В процессе работы над темой «Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних» было обнаружено интересное явление, а именно во многих регионах мира возведены прекрасные храмы разных религиозных течений на высоких холмах или на вершинах гор. Очень часто данные храмы являются особо почитаемыми в культуре тех или иных народов, их появление связывают с древними легендами и разными сказаниями. У подножия гор, на которых находятся храмы, зачастую, присутствуют священные источники или родники, обладающие целебными свойствами. Такие храмы на протяжении многих веков являются местами паломничества верующих и что примечательно разных религий, а не только тех, к которым относится храм на горе.
Ещё одной особенностью таких мест является холм или гора со срезанной верхушкой, склоны некоторых из них формируют собой подобие четырёхгранной пирамиды.
Интересно, почему такие храмы строились в столь труднодоступных местах? Не меньший интерес вызывают легенды и сказания о событиях древности происходящих в местах расположения таких храмов. Ну и ещё один резонный вопрос… Всегда ли места, где расположены храмы на горе, использовались так, как в данный момент?
Ответить обоснованно на все вопросы в одной обзорной статье вряд ли получится, но узнать кое-что интересное наверняка можно, да и кое какие недостающие части мозаики об истинном прошлом нашей цивилизации сложить тоже можно.
Итак, начнем с упоминаний, которые, на мой взгляд, имеют отношение к данной теме, из книг А.Новых.
Из книги "АллатРа":
Гора у многих народов — это символ духовного возвышения, связи с высшими мирами, ассоциативный образ соединения разных миров (например, земли и неба, земли и подземного мира), соответственно, обиталища существ иного мира. Добраться до «иного мира» можно было, лишь преодолев себя. Но, правда, из-за таких ассоциаций, когда началось бездуховное, пустое материальное подражание, гору стали обозначать как место жертвоприношения, так как оно якобы "ближе располагается к богам".
Из книги "Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы":
"Даже взять наше славянское «язычество». Ведь в нём, что примечательно, знания и практики о Мировой горе были доступны простому народу, в отличие от «прихватизации» этих знаний жрецами других народов. На славянских территориях долгое время осуществлялись старинные ритуалы магических «полётов» на космическую гору, которые проводились на священном холме, похожем по форме на очертания Мировой горы. К слову сказать, раньше великие праздники назначались не потому, что людям вздумалось повеселиться. Испокон веков они проводились именно в те дни, которые совпадали с определёнными космическими циклами. И начинали их праздновать не с утра, как это сейчас принято, а с вечера, с восходом первой звезды.
Со временем, когда «язычество» начали огнём и мечом искоренять среди славянских народов, насаждая христианскую веру, стали жестко преследоваться и служители «языческих» культов. Они были объявлены не иначе как «бесовским отродьем», «слугами дьявола», а «языческие» древние обряды — шабашами, гульбищами враждебных человеку «сатанинских сил». И в общем-то с физическим уничтожением большинства волхвов знания о Мировой горе как таковые были утрачены, а то, что осталось, перекручено в отрицательную сторону до неузнаваемости. Праздники переименовали. Хотя от переименования праздников одних в другие прохождение определённых космических циклов, естественно, не изменилось, да и святость мест тоже. Так, к примеру, на местах бывших капищ главных языческих богов строились храмы христианства. Но это уже, как говорится, история".
И ещё пару упоминаний из книги "АллатРа":
А ведь вначале всё было просто. «Сах» — первоначально объяснялась древними египтянами как животворящая энергия. С помощью состояния «Сах-Ба-Шу», как именовали его древние египтяне, или же говоря нашим языком, с помощью определённой духовной практики достигалось особое состояние «высшего просветления». Огромную роль при этом играли пирамидальные строения как одно из условий при выполнении данной практики в достижении состояния «просветления». Вначале это были пирамидальной формы каменные сооружения, или же холмы. Кстати говоря, впоследствии это тоже послужило одной из причин почитания у древних египтян священного камня «Бен-бен» — камня пирамидальной формы.
И, между прочим, эта духовная практика не ограничивалась только Древним Египтом. Многие искусственно созданные пирамиды, которые сегодня открыли современные люди, и те, что ещё «не распечатаны» и не найдены до сих пор — это далеко не хаотичные строения. Хоть и строились они в разное время, расположение их было в строго определённых координатах, со строгой ориентацией во время строительства на определённые звёзды. В глобальном масштабе — это своего рода карта. Инициаторами создания таких пирамид выступали люди, обладающие этими знаниями.
«— Трипольская?! Эту культуру так нынче наименовали археологи, впервые раскопавшие необычное поселение неподалеку от посёлка Триполье на Киевщине. Они были удивлены, что люди этой культуры умели строить города-мегаполисы, плавить металл, обладали уникальной технологией изготовления керамики и вообще жили комфортно и обеспеченно. Это был довольно доброжелательный, спокойный, невоинственный народ. И большую загадку для археологов до сих пор представляет его необычная идеология, выраженная даже в таких мелочах, как нарядно орнаментированной глиняной посуде и терракотовых скульптурках. Тайну для них представляет то, что этот народ в своём искусстве выражал слова символами, в том числе и такими, которые позже приобрели важное значение в отдалённых от этого места культурах древнего Китая, Индии, Египта. Это и знак «инь-ян», свастики, мирового дерева, необычные «полосатые» изображения, характерные впоследствии и для элемента одежды древнего египтянина. Но самое интересное это то, до чего современные археологи ещё «не докопались». Этот народ возводил не просто «курганы-святилища». Этот народ знал о пирамидальных строениях и связанных с ними духовных практиках. И не просто знал, но и возводил такие «пирамиды» в определённых местах по определённой звёздной ориентировке. И подобные «строения» существуют до сих пор».
Ну а теперь самые интересные места, сказания и легенды о них.
Далее по тексту в описаниях мест, приводятся цитаты из различных источников. Цитаты приводятся в полном объёме и никак автором не искажены. Каждый понимает приведённые цитаты в меру своего духовного, нравственного и интеллектуального развития!
54°29’28”, 46°43’51”
В Сурском находится Никольская гора, довольно высокий холм на левом берегу Суры, на котором находится часовня. Тысячи религиозных людей каждый год 22 мая на Николин день стараются попасть на вершину этой горы со стороны крутого откоса, веря в поверье, что тот, кто заберется на гору неся с собой камень с подножья, снимет с себя много грехов. Прежнее название – Белая гора – связано с цветом холма, сложенного верхнемеловыми светлыми отложениями. Нынешнее название связывают с легендой явления Николая Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев. Считается, что стояла их орда перед острогом Промзино-Городище (так в те времена назывался р.п.Сурское), готовая ринуться в бой. Но «появился на горе старец огромного роста, и убоялись ногайцы и отступили». Так ли это было на самом деле, или не так, неизвестно – нет на то документального подтверждения, но со времени постройки на вершине горы часовни в 1862 году, у горы появилось ещё одно название – Никольская, и в настоящее время это название и используется, как основное.
На местном диалекте название так и произносится «Никольская», а не «Николина», это необходимо учитывать. Доподлинно неизвестно имело ли место стоянки людей эпохи палеолита в районе Никольской горы. Скорее всего такие стоянки были. Полноводная река, родники, отличный обзор на десятки километров на юг и восток – всё говорит за это утверждение. А вот следы неолитических стоянок, и стоянок людей срубной культуры есть. Это и курганные группы, и керамика - элементы необожжённой круглодонной глиняной посуды, характерной для IV - III тысячелетия до н.э. - и бронзовые орудия труда, характерные для срубной культуры. Наверняка в I тысячелетии н.э. у Никольской горы находились селения финно-угорских племён, и в первую очередь мордвы. Окончательно этот вопрос решится в будущем, когда на территории Сурского района археологи проведут тщательные исследования. В VI-VII в.в. н.э. на меловом берегу Суры под Никольской горой находилось поселение «именьковской» культуры. По мнению некоторых исследователей, основным населением культуры были протославяне, то есть, один из этносов, принявших участие в формировании славянских народностей в Центральной России. В 1552 году у Баранчеева городища (с. Барышская Слобода, Сурский район), через Суру переправлялись полки князей Курбского, Серебряного, Мстиславского и Воротынского, идущих «воевать Казань». Для защиты войска у Никольской (Белой) горы было построено военное укрепление – острог Промзино-Городище, а сама гора использовалась как наблюдательный пункт. В начале 1622 года, на левом берегу р. Суры, у подошвы Белой горы, старицей Паисией была основана женская Пустынь, где была построена деревянная церковь. Упразднили монастырь в 1764 году. До сих пор с восточной стороны у подножья горы весной талые воды вымывают кости захороненных на месте старого кладбища Пустыни. Официально это место считается археологическим памятником «Сурский групповой могильник», датируемый XVII веком н.э. В 1862 на Никольской горе была построена небольшая каменная часовня, куда Чудотворная икона выносилась к 9 мая (по старому стилю). Во время борьбы с религией часовня была разрушена и вновь возведена по старинным рисункам и фотографиям в 2003 году. Никольская гора - место паломничества тысяч людей. К празднованию Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) сюда съезжаются до 30 тысяч человек из близлежащих районов.
В 60-е годы прошлого века, во время нового всплеска борьбы с религией была попытка выровнять округлую вершину Никольской горы (по информации некоторых старожилов на Никольской горе планировалось создание спортивных сооружений). Один из местных трактористов-бульдозеристов начал работу, но трактор не удержался на вершине, сорвался, но зацепился за корни и ствол стоящего у самой вершины дерева. Тракторист не пострадал, но работу было решено не продолжать. С тех пор вершина Никольской горы не округлая, а плоская. В округе Никольской горы существует несколько святых источников. Самый ближний, у подножия, освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Координаты: N 54° 29′ 26.19″ E 46° 43′ 57.75″ Если идти напрямую через лес от Николиной горы, около километра, в лесном массиве, находится святой источник Серебряный, освященный во имя Георгия Победоносца. Этот святой ключ стал почитаемым тоже очень давно, в начале прошлого века здесь уже стояла часовня. Сейчас источник обустроен. Координаты: N 54° 29′ 40.46″ E 46° 44′ 3.46″ Еще два родника находятся чуть дальше, на расстоянии около двух километров от Николиной горы. Самый дальний источник был освящен сравнительно недавно и его история такова: когда на месте истинного источника освященного во имя Казанской Божией Матери (выглядел в виде маленького озерца), в советское время построили детский пионерский лагерь, некие инициаторы из Мордовии освятили другой родник, находящийся поблизости. Поскольку доступ в пионерский лагерь посторонним был запрещен, требовалось сменить место поклонения, куда можно было бы приходить за водой и молиться и и получать благодать Божию.
44°17'45.9"N 40°19'35.4"E
В позапрошлом веке Михайловская пустынь была крупнейшей церковной обителью Северного Кавказа. К ней совершали паломничество 100 тысяч верующих в год. И сегодня людской поток к храму не иссякает. Так же Физиабго является центром христианского паломничества. Саму гору пронизывают пещеры, рукотворно созданные ещё в девятом веке византийскими монахами. К сожалению, в наши дни, практически все пещеры завалены и оставшихся тоннелей тут не более трёхсот метров.
Не осталось и античной крепости, только фундамент от неё. Как не достоял до наших дней и храм, построенный в 19-ом веке. Однако действует у подножья горы современный мужской монастырь, славящийся своим целебным источником. Благодать здесь во всем, начиная от подножия возвышенности, где расположился Свято-Михайловский Афонский монастырь, и заканчивая вершиной с остатками некогда процветавшего здесь храма Преображения Господня, возведенного в XIX веке и разрушенном после войны в 1946 году.
Сегодня об этом святилище напоминает памятный крест. Остатки храма Преображения Господня – не единственные артефакты здешних мест. Совершив восхождение, можно увидеть фрагменты древней кладки – части крепостных укреплений античных времен. Спешат подняться на Физиабго больные и страждущие, чтобы испытать на себе целебную силу вод чудодейственного источника святого Пантелеймона-целителя. Обустройство родника, бьющего из горной глыбы, началось во времена служения первого настоятеля обители старца Мартирия (впоследствии архимандрита). Здесь, в тишине, можно испить живительную влагу или искупаться в круглогодично функционирующей купели. Температура воды в ней в любое время года составляет 4°С. Живительная влага вкусная, обогащенная минералами.
Здесь хочется упомянуть отрывок из книги «Сэнсэй-II. Исконный Шамбалы» А. Новых:
— Потому что любая водная среда имеет в своей молекулярной структуре своеобразные ячейки, нечто вроде мини-компьютеров. Их микроразмеры вмещают глобальную память. И в них заложена практически вся информация о материи. Если на водную структуру воздействовать, начиная от простого механического, химического, электромагнитного воздействия и заканчивая... — Сэнсэй замолчал, подбирая слова, а потом произнёс: — ну, скажем понятнее, заканчивая энергией мысли, то можно перестроить молекулу воды в необходимое сочетание. Ибо вода сохраняет память обо всех веществах, которые когда-либо пребывали в ней либо она пребывала в них или соприкасалась своими энергетическими состояниями.., к примеру, даже такими простыми, как электромагнитные колебания. А если учесть, что вода — это самое распространённое вещество в природе, что она контактирует со всем в этом материальном мире в той или иной форме, сохраняя приобретённую информацию в каждой своей молекуле, если учесть её взаимодействие между собой, то можете представить, каким багажом памяти она обладает.
53°51’5.06”С 55° 2’44.15”В
Верующие считают, что на вершине Нарыстау похоронены два сахаба (отец и сын) – Зубаир Ибн Заит и Абдуррахман Ибн Зубаир, которые являются очень почитаемыми. Известны сведения о том, что они прибыли на территорию современной Башкирии еще в VII столетии и несли с собой веру в Аллаха. Последователи ислама называют сахабами тех, кто приходился соратником и сподвижником пророку Мухаммаду.
Как утверждают историки, вершина Нарыстау, возле которой и находится святой источник, является местом могилы, где похоронен герой эпических сказаний, зовущийся Идукаем. Это легендарный богатырь, который отличился в противостоянии башкирцев и хана Золотой Орды по имени Тохтамыш. Беспощадное войско последнего сжигало села, уничтожало народ в кровопролитной борьбе и карательных походах.
У подножия Нарыстау находится святой источник – Изге Гали. Родник не перемерзает даже в крепкие морозы. Подход к источнику удобно благоустроен, также здесь есть возможность окунуться в святую воду в специальной купальне. Вода из родника считается целебной, стоит в сосудах и не портится очень долго.
50°27’32.42”С 30°31’4.76”В
Согласно легенде, записанной летописцем Нестором, в 1 веке нашей эры апостол Андрей Первозванный намеревался совершить путешествие в Рим из Крымского Херсонеса. Но маршрут первоапостола был довольно странным: не на запад, а на север. Андрей поднялся вверх по Днепру и добрался до Ладожского озера. Во время одной из остановок на Днепре, Андрей поднялся на холмы и сказал ученикам: "Видите ли гори сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и мать град великий бити й церкви многи Бог воздвигнутиимать". Сказав это, Андрей установил на холме деревянный крест. Уже после Нестерового опуса легенда об Андрее обросла кучей домыслов (подлегенд), но пророческие слова первоапостола об основании Киева никто не опровергал. Поэтому четко был определен холм, на котором стоял Андрей со своими учениками. Сейчас он называется Андреевской горой.
Строительство храма продолжалось пять лет. Существует легенда, о том, что во время строительства в церкви открылся колодец, спрятанный под горой. Каким-то образом колодец удалось законсервировать, но пусть только ударит первый колокол на церкви - бездонная кладезь сразу откроется и затопит не только Подол, но и все Левобережье. Поэтому колоколов на церкви нет. Легенда эта возникла не на пустом месте, ведь под церковью действительно был источник.
Андреевская церковь была заложена в 1744 году в связи с приездом сюда Елизаветы І. По легенде, храм построен на месте старинного языческого капища, где приносили жертвы языческим богам — Перуну, Велесу и Даждьбогу. Обидевшись на «предавших их» славян, идолы якобы прокляли церковь. Именно потому, мол, Андреевская строилась очень долго (около 10 лет) и в ней никогда не проходили богослужения. Как будто подтверждая старинную легенду, эту церковь трижды(!) поражало молнией.
Холм в центре фотографии напоминает усеченную пирамиду. Храм построен на незначительном расстоянии от Царского дворца на крутом отроге Старокиевского плато, который послужил своеобразным естественным пьедесталом для постройки церкви. На этом месте, согласно летописи «Повесть временных лет», апостол Андрей Первозванный – первый проповедник христианства на землях Киевской Руси, – в I веке н.э. установил крест и предсказал возникновение большого города. Начиная с XI века, здесь, сменяя друг друга, строились и со временем разрушались деревянные и каменные церкви в честь Андрея Первозванного. Проектирование Андреевской церкви было поручено обер-архитектору императорского двора Ф.-Б. Растрелли.
Из книги «Сэнсэй-II. Исконный Шамбалы» А. Новых:
Так в 1116 году игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр что называется основательно переработал тексты «летописи». Кстати, именно он интерпретировал упоминание и об Андрее Первозванном. Там, где было написано, что Андрей Первозванный пришёл возложить в той земле семя — ношу Христову, Сильвестр, перерабатывая этот материал, уже написал его со своей точки зрения, описывая «ношу» как крест, а «семя» как веру. А поскольку именно его записи дошли до потомков, то по ним получается, что Андрей Первозванный, пребывая в Киевских землях, водрузил на горе крест, благословляя ту землю, и предрёк, что на ней воссияет благодать божья...
... После того как Андрей Первозванный выполнил наказ Учителя, через много лет исполнились слова Иисуса. В тех местах возник град Киев — «мать городов русских», столица колыбели объединения славян — Киевской Руси. А в месте, где были Андреем «возложены» семена лотоса, через тысячу лет снизошёл сам Дух Святой в человеческом теле и основал там свою Обитель.
50°51’50.67”С 37°45’17.78”В
Единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок. Подземный монастырь с его таинственными пещерами, по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами.
Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее. Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царёв-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650–1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.
Холковский пещерный монастырь был полностью вырублен в меловых породах предположительно в XVII веке. В советское время подземные ходы были завалены, а обитель забыта. Лишь пару десятков лет назад группа энтузиастов разобрала завалы и обнаружила настоящий подземный лабиринт с кельями, церковью и коридором для Крестного хода. На вершине мелового холма, куда ведут 300 ступеней, располагается Владимирская часовня.
Храмы на горе, святилища, капища, паломничества миллионов верующих на протяжении веков, целебные источники, легенды и сказания проливают свет на богатое но, к сожалению, забытое в веках духовное прошлое древних народов. А ведь нам действительно есть чему поучиться у древних! Духовное развитие, духовные ценности, сооружение сакральных объектов для древних людей было особо важным делом жизни.
PS
Из книги «АллатРа»:
Ригден: Но, как говорили в древности, кто поднимается на высокую гору, того смешит любая житейская суета. Если человек хочет всерьёз заняться собственным духовным развитием, ему нужно в первую очередь дисциплинировать свои мысли. Как можно чаще давать себе отчёт в испытываемых эмоциях, образе мышления, анализировать какова их природа, механизм возникновения. Уметь быть выше обстоятельств, обыденности. Уметь воспринимать мир с позиции Наблюдателя от Духовного начала, а не с привычной позиции Наблюдателя от Животного начала.
Животное начало постоянно рисует человеку большую иллюзию о том, что представляет собой внутренний мир человека, делая акцент на Эго Личности, и что такое в его интерпретации есть внешний мир, который якобы должен служить этому Эго. С позиции этой иллюзии оно навязывает Личности ошибочные суждения о мире, о других людях, тем самым отдаляя человека от восприятия Истины. В действительности всё иначе.
Анастасия: Вы правы, можно сказать, все мы в этом мире иллюзия, пока не приступаем к духовной работе над собой. А когда начинаем духовно развиваться, то понимаем, что иллюзией является и этот мир. Имея практический опыт в каждом дне работы над собой, я уже глубже осознаю, насколько на самом деле важно понимать, кто именно в тебе наблюдает за этим миром и на основании чего этот Наблюдатель делает выводы.
Ригден: Заметь, ведь Наблюдатель никогда не будет отделён от наблюдаемого, ибо наблюдаемое он будет воспринимать через свой опыт, по сути, он будет наблюдать аспекты самого себя. Рассуждая о мире, на самом деле человек будет высказывать мнение лишь своей интерпретации мира, основанной на образе его мышления и пережитом опыте, но не о полноценной картине реальности, которую можно постичь только с позиции высших измерений.
Подготовил: Василий Гаврилов (Украина)
Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Храмы на горе. проголосовавших: 69 |
Добавлю еще в вашу коллекцию:
Белая гора (Пермь, Россия), её еще называют, Уральский Афон. На фото чуть ниже тоже святой источник.
И вот еще один, святой источник под монастырской горой, Липецкая область, городской округ Елец. Может это больше в тему про источники, но раз пошла такая петрушка про горы и источники, считаю, стоит дополнить.
Вот еще нашел один святой источник прямо под горкой, на которой православный храм. Находится он в Костромской области в поселке Троица и называется источник преподобного Пахомия Нерехетского.
На сегодняшний день святой источник представляет собой расчищенный родник, освященный, с установленным новым срубом. Большое количество паломников из разных областей России приходят к этому святому источнику, чтобы испить его воды, умыться ею, облиться и взять с собой. Люди обретают исцеление от душевных и телесных болезней, когда приходят к этому месту с молитвами.
Спасибо за труд.
Не помню было или не было, гора Ауштау и источник Аулия в восточной Башкирии. Источник, говорят, считается святым у мусульман Башкирии и говорят известен в Мекке. С другой стороны, появление в нем воды связывают с таянием снега.
Может еще чего найду, сброшу.
Подобных мест действительно очень много, в статье описаны только несколько, чтобы не загружать читателя обилием информации. Я бы отметил ещё одну общую, схожую черту этих мест, помимо того, что они, как уже отмечено в статье, почитались с древности, и рядом с горой, либо где-то внутри, находятся источники. Применительно ко многим таким местам, отмечается, либо наличие известных, открытых, либо закрытых (но по легендам в горе они есть) подземных ходов либо пещер. Тоже довольно любопытная особенность данных мест.
Гора Фавор (Тавор), Израиль, - место славного Преображения Господня. Храм Преображения.
32°41’14.03”С 35°23’18.21”В
Историки приводят несколько версий. Название Тавор, или, как говорят в русскоязычной традиции, Фавор, не переводится и приведено в Ветхом Завете таким же образом. Однако есть версия, которая говорит о том, что название Тавор является производным от слова “Табур”. Последнее переводят как “пупок”. В подтверждение этой версии приводят характерные внешние признаки отдельно стоящей, с пологими склонами и несколько вогнутой вершиной, какой и является гора Фавор.
Цель проекта
Дато 01.03.2018 22:27 Ответить ↵
Раритетное фото. Урал, гора Благодать близ Кушвы. Никак небольшая пирамида с храмом на вершине? Вся гора была из магнитного железняка, кстати, здесь нашли крупное месторождение его. Неподалеку речка, к слову, опять значит водичка.
Вот еще старые фото, даже художник Васнецов картину нарисовал.