Продолжая поиски лучезарных следов, оставленных на Земле нашими далекими предками в XI веке, мы последовательно добрались до Индии. Говорят, Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Но прежде, по обычаю, предлагаю ознакомиться с предыдущими статьями из цикла: "В поисках... Путешествие в далёкий XI век":
Еще на этапе начальных размышлений, когда только задумывался этот цикл, едва взглянув на Индию, я видел белое пятно. По прошествии времени мне до сих пор чрезвычайно сложно сделать оценку этого региона объективно. Сегодня я берусь лишь за поиск исторической архитектуры, храмовых построек того времени, XI века. Уж чего-чего, а храмовых комплексов в Индии сохранилось предостаточно! Интернет пестрит бесчисленными изображениями, однако вместе с тем, бросается в глаза и скудность информации относительно датировок. И тем не менее, кто ищет - тот всегда найдет.
В X-XI вв. Индия вступила в период развитого феодализма. Эта пора ознаименовалась расцветом государств, ростом городов, активным стротельством дворцов и храмов. На рубеже XI в почти одновременно в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов, отразившие особенности местных школ (источник "История Искусства, том 1", ссылка). Храмы X-XI веков отличались сложностью архитектурных форм, они представляют собой многоступенчатый комплекс, восходящий кверху в виде горных вершин. Храмы богато украшены скульптурой, которая издали воспринимается как сложный кружевной узор.
Перечислю некоторые из найденных.
Кандарья-Махадева, храмовый комплекс Кхаджурахо.
Индуистские храмы, которые находятся в штате Мадхья-Прадеш. До наших дней из всего ансамбля сохранилось 22 здания. Самый любопытный из них Кандарья-Махадева, посвященный богу Шиве. Воздвигли в XI веке. Смотрите ниже.
Храм Лингараджа основан в начале XI века. Архитектурный ансамбль храмового комплекса состоит из трёх больших храмов и более, чем ста, небольших храмов и святынь. Южный храм, считающийся главным, посвящён Ганеше, слоноголовому богу мудрости и процветания, сыну Шивы. ниже:
Храм Джаганна́тхи в Пу́ри — известный индуистский храм в городе Пури, Орисса, посвящённый божеству Джаганнатхи (Кришны). Храм является важным центром паломничества в ряде традиций индуизма, в особенности в вайшнавизме. Это также одно из четырёх основных мест паломничества (Чар-дхам), которые индуист должен посетить в течение своей жизни. Построил современное здание Чходаганага Дев (1078-1147 гг) из известной династии Ганга:
Храм Солнца в Модхере. Строительство началось по велению Бхимдевы I из династии Соланки, в 1026 году нашей эры. Представители этого рода считали себя потомками бога солнца Сурьи. Главный храм комплекса — святая святых — был возведен на специальном постаменте в виде лотоса, так как именно этот цветок считается солнечным: встречая солнце, он раскрывает свои лепестки на рассвете и закрывается на закате. Храм был спроектирован таким образом, чтобы в день летнего солнцестояния, 21 июня, на рассвете и на закате солнце освещало статую Сурьи, сделанную из золота и украшенную драгоценными камнями.
Храм Раджа Рани – храм XI века, посвященный Шиве, который находится Бхубанесваре. Храм известен как "храм любви", так как элементы его декора изображают женщин и влюбленные пары в достаточно откровенных образах:
Храмы Чола в штате Тамил-Наду были построены во время правления одноименной династии в XI - XII веках:
Шри Ади Кумбешвара (Кумбешварар) - один из наиболее почитаемых шиваитами храм. Построенный в XI веке, фотографии нет.
Храм Адинатха, возведенный из белого мрамора в XI веке во время правления царя Бхимы I и посвященный первому джайнскому тиртханкару Адинатху/ Cогласно преданию, над строительством храма трудились 1200 строителей и 1500 скульпторов. В алтаре храма стоит бронзовый образ Адинатха, украшенный драгоценными камнями.
Танджавур - храм Брихадешвара, он был построен царём Раджараджой в XI в. в ознаменование военной победы. Огромный Лингам находится внутри храма. В отличие от большинства южно-индийских храмов, которые выделяются своими высокими пирамидальными башнями (гопурами), храм Брихадишвара в Танджавуре, имеющий форму виманы, значительно превосходит их по высоте. Его устремлённая ввысь тринадцатиэтажная башня (вимана), возвышающаяся над святилищем, как будто бы касается небес. Храм Брихадишвара — один из самых высоких храмов Индии сконструирован так, что вимана не отбрасывает тень в полдень, независимо от времени года. С двух сторон храм окружает ров, а с третьей — водный канал Аникут, построенный ещё во II в. при царе Карикале, правителе Чолы. Вход в храм охраняет большое изваяние быка Нанди.
Можно наверно еще провести несколько дней, перелистывая страницы интернета и выкладывая фотографии больших и маленьких храмовых форм, Индия богата и непостежима.
В процессе поиска я выделил несколько моментов.
В X—XII веках в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»). Также в этот период появилось сословие мелкого дворянства гокэнин. Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.
По одной из версий, Ниндзя выходят на историческую арену примерно в X веке.
В изобразительном искусстве появляются простонародные мотивы, с XI в. среди аристократов становятся популярными народные песни (имаё), музыка и танцы (дэнгаку).
С XI в. активно стали проводиться совместные посевные и уборочные работы, строительство оросительных систем и т.д. Так формировалась средневековая сельская община. От предыдущей общины раннего средневековья, когда она являлась хозяйственным организатором и субъектом собственности, новая община отличалась тем, что повседневные работы велись отдельными хозяйствами, которые являлись субъектами собственности на землю и имущество, а община носила дополняющий характер.
Император Сиракава, стремился приостановить тенденцию к обособлению храмов и воинов, пытался поставить их под свой контроль. Для этого он в 1086 г. отрекся от престола, но сохранил власть и в 1096 г. принял монашество, посещал храмы, жаловал придворные ранги монахам...
Дополнение спустя время. А как же знак АллатРа самурайской символике? Как же я мог забыть? Спрашивается, откуда?
Не думаю, что на этот раз собрал убедительные доказательства, что касается Индии с одной стороны, храмостроение там было всегда, с другой, в истории Японии я не нашел второго такого прецедента, чтобы император отрекся от престола и принял монашество, а значит, что-то там все-таки происходило... Ну и конечно же, знак АллатРа в символике самураев. Повторюсь, откуда?
Идем дальше. Уверяю, будет интереснее. Оставайтесь с нами!)
Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)
В поисках... XI век. Индия, Япония. Часть седьмая. проголосовавших: 77 |
Ну прямо неземная красота у этих всех храмов! Уму непостижимо, как люди раньше такую красоту строили?...
Цель проекта
Елена Л 10.06.2017 01:08 Ответить ↵
Спасибо. Нашла храм с нетипичной для Индии архитектурой.
Chausath Yogini Храм, Морена ( хинди : चौंशठ योगिणीं मंदिर), древний храм, также известный как Ekattarso Махадева ( хинди : एकत्त्तरसो महादेव मंदिर), “hypetheral по плану” , расположенный в Морена районе в индийском штате Мадхья - Прадеш.
Храм был построен в 11 веке н. э.
Комплекс представляет собой замкнутое кольцо с радиусом около 50 метров, в котором находятся шестьдесят четыре комнаты, внутри кольца большой двор в храме, в центре которого находится круговой храм Шивы. Храм и вся кольцевая храмовая структура имеют плоскую крышу
Комплекс является одним из наиболее развитых храмов йогини, стиль получил название Чаусат йогини храм, то есть храм из шестидесяти четырех йогини (женщин-йогов)
Культ йогини, который привел к созданию храмов 64 Йогини и связанных с ним оккультными практиками, имеет свои корни в раннем тантризме и культе Сапта Матрика (то есть 7 матерей) и в дальнейшем отразился в создании самостоятельного и специфического архитектурного стиля.
Ма́трика или Ма́трики (санскр. मातृका, mātṝkās IAST, «матери»); Ма́тара (санскр. मातरः, mātaraḥ IAST, «матери»); Ма́трис (санскр. मातृ, mātṛs IAST, «матери»); Матригана (санскр. मातृगण, mātṛgaṇa IAST[1]) — группа из семи или восьми женских богинь[2] в индуизме, которых всегда изображают вместе[3]. Если изображаются семь богинь, они называются Саптаматрика (санскр. सप्तमातृका, saptamātṝkās IAST, «семь матерей»)
Учёные расходятся во мнении относительно истоков культа Матрик. Едва ли не единственное, в чём сходятся исследователи, это то, что культ Богинь-матерей очень древен.
По мнению Джагдиш Нараин Тивари и Дилип Чакравати, культ Матрик уже существовал в ранне-ведический период и в цивилизации Долины Инда — монеты с изображением семи женских божеств или жриц приводятся в качестве доказательства этой теории
Матрик часто отождествляют с Йогинями (англ.) — группой тантрических богинь, являющихся, согласно различным источникам, или свитой Дурги или её различными проявлениями: Йогини помогают Дурге в её битвах с асурами[90]. Йогини занимают важное место в культуре тантры — им посвящены некоторое количество храмов, наиболее известный из которых Chausath Jogini Temple (англ.) в городе Бхубанешвар в Ориссе. Одна из причин такого отождествления — количество Йогинь и/или их кратность на числа «8» и «9»: различные шактийские тексты говорят о 64-х (8×8) или 81-й (9×9) йогинях.
Как предполагается, Матрики: восходят к персонификации семи звёзд созвездия Плеяды.
JuliaM ✎ Елена Л 11.06.2017 15:01 Ответить ↵
Ничего себе, вот это композиция! Что-то она мне напоминает, особенно если с воздуха глядеть)))))
Admin ✎ JuliaM 21.08.2017 00:10 Ответить ↵
“Точку зрения” напоминает).