хлеб,— ответили ему.

С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенные  места засевать рожью.

Когда во время пашни в лапти набивалось много земли, великан  снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались большие холмы, которые и  по сей день зовутся Землей Улыпа.

И весь наш народ ведет свое происхождение от племени  Улыпа.

Чувашские легенды                                

 

 

В книгах А.Новых довольно часто встречаются упоминание чисел 12 и 13,  и конечно же не имеет смысла все их приводить. Я приведу только несколько цитат.

Анастасия: От 7 до 13... Весьма любопытные показатели, особенно, если провести некоторые сопоставления. Интересно, что 7 и 13 являются значимыми числами в мифологии многих народов. В символике тайнознания семёрка указывает на седьмое измерение, важное в духовном плане для человека. В мифологии её связывали с характеристикой идеи Вселенной, использовали в качестве главного числового обозначения в описании мирового дерева, полного состава божественных пантеонов, универсальной характеристики почти всего, что исчисляется в мифологическом космосе у различных народов мира. Занимательно, что при выполнении определённых духовных практик, иногда медитирующий наблюдает процессы и явления, которые ассоциативно отражены в основе некоторых мифов. Видимо в древности, чтобы как-то передать следующим поколениям свой духовный опыт, люди фиксировали наиболее значимые моменты через ассоциативные образы в тех же мифах, легендах, притчах, сказаниях.

Ригден: Ты абсолютно правильно отметила, что в определённых медитациях людям открывается, скажем так, не совсем привычное устройство этого мира. Как его объяснить тем, кто не знает о существовании процессов в невидимом мире? Только с помощью ассоциаций, понятных слушателям. В конечном счёте, мифология народов мира — это попытка людей зафиксировать знания о видимых и невидимых мирах, сведения прошлого и духовный опыт человечества в понятных для последующих поколений ассоциативных формах.

Анастасия: А число 13?! Ведь помимо того, что оно означает полный круг силы (12+1), так ещё является особым числом, например, в той же геометрии пространства. Вы когда-то рассказывали о прямой связи геометрии с физикой в беседе о геометрии пространств Вселенной. Тогда вы упомянули о знаниях по геометрии, которые давным-давно давались людям, в том числе и о полуправильных многогранниках в трёхмерном пространстве. К ним относятся так называемые сегодня 13 архимедовых тел. Вы знаете, удивительно, мы же давно, ещё будучи в школе, изучали данную тему. Как сейчас помню это определение: полуправильные многогранники — это многогранники, все грани которых суть правильные многоугольники, а многогранные углы при вершинах симметричны. Но только спустя много лет, я начала смотреть на эти знания, после вашего рассказа, совершенно под другим углом зрения, с интересом исследователя. У меня до сих пор не выходит из головы, в какой непростой, гармоничной по сакральному смыслу последовательности вы расположили тогда 13 архимедовых тел!

Ведь в таком порядке наблюдаются все основные символы и знаки, а также схема общего рисунка в виде косого креста, состоящего из самих фигур, причём с пометкой четырёх Сущностей и центра, усовершенствование от простых пространственных форм к более сложным. Люди же располагают все эти полуправильные многогранники несколько в ином порядке, ссылаясь на упоминание о них в работах древнегреческого учёного Архимеда. Но на сегодняшний день не секрет, что открытие этих знаний только приписывается его имени. (книга АллатРа стр. 497-500)

 

«Анастасия: Надо же, даже в таких вопросах женщины остаются женщинами, а мужчины — мужчинами... Хотела ещё поделиться кое-какими находками, связанными с Аллатом. Среди Знаний, поведанных вами и зафиксированных мною в книге «Сэнсэй-IV», вы рассказывали и о фундаментальном значении времени аллата, составляющем 12 минут, точнее 11 минут 56,74 секунд(книга АллатРа стр. 483)

 

«Ригден: Совершенно верно... Такие «священные» для того или иного народа знания практически никогда полностью не открываются жрецами племени, особенно случайным людям. А что касательно Грааля, то следует помнить, что когда его прятали, не случайно разбивали 12 знаков на четыре части по три знака в каждой. Это в значительной степени затрудняло процесс сложения знаков и звуковой активации Грааля. Знаки Грааля в определённой последовательности — это как форма, как ключ к замку, который с помощью приложения определённой силы (звуковой формулы Первичного Звука) открывает запредельные возможности для человека.

Анастасия: Четыре части по три знака в каждой...

Ригден: К слову сказать, у этих древних народов сохранились упоминания, что число четыре воплощает в себе женское начало, три — мужское начало, а в сумме семь — основа человеческого Существа (принцип вечной жизни), совершенство.

Анастасия: Четыре — воплощает в себе женское начало... Так если Грааль составляли из четырёх частей, то это, получается, косвенно указывает на связь с созидающей божественной силой женского начала — Аллатом.

Ригден (усмехнулся): Ну почему же косвенно?...» (книга АллатРа стр. 74-75)

 

«– Так получается двенадцать Гелиаров и тринадцатый Этимон? – оживленно проговорил отец Иоанн. – Прямо как у Иисуса – двенадцать Апостолов и Он – тринадцатый.

– Да. Потому что так образуется кольцо силы. Обычным людям это трудно понять, но люди Знания об этом прекрасно осведомлены.»  (книга «Эзоосмос. Исконный Шамбалы»)

 

«— Они не любители, они профессионалы, — поправил его Сэнсэй. — Тринадцать — это символика, это обозначение высшего круга силы. А уж кто и с какими намерениями использует эту силу — это уже другой вопрос.» (книга «Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы»)

 

Перед тем как я начну приводить конкретные примеры о 12 и 13-ти, хотелось бы отметить пару моментов.

  1. В ряде случаев эти числа неотрывно связаны с ещё одним числом, это число 7. Хотя ничего удивительного в этом не вижу, достаточно прочитать первую приведённую мной цитату из книги АллатРа.
  2. Оба числа, и 12 и 13 напрямую связаны с горами и холмами, в чём я надеюсь, вы убедитесь сами, прочитав до конца эту часть.

Перехожу к примерам, и самым простым из них является село с очень интересным, кратким названием Ыб. Находится это красивейшее, живописное место в республике Коми.

 

Село Ыб. Республика Коми.

61°16'27.20"С   50°34'38.06"В

«Село раскинулось на высоком левом берегу реки Сысола. Сельское поселение Ыб состоит из 13 деревень, стоящих на семи холмах, вытянуто вдоль реки Сысолы примерно на 15 километров. Это одно из самых старых поселений республики. Около деревни Каргорт в прошлом находилось древнее чудское городище.

Впервые название населенного пункта Ыб встречается в письменных источниках в 1586 году. В переводе с коми языка слово «ыб» означает «возвышенность». В XIV веке в этих местах активно действовал православный монах Стефан, прозванный позже Стефаном Пермским. Он принуждал принимать христианство живших здесь людей, нещадно уничтожая при этом все языческие святыни. Так, в Усть-Выми он срубил старое священное дерево.»

 Село Ыб. Республика Коми.

Село Ыб. Республика Коми.

Молельные горы Можгинского района. Республика Удмуртия.

(молельные горы вдоль деревни Водзя, имеют строгие геометрические формы и насыщенны выходами известняка).

Деревня Водзя.

56°22'59.86"С   52°22'25.05"В

«В языческие времена в каждой удмуртской деревне проходил восяськон - языческий молебен, где местные жители проводили коллективные обряды.Как правило, это были рощи, лесные поляны, вершина холма. Спустя столетия, удмурты сохранили память об этих местах, и даже в наше время в каждой деревне местные жители покажут вам языческий молебен. Одно из таких мест, представляющий особый интерес, находится в деревне Водзя Можгинского района.
Здесь находится один из крупнейших молельных мест Удмуртии. На вершинах Водзинских гор собирались для обрядов до 12 деревень. И даже после принятия христианства, удмурты еще долго поднимались на эти горы. Одна из гор имеет правильную трапециевидную форму - восяськон гурезь (молельная гора). Рядом находится портмаськон гурезь - колдовская гора. Это место пропитано силой молитв и мистикой, так что горы сохраняют свою силу до сих пор.»

Деревня Водьзя.

Деревня Водьзя

Деревня Водьзя

Деревня Водьзя.

 

ГЫРШЕЛУНСКИЙ КАМЕНЬ, петроглифы, Забайкальский край

51°23’18"N  110°33’30"E

«Располагаются в окрестностях с. Гыршелун Хилокского р-на, на скальном останце на вершине одного из отрогов хр. Цаган-Хуртэй. Открыты в 1991 Чикойской археологической экспедицией. В 2008 исследование продолжили сотрудники Хилокского краеведческого музея В. Ф. Петров, И. В. Петров. Выделено 2 пункта петроглифов. В 1-м пункте рисунки нанесены на плоскость, обращенную к югу, к долине р. Хилок. Красной охрой нарисованы 12 человечков, птица, крест и точки. Рисунки располагаются 4 группами. Второй пункт находится на соседней скале. Рисунки нанесены, как и в 1-м пункте, на вертикальную плоскость с юж. экспозицией. Они выполнены охрой с коричневым оттенком. Представлены 5 группами точек (от 4 до 70 шт.). Зафиксирована группа человечков, нарисованных красной охрой.»

ГЫРШЕЛУНСКИЙ КАМЕНЬ, петроглифы, Забайкальский край

 

Камень с изображениями у с. Калиновки, Амурская область

51°32’59"N   139°42’33"E

«Камень с изображениями у с. Калиновки расположен на правом берегу Амура на низком песчаном пляже, у нижней окраины с. Калиновка (Ульчский район). Это изображения личин (масок) и стилизованный рисунок с лодками и сидящими в них людьми. Всего их около пятнадцати. Петроглифы выполнены в технике низкого рельефа. Изображения относятся к эпохе раннего железного века и датируются концом I тыс. до н.э. - началом I тыс. н.э.

Представлены три антропоморфны фигуры и двенадцать лодок с гребцами, обозначенными вертикальными черточками (от 5 до 33). Изображения контурные, фигуративные, стилизованные и схематические. Личины своеобразны: в отличие от всех других амурских ликов у них наблюдается геометризация с тяготением не к криволинейной трактовке, а к предпочтению прямых линий. У одной из них трапецевидные очертания, глаза в виде треугольников, у другой срезан подбородок, лица пересекают прямые линии, рты в виде прямоугольников, к внутреннему контуру примыкают углы.

Изображения статичны. Композиция занимает всю плоскость камня и подчинена ее естественным границам. Сюжет мифологический, видимо связан с перевозкой душ усопших предков в загробный мир.»

Камень с изображениями у с. Калиновки, Амурская область

 

Святой источник “Двенадцать ключей”, Венёвский р-н, с. Свиридово, Тульская область

N054 23.666, E038 15.851

«Вблизи села Свиридово есть еще один интересный объект, с которым связано предание относящиеся к XIV веку. В д.Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетром жил мужик Свирид, у которого с женой за 8 лет родилось 12 сыновей. Старостой в деревне выбирали тех у кого сыновей больше. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой.
В 1380г. князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет.
В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними и жребий выпал им. Из уважения к старосте хотели сделать новую жеребьевку, но он отказался. Во время сражений все они погибли, а младший пронзенный копьем прикрыл знамя. Узнав об этом князь приказал отправит их тела на родину.
Их похоронили, на высоком холме, где русло реки Веневки встречается с Сухим Осетром. Вскоре у подножья холма забил источник, в котором насчитали двенадцать ключей.»

«Первый веневский краевед Даниил Герасимович Гедеонов записал в середине XIX века, что на этом месте установлена часовня во имя Иоанна Предтече, каждый год 24 июня (7 июля по новому стилю), на престольный праздник сюда стекались окрестные жители и устраивали гулянья. Это традиция сохранялась до 1917 года. Гедеонов так же связывал название расположенного неподалеку сельца Предтечево с этим урочищем.

В настоящее время источник освящен и благоустроен, выстроена купальня, поставлен памятный крест часовни Всех Святых. Кстати, сделал крест камнерез В.Тальков, брат певца И.Талькова. В 2007 году это крест перенесли на противоположный берег Сухого Осетрика, а на его месте установили крест из черного мрамора.

 Сам родник  издревле считался святым местом. Когда-то здесь было языческое капище в честь Ивана Купалы. И до сих пор каждую купальскую ночь сюда приходят девушки и привязывают  ленточки на ветви деревьев, склонившихся к воде. На холме, у подножья которого бьёт источник, в 1991 году проводились археологические раскопки и были обнаружены четырнадцать погребений. Датировали захоронения XII-XIV веками.

Ключи стали местом паломничества, в прессе публикуются статьи о целебных свойствах здешней воды.»

 Святой источник “Двенадцать ключей”

Святой источник “Двенадцать ключей”, Венёвский р-н, с. Свиридово, Тульская область

 

Гора Бурин-Хан, Бурятия

50°44’33” с.ш. 105°42’44” в.д.

Гора Бурин-Хан является одной из пяти величайших святынь Азии. Она расположена в Боргойской степи на юге республики Бурятия. Она находится на водоразделе рек Темник и Джида, недалеко от села Инзагатуй Джидинского района Бурятии.

Название Бурин-Хан в переводе с бурятского языка означает “совершенный (действительный) хан”. По сравнению с другими окрестными горами Бурин-Хан выделяется своей высотой, красотой, богатством флоры и фауны.

Гора Бурин-Хан имеет три вершины. Южная вершина, самая высокая и величественная, зовется Ханом, а северная вершина называется Ханша, а между ними рсположена самая маленькая вершина - их сын. На южной вершине в окружении растущих на зеленых склонах эдельвейсов, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится большое чистое озеро с целебным источником. Озеро окружено культовыми местами двенадцати бурятских родов, здесь сооружены одно большое обо, а по кругу расположены 12 маленьких обо, каждое из которых почитается отдельным родом.

Также здесь установлена выполненная из бетона и искусственного камня грубая, но вместе с тем величественная, 5,5-метровая красно-зелено-золотая статуя “Хозяина горы”, изображающая мужчину в воинских доспехах верхом на черном коне в нарядной сбруе. Считается, что статуя посвящена Бурин-Хану - покровителю этих краев, он упоминается в бурятских мифах о великом герое Гэсэре.

Второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю проводится поклонение и жертвоприношение на горе Бурин-Хан. На вершине собираются бурятские роды, живущие в Селенгинской и Боргойской долинах, с двух сторон Бурин-хана (с восточной -Ташир, Селендума, Иро, Удунга и западной - Инзагатуй, Ичетуй, Боргой). По легенде, ежегодно на вершину Бурин-хана выходит Саган-Убугун - высоко чтимый бурятами дух-хранитель и покровитель местности. Поднявшись на гору, он смотрит на окружающую местность во все стороны, любуясь скотом и пастбищами. И на все места в пределах его благожелательного взора он посылает милость и благодать: всюду, куда упадет его взгляд, он вызывает плодородие почвы и скота.»

 Гора Бурин-Хан, Бурятия

Гора Бурин-Хан, Бурятия

 

Национальный парк «Смоленское Поозерье» расположен в энергетически активном месте - на меридиане легендарных пирамид Гизы. Здесь, на знаменитом пути «из варяг в греки», найдено множество курганов и поселений славян.

 55°33’36.39”С  31°45’52.49”В

 Вокруг озера Дго есть камни - Макоши, Велеса, Лады, Триглава…

  Вокруг озера Дго есть камни - Макоши, Велеса, Лады, Триглава…

«Площадь озера 234 га, максимальная глубина 17,5м, средняя – 5,2м. По происхождению котловина озера является рытвиной ледникового выпахивания.

Это самое мистическое и таинственное место: как само Озеро, так и вокруг лесистая местность. 

 

Камень Макоши.

 Камень Макоши

Макошь ― старшая из богинь, прядущих судьбы, ей помогают дочери, Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов. Покута ― то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п. Спрядённые нити образуют удивительные узоры, значение которых нам разгадать нелегко. Она нити прядёт, в клубок сматывает, не простые нити ― волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь ― от завязки ― рожденья и до конца, до последней развязки ― смерти.

Так была описана Макошь в «Книге Коляды». По данным «Повести временных лет» её идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и других богов. 

Макошь следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за традиции. Макоши посвящены 12 годовых праздников, как управительницу всего живого её чествуют каждое полнолуние.» 

 

Курган "Конский брод"

47°11'30.31"С     35°32'49.55"В

«Курган "Конский брод" - уникальное культовое сооружение находится у села Виноградное Токмакского района Запорожской области. Пользовались им преимущественно носители так называемой катакомбной культуры (ХХIII-ХVIII ст. до н.э.).
 Необычный курган возводили в три захода. Основу его заложили "ямники" самое малое пять тысяч лет тому назад. Прикрыв первое погребение, они возвели насыпь в высоту до шести метров. Собственно, то был не просто курган. На его плоской вершине находился алтарь, выложенный из крупных глиняных блоков. Из таких же блоков были выложены тринадцать (проследить удалось только одиннадцать) валов, уходящих от алтаря во все стороны. То есть с высоты птичьего полета сооружение напоминало звезду с тринадцатью лучами.

Дальше, на юг, вдоль Молочной, километрах в десяти, на мыске, - еще один курган, десятиметровый, за ним, чуть дальше, вблизи Старобогдановки - одиннадцати метровый. С Конским Бродом они образуют одну линию, и нетрудно представить вдоль этих курганов дорогу из камней. На равнине на протяжении веков она не могла сохраниться, и только небольшой ее отрезок дождался археологов.»

 Курган

 Курган

 

Ахуновские менгиры. Башкирия.

54°11’31.34”С 59°34’43.79”В

«это мегалитический памятник состоящий из 13 камней, 10 из которых образуют комплекс, а 3 расположены невдалеке. Комплекс находится в 1 километре от д. Ахуново на правом берегу реки Кидыш. Ансамбль менгиров представлен площадкой 25 кв. м., двумя большими камнями высотой более 1,5 метров, расположенными посередине, и 8 малыми камнями высотой около полуметра, которые установлены на неодинаковых расстояниях от больших камней. Два больших менгира находятся примерно в 15 метрах один от другого, один из них принят за главный и обозначен №1. Вокруг него находятся 8 ямок, диаметр и глубина которых примерно равны 20-25 см. При этом ямки являются проекциями 8 малых менгиров, находящихся вокруг. Предполагается, что в них были врыты деревянные столбы. В 170 метрах на северо-восток расположен менгир № 13 небольшого размера, а на расстоянии 80 метров находятся еще два небольших камня – менгиры № 11 и № 12. Большие ахунские камни устанавливались раньше остальных 8 камней круга. Возраст менгиров № 11, № 12 и № 13 определяется 14 – 15 тысяч лет назад, менгиров № 1 и № 2 – конец медного века, а круговые менгиры №3-№8 – 17-19 века до нашей эры. При этом абсолютной датой считается 1632 год до н.э., когда случилось важное астрономическое событие, отразившееся во многих мировых мифологиях: индийской, скифской, древнегреческой, немецкой — это соединение точки летнего солнцестояния со звездой, находящейся в «сердце Льва». 

Ахуновские менгиры. Башкирия.

Ахуновские менгиры. Башкирия.

 

12 Киреметей.

«Киреметь - один из великих богов древнечувашской религии. Он - старший сын владыки вселенной верховного бога Тангара (Тенгера) и его жены златоволосой богини Пюлехсе. С юных лет Киреметь любил резвиться и скакать на белом аргамаке по небу. И не было во вселенной такого коня, который мог бы сравниться по красоте с аргамаком первенца Тангара. Владыка вселенной дал ему светлую судьбу - дарить людям счастье и оберегать их от разных невзгод и бедствий.

И вот вырос Киреметь и стал готовиться спуститься на землю. Но Шуйтан, владыка злых демонов узалов, решил помешать доброму делу. И, когда Киреметь, погрузив сундук со счастьем людей, выехал из изумрудных дворцов своего отца на блестящем экипаже, он стал подбивать людей на злодейство:

- Отнимите у Киреметя белого аргамака и только тогда найдете свое счастье! - учил он. - На белом аргамаке вы тогда сможете подняться на небо, станете равными бессмертным богам! Вы тогда не будете подчиняться ни Тангару, ни другим богам!..

В такое время и появился юный бог Киреметь на земле, среди людей, Он был совсем-совсем похож на человека. Высокий, стройный, красивый. Только борода и усы у него белые. И волосы белые. А глаза горели, как два огонька. Несся он по земле быстрее ветра на своем экипаже, запряженном в белого аргамака. Правой рукой держал вожжи, а левой - огромный сундук-арча, в котором было много счастья. Его хватило бы для всех, для каждого смертного. Люди, собравшись в широком поле, ждали бога Киреметя. Среди них находился и Шуйтан.

- Смотрите, не упустите случая. Сразу же, как только он остановит своего аргамака, схватите его и убейте! Тогда завладеете вы его конем и волшебным сундуком. - шептал он людям.

И люди поверили узалу. Они здесь, в поле, коварно напали на первенца великого Тангара и убили его. А коня так и не смогли поймать. Он протяжно и обиженно заржал, ударил людей копытами и взлетел на своих крыльях прямо на небо.

Тогда люди бросились к сундуку, который нес Киреметь. Они хотели схватить его, открыть и забрать счастье. Они уже успели схватить сундук, но он вдруг вырвался из рук и тоже взмыл вверх.

- Упустили! - закричали люди. Некоторые бросились к тому месту, где стоял узал.

- Шуйтан, Шуйтан! Помоги нам! Достань сундук! - кричали они. Но узала и след простыл, не было нигде Шуйтана. И только тогда люда поняли, что они жестоко обмануты.

- Эх, злой Шуйтан! - стали говорить они. - Будь ты проклят со всеми своими узалами!

Но дело было уже сделано. Люди проявили коварство, послушавшись узала, напали на бога и убили его. Опомнились люди, но было поздно. Теперь страшно испугались люди кары великого Тангара.

- Надо скрыть наше злодеяние, - сказали глупые.

- Нет, надо нам тут же обратиться к великому Тангару и попросить прощения. Признание своей вины облегчит нашу участь, - учили более умные. Но люди послушались глупых. Они решили скрыть свое злодеяние и сожгли тело юного бога на костре, а пепел развеяли на ветру. Но боги бессмертны. Там, где падал этот пепел, вырастили деревья - дубы, вязы, липы, и в каждом из них стала обитать душа сына владыки вселенной Тангара, великого Киреметя, который хотел людям подарить счастье...

Киреметь - сын верховного бога. Он пришел к людям, чтобы сделать их счастливыми, чтобы помогать им во всем. Но люди не поняли его. Они убили сына бога. Значит, он потерпел за грехи людей... И, чтобы добиться прощения, люди молятся Киреметю - сыну бога, дарят ему подарки, проводят обряды жертвоприношения. Так пишут все исследователи, так пишут древние путешественники.»

 

***

 

Двенадцать (вун иккĕ). В окрестностях языческого Улхаша знают двенадцать киреметей и в случае некоторых жертвоприношений приносят им в жертву двенадцать лепешек. Число двенадцать встречается и в народных песнях:
    

Хура вăрман витĕр тухнă чух
Вуник мулкач мана тĕл пулчĕ.
Вуник мулкач иртсе кайиччен
Выртасчĕ иккен çулçăсем айĕнче.

Когда я проезжал через темный лес
Попались мне навстречу двенадцать зайцев.
Пока эти двенадцать зайцев не пробежали
Лежать бы мне спрятавшись под листьями.

Это потому, что увидеть зайца в пути считалось за несчастье.

Шыв тĕпĕнче вуник мерчен,
пухаясчĕ — шыв аслă...

Под водой лежат двенадцать жемчужин,
Собрать бы их, да вода велика...

                                                                          

***

 

В чувашских поверьях и легендах почти ничего не говорится о внешних обликах Киреметях. Являясь самым широко известным и стойким объектом поклонения в языческом мировоззрении чувашей, Киреметь, как и другие образы чувашской национальной религии-духи полей, лесов, рек, озер и болот, был нечто бесформенное и неконкретное, служители культа насаждали поверья, что ни одному человеку не дано видеть Киреметя. Всякая случайная встреча с ним является неизбежным предвестником близкой смерти. Трава, чистота должно быть как в Овине. Подметенный сор сжигали в огне, чтобы сгорело нечисть. Чувашские Киремети устраивали с соблюдением тех же самых утилитарных задач, что и величайшие храмовые сооружения других религий. Но эти требования удовлетворялись более простыми средствами.

Какова была судьба Киреметей? Они еще оставались местом поклонения и почитания в образе жизни крещеных чувашей. Вера в Киреметя сохранился у чувашей и даже тогда, когда православная церковь усиленно насаждала христианство среди народов Среднего Поволжья и преследовала различные языческие обряды. В 60-х гг. прошлого столетия в Буинском уезде сохранилось 12 подобных урочищ.

 древний чувашский орнамент

«К.С.Милькович еще в XIX веке писал, что «всякий чувашенин верует в 12 киреметей своей и соседней деревень». В особых рощах, глухих и безлюдных местах вплоть до 30-х ушедшего XX века устраивались «киремети», места, где забивали, варили жертвенных животных. Мясо съедалось участниками моления, а шкуры вешались на деревья или столбы. Каждая деревня, село имело свой киреметь, но устраивался и общий, называемый русским населением, в шутку, — соборным.»

 

***

 

В предисловии к этой части я привёл пару отрывков из мифологии народов России, в которых довольно красиво описано возникновение гор и холмов. Некие великаны из лаптей землю высыпали, вот так и получались холмы. Есть легенды иного рода, когда богатыри насыпают холм, принося землю в своих шлемах. Так же есть легенды, когда прекрасные девицы насыпают холм, принося землю в своих платочках.

 

13-й Богатырь.

 

Подчуршинское городище.

Координаты: Широта 58.6718171 — Долгота 50.1443696

Подчуршинское городище - археологический памятник, расположенный в поселке Первомайский Слободского района Кировской области.

«Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась своими родоначальниками, в Вятскую землю пришли ‘из-под заката’ (с запада) 12 богатырей вместе со старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец. Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками (шлемами), так что каждый богатырь  должен был принести земли для основания городища двенадцать колпаков с того именно места, где ныне находится озеро. Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только ‘побарывались в схватку’. Мало-помалу им эта жизнь надоела, и вот они вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями… Они вели также сильную торговлю разными зверями, за которыми отправлялись к северу на своих ‘быстроногих конях’. От продажи своего товара они сделались ‘великими богачами’. Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боялись, одного Никулицу немного побаивались… Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дворец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бросают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молодцами. Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны уних не было. Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к Никулице с 12 хлебами и ‘братынею’ золота. Мир богатыри заключили трехнедельным пированием, а на последний час Никулицасогласился на их мирное предложение… (Оноха просит себе княжескую дочь Никулицы, тот требует за это самоцветных камней.)… Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а богатыри должны были в ту же ночь привезти к ‘двенадцатым петухам’ ‘с закату’ самоцветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а богатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в ‘двенадцатые петухи’… К несчастью, богатыри в ‘двенадцатые петухи’ достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло. Услышав о несчастье своих братьев, Оноха весьма опечалился, начал выдумывать хитрость — как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней… одну ночь он закричал, что во дворце пожар, и в сумятице взял его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и прискакал прямо к Онохину городищу… Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком… Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях через городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю…»

 Подчуршинское городище

Подчуршинское городище

Подчуршинское городище

 

Подведу небольшой итог:

 

Конечно же, упоминаний чисел 12 и 13 в мифологии и обычаях разных народов намного больше, чем приведено в статье. Я только показал ряд примеров. Если у кого будет желание найти больше, уверен, вы обязательно найдёте.

Числа эти связаны, в том числе и с культовыми местами. Например, 12 деревень или селений или родов и в каждом или у каждого, есть своё культовое место, но есть ещё 13-е место, которое считается самым почитаемым, Святым местом. Моления в этом месте происходит в определённые дни. Скорей всего это те самые дни, о которых я писал в первой части.

Я ещё не рассказал о прекрасных девицах, которые насыпали холмы, принося землю в платочках, эти девицы достойны отдельной статьи, которая будет завершать мою часть цикла об интересных местах. Из всех мест, которые были мной просмотрены, это единственное место, которое я выделяю как отдельный материал, так уж получилось, чем-то оно меня притянуло.

 

Подготовил: Игорь (г. Вятка)

Подписаться на новости Помочь проекту


Статьи из раздела:



Комментарии

Дато 16.08.2017 17:33 Ответить ↵

В книге С.Османагича “Мегалиты мира и энергия планеты Земля” есть упоминание о горе Рудник, что в Хорватии. Приведу цитату:

Мате показывает через дорогу и поясняет: “Её название - Рудник. Здесь когда-то добывали железо. А между этими двумя горами - подземный туннель. Когда я смотрел на Рудник на карте “Гугла”, мне показалось, что у неё пирамидальная форма “. А я думаю про себя: “Сейчас Мате перечислил все необходимые элементы, которые меня интересуют: геометрическая фигура, тоннели, подземные воды, естественный электромагнитный генератор - железо”...
Согласно легенде, внутри горы находился плавильный цех. Другая легенда говорит о 12 великанах, шести женщинах и шести мужчинах, которые были похоронены на горе. На веки им пложили по золотой монете.


странница 16.08.2017 12:18 Ответить ↵

спасибо) интересно читать такие статьи!


Saha 14.08.2017 12:51 Ответить ↵

Аллат - это цельная единица времени, которая имеет огромное значение для всей материи. И если взять современное обозначение земного времени, то аллат составляет 12 минут, точнее 11 минут 56,74 секунды.


Елена 13.08.2017 14:08 Ответить ↵

Спасибо за эту работу. Может и я лепту внесу для автора на заметку. В Псковской обл. есть место такое историческое Изборск. Значимое для Всея Руси оно. Так вот, неподалеку гора такая или холм есть.  С нее стекает 12 источников. Название 12 Апостолов. На вкус каждый источник отличается от другого. Удивительно. Народ чтит и помнит это место. Всегда много приходит сюда люду. 

Спасибо. 


Yttrium ✎ Елена 13.08.2017 20:10 Ответить ↵

Спасибо, эта местность обозначена у нас на карте как Труворово городище, там есть упоминание про Словенские ключи, это и есть те 12 источников о которых вы пишите. Я думаю,что Лада возьмёт это место на заметку)


Lada ✎ Yttrium 13.08.2017 23:59 Ответить ↵

Обязательно)) Спасибо!


Mila W 12.08.2017 16:36 Ответить ↵

Потрясающе красивые истории! При прочтении не покидало чувство “дежа вю”... Может, это из далекого детства, после прочтения “Сказок и былин народов России”. Цитата  ”... величественная, 5,5-метровая красно-зелено-золотая статуя “Хозяина горы”, изображающая мужчину в воинских доспехах верхом на черном коне в нарядной сбруе. Считается, что статуя посвящена Бурин-Хану...” напомнила об иконах “Неопалимая Купина” и “Спас в силах”, о которых писалось в книге “Аллатра” и которые выполнены в тех же цветах. Думаю, что это не простое совпадение.


Любовь 12.08.2017 01:31 Ответить ↵

Огромная благодарность за эту интереснейшую информацию! Какие необычные молельные горы у деревни Водзя... Подумать только, 12 деревень собирались на них, представляю, какое это было единение людей в Духе... 


yura 11.08.2017 20:21 Ответить ↵

Вопрос не много не в тему... но для какой программы указаны координаты, например, Ахуновские менгиры. Башкирия.

54°11’31.34”С 59°34’43.79”В. Я пробовал вводить в строку поиска тут https://www.google.ru/maps/
потом тут https://www.google.com/earth/
 даже скачал Google Earth Pro 7.3.0.3830 (32-bit) но и там не ищет.

Вводил координаты как вместе (54°11’31.34”С 59°34’43.79”В) так и по отдельности (54°11’31.34”С ). Показывает вообще не то что нужно. 


Игорь ✎ yura 12.08.2017 10:06 Ответить ↵

Не показывает, потому что вы не правильно вводите координаты. Координаты в поиск вводятся следующим образом 54°11’31.34, 59°34’43.79

Буквы широт не вводятся, пишется через запятую. По некоторым местам координаты могут быть примерными, но применительно к данному случаю точные.Я пользуюсь Google Earth Pro. Это будет выглядеть следующим образом.

 



JuliaM ✎ yura 12.08.2017 10:01 Ответить ↵

Просто удалите русские буквы, оставляя всё остальное ) 


Александр Н 11.08.2017 08:58 Ответить ↵

Буквально вчера, еще до публикации статьи, собирал информацию о менгирах. Попалась очень интересная статейка о Ахунтовских менгирах. Статья большая (кому интересно ссылочка ниже) приведу лишь небольшую  часть.

http://www.seredinamira.ru/articles/7/

Астрономия

Рис.8. Ахуново. Астрономия кольца менгиров.

Принимая гипотезу космологической архитектуры, мы обязаны показать астрономическое (космологическое) содержание объекта. Теперь это сделать легко. Достаточно наделить центр О3 свойствами полюса эклиптики, а эллипс менгиров считать траекторией Полюса Мира — эквивалентом границы центральной площади Аркаима, кольца «голубых камней», «сарсенового кольца», лунок Y и Z Стоунхенджа. Заметим так же, что техника разметки лунок Y и Z Стоунхенджа идентична технике разметки эллипса Ахуново. На Стоунхендже каждая из этих окружностей оформлена тридцатью элементами, расположенными регулярно («сарсеновые камни» или лунки). Однако наш комплекс значительно интереснее — его траектория Полюса Мира не абстрактна — на ней размещены менгиры, которые маркируют положение звёзд на пути Полюса Мира, то есть Полярных звёзд различных эпох (рис.8). Последний цикл прецессии, продолжительностью в 26 000 лет, изображён здесь правильно и в полном объёме.

Весьма важно, что строители использовали систему координат Вечного Зодиака. Древние космологи обращают наше внимание так же на то, что траектория Полюса Мира за предыдущий прецессионный цикл имеет форму эллипса. И это тоже соответствует действительности.

  • М.10: α-Малой Медведицы или современная Полярная звезда, «сердце Змеедевы».
  • М.3: α-Дракона, звезда Тубан или «сердце Дракона», Полярная звезда эпохи Аркаима (4800 лет назад).
  • М.4: τ-Геркулеса, Полярная звезда эпохи около 9300 лет назад. Эпоха «неолитической революции».
  • М.5: М 92 — звёздное скопление, Полярная звезда эпохи близкой к 11000 лет назад (конец оледенения, начало мезолита).
  • М.6: α-Лиры, звезда Вега, (с учётом собственного движения за 14000 лет). Полярная звезда эпохи 13600 лет назад — эпохи рисунков в Каповой и Игнатьевской пещере.
  • М.7: κ-Лебедя, Полярная звезда эпохи 17000 лет назад (эпоха рисунков пещеры Ляско). Собственное движение — около 0,5° за 17000 лет.
  • М.8: α-Цефея, звезда Альдерамин, Полярная звезда эпохи 20400 лет назад.
  • М.9: 31-Цефея, звезда со значительным собственным движением, Полярная звезда эпохи 22600 лет назад (эпоха «Великой Матери»).
  • М.1: β-Дракона или голова Змея.
  • М.2: β-Малой Медведицы или голова Змеедевы.

Космологи Ахуново считали Полярными звёздами не все едва различимые звёздочки, вблизи которых проходил Полюс Мира. Они выделили, прежде всего, и по понятным причинам, самые яркие звёзды. Во-первых, четыре «альфы»: Цефея (Альдерамин), Лиры (Вегу), Дракона (Тубан) и малой Медведицы (Полярная современной эпохи). Во-вторых, среди слабых звёзд выбраны те, в эпоху которых происходили важнейшие мировоззренческие события: τ — Геркулеса и 31 Цефея (обе Полярные лежат на одной оси солнцестояний). Они фиксируют симметричные эпохи «Великой Матери» и «неолитической революции». Звёздное скопление М 92 попадает в разряд главных Полярных звёзд периода прецессии, вероятно потому, что расположено на одной линии с телом Дракона (линия «М 9 — М 1 — М 5»).

Обсерватория

Очевидно, что вне обнаруженной астрономической структуры остались пара менгиров 11, 12 и менгир 13. Они удалены от круговой компактной группы примерно на 80 м и 180 м, что значительно дальше, чем возможная эклиптика. Радиус эклиптики в этом масштабе составил бы 52 м. Следовательно, три названных менгира не относятся к кольцевой структуре. Возможно, они устанавливались независимо от неё и менгиров 1 и 2.

Мы можем согласиться с мнением Кириллова А.К. относительно этих менгиров, и считать их обсерваторией восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Расчётные геодезические отношения между менгирами 11 и 13: .......


Gazolin ✎ Александр Н 12.08.2017 14:59 Ответить ↵

Ахуново некоторые фантазеры называют пупом земли.


Игорь ✎ Александр Н 12.08.2017 10:59 Ответить ↵

Я видел эту информацию, притом есть и аналогичные интересные комплексы, например:

https://www.ufo-com.net/publications/art-5763-kamenny-kompleks-v-steberakah.html

https://www.ufo-com.net/publications/art-3964-kypa-neizvestnii-astronomicheskii-kompleks-belarysi.html

По Ахунтовским менгирам тоже интересная информация:

На западе от объекта располагается гора Услутау высотой 666 метров. Находясь на Ахуновском мегалитическом памятнике, можно заметить, что весной и осенью, в дни Равноденствия, солнце садится именно за Услутау.


Saha 10.08.2017 08:51 Ответить ↵

К стати число 13 - это ещё количество фантомных частичек По образующих электрон. Пространственное расположение 13 фантомных частичек По, образующих электрон. Дополнительной линией показана траектория движения фантомной частички По в пространстве. Из доклада: «ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА» подготовлен интернациональной научно-исследовательской группой ALLATRA SCIENCE Международного общественного движения «АЛЛАТРА» под редакцией Анастасии Новыхhttp://allatra-science.org/category/physics-reports

 

 


Saha ✎ Saha 10.08.2017 23:06 Ответить ↵

Например, частица, которую в современном мире именуют «протон», состоит из 12 По (двенадцати фантомных частичек По), «электрон» состоит из 13 По (тринадцати фантомных частичек По), «нейтрон» ‒ из 33 По (тридцати трёх фантомных частичек По).


Lada 10.08.2017 01:49 Ответить ↵

Интересная взаимосвязь в предании об Алатырь-камне из статьи ”Мировая гора Меру. В мифах и легендах народов мира”.

В ней есть Алатырская гора, камень Алатырь.  

Ездил на  гору Алатырскую Илья Муромец к Майи  Златыгорки  двенадцать лет! После чего родился сын у них - Сокольник (сокол-символ передней сущности, о чем мы узнаём из первой статьи Святые холмы).

Ещё, не случайно был у этой Майи сын - бог календарного цикла, Коляда (от него пошли «календарь» – дар Коляды.

«Голубиная книга» называет Алатырь-камень «всем камням отец». Это священная скала, которая венчает собой вершину Алатырской горы и закрывает собой вход в преисподнюю – его-то и сторожит Святогор. На Алатырь-камне высечены законы Сварога, а сам он обладает магическими свойствами, потому-то так часто и упоминается в заговорах: «На море, на окияне, на острове Буяне есть бел-горюч камень Алатырь, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца».

Частенько езживал на гору Алатырскую и Илья Муромец. В былине “ Илья Муромец и Сокольник”:

А да ко тому было ко морю, морю синему,
А ко синему как морю, как морюшку Студёному,
Ко тому было ко камушку Латырю,
А ко той как бабы да ко Златыгорки,
А к ней гулял-ходил удалой ведь добрый молодец,
А по имени старой казак Илья Муромец.
Он ходил-гулял Илеюшка к ней двенадцать лет,
Он ведь прижил ей чадышко любимоё...

 


JuliaM 09.08.2017 23:31 Ответить ↵

Вот нашла ещё упоминание числа 12 в статье Путь Святого Иакова. Сантьяго-де-Компостела - “Испанская Мекка”. “Звезда.Золотое сечение. 4 часть”

Город Бургос. Бу́ргос (исп. Burgos) — бывшая столица Кастилии, ныне город и муниципалитет в Испании. Входит в провинцию Бургос, в составе района (комарки) Альфос-де-Бургос и автономного сообщества Кастилия и Леон.
Средневековый Бургос имел

12 ворот.

До нас дошла арка Санта-Мария, построенная в XIV-XV вв. и затем переделанная из белого известняка в 1536-53 гг. В нишах арки можно увидеть фигуры людей.


JuliaM 09.08.2017 21:25 Ответить ↵

Боже мой, история про Киреметя... Так люди не только Иисуса распяли...  

А слушая сознание, продолжают это делать ежедневно... 



Оставить комментарий

Серебряная нить
  • Откровенный диалог о самом главном

    20.08.2015

  • Смысл жизни - бессмертие

    07.09.2015

  • ЕДИНЕНИЕ

    27.09.2015

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Цель проекта

Интересные рубрики