История полна загадок, над которыми и усердно ломают головы историки. Нужно признать, подавляющему большинству ученых это удается, в смысле "сломать голову", в результате чего рождаются перекрученные, перевернутые, искореженные взгляды на прошлое, которое невольно, после ознакомления с исследовательскими работами, иначе как "темным" не назовешь. Однако верно ли это, было ли оно темным всегда? Цикл статей "В поисках... XI век", на основе имеющихся задокументированных сведений и фактов, предлагает взглянуть на прошлое совершенно с иной стороны. Напомним, мы рассматриваем удивительный XI век.
Недавно я "случайно" наткнулся на древние памятники архитектуры - степных "половецких" каменных баб, датируемых одиннадцатым веком нашей эры, и значит, ниже говорим о них.
Для начала, привычно из "Википедии":
Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70% среди половецких изваяний) женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы...
Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии...
Не буду вдаваться в подробности истории зарождения каменных истуканов, скажу лишь, в большинстве официальных источников "каменные бабы" именно постройки XI-XIII веков, разбросанные по южным степям Украины, ныне называются "половецкими", в честь кочевого тюркоязычного народа, якобы в начале одиннадцатого века передвинувшегося из Заволжья в причерноморские степи. Почему якобы? Потому что когда перебираешь информацию, сталкиваешься с массой противоречивых утверждений, в итоге становится непонятно, где правда, а где вымысел. И был ли вообще такой народ, как половцы? Поэтому говорить однозначно, что именно половцы являлись родителями этих таинственных, причудливых и почти одинаковых древних идолов, видимо, не стоит.
Каменные "половецкие" бабы (а, к слову говоря, существуют еще скифские, более ранние, 6-3 века до н. э.) официально датируются второй половиной XI - началом XIII века. Если присмотреться к банеру предыдущей статьи о Трёх Уделах Богородицы, можно заметить, что кучное месторасположение данных памятников архитектуры находится внутри своеобразного треугольника: Иверия - Афон - Киев и, как мне кажется, появление их, или скорее активное возрождение на том историческом отрезке времени далеко не случайно.
"Человек камен", "девка камена", "каменные бабы", "балбалы", "мамаи", "болваны", "тмутараканский болван", "маяки"... О молчаливых каменных истуканах в интернете пишут разное, среди историков кипят споры, - то они являлись частью поминальных-погребальных святилищ, надмогильными камнями, то - обозначением конечных точек маршрутов караулов, то - изображениями побежденных или убитых врагов, то - ориентирами на пути, то - статуями, обращёнными лицами на восток и держащими в руке чашу, то - оберегами, то - степными стражами, то - объектами культа, обладающими магической силой, то - символами непобедимости и бессмертия воинов, то - местами языческих святилищ и другое. Круче всех о предназначении изваяний, как обычно, высказывается всезнайка Википедия, приводя мнение известных археологов Л. Р. Кызласова и Г. А. Федоров-Давыдова:
... с чашей изображали умершего предка для его участия в культовом пиру...
И сознание реально тупит, представляя какую-то дикую загробную катавасию. Отбрасывая идиотские идеи, можно поразмышлять чисто с точки зрения здравого рассудка об отношении к ним на протяжении последующих десяти веков. Известно, что каждое новое поколение жителей южных степей разрушало истуканов своих предшественников, исключением почему-то являются "половецкие" степные бабы! После киммерийцев, скифов и половцев хозяевами степи стали казаки, однако ни в одном историческом источнике мы не встретим негативного отношения русских воинов и казаков к каменным бабам. Очевидно, что запорожцы постоянно бывали за пределами Сечи, в Диком Поле, ходили на промысел, заготовку и разведку, строили сторожевые башни, но баб не разрушали. Закономерный вопрос - почему? Возможно, каменные бабы не являлись для казаков чужеземной традицией и идолами врагов.
Историк Г. Федоров Давыдов пишет:
Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. Сотни каменных статуй… Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи… Исследователи спорили и спорят до сих пор о том, кому принадлежали эти статуи наших степей, кто их поставил, и с какой целью» Оказывается, «стояли эти каменные идолы сначала на курганах и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи, или поставлены на потеху… в провинциальных городских садах.
Так, до XVІІ ст. каменные бабы стояли на всех заметных в украинских степях местах, на известных путях и их разветвлениях. И только в конце ХІХ — начале ХХ ст. отношение к ним кардинально изменилось. Крестьяне начали использовать древние статуи как строительный материал, а помещики — украшать ими парки своих усадьб. Почти все «каменные бабы» были перемещены со своих первобытных мест. Они использовались в качестве межевых знаков, угловых опор в жилищных и хозяйственных сооружениях, как столбы в ограждениях или как точила для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей в изображениях потеряны навсегда. (источник)
Посмею предположить следом, что большинство исторических выводов сегодня сформируется под влиянием субуго патриотических мотивов, желающих придать больше значимости тому или иному этносу. Нередко можно услышать в подобном духе гордое: "Это - наше!", запирающее сознание человека в клетку невежественных ограниченных представлений и ошибочных предрассудков. И лишь истинно свободный может разглядеть в отсутствие клетки совершенно иную картину, где скифско-половецкие каменные бабы далеко не уникальны в своем роде, потому что подобного рода изваяния встречаются практически на всех уголках земного шара.
Давайте посмотрим (на карте не указаны Россия, Крым, Казахстан, Монголия, Алтай, Тува, Венгрия, Азейбарджан, Германия и т.д. - за неимением места):
Более полный фоторяд артефактов
Как видим, существовало некое знание, объединяющее народы, культуры и эпохи.
А учитывая факт, что почти обязательным атрибутом каждой "половецкой" статуи является "чаша со священным напитком в руках", прижатая к животу, человек, знакомый с Исконными Знаниями, легко может заметить чисто духовный след практиков, вполне возможно, это ничто иное как описание медитации "Кувшин" в адаптированном под то время варианте, которое было высечено в камне с единственным благим намерением - сохранить память о практике, помогающей избавиться от негативных мыслей.
Может такое быть?
Если сравнение выглядит неубедительным, найдется аргумент и посерьезней, приведенная ниже статуя стоит в Российской Государственной Библиотеке в Москве. На её спине мы видим четко выраженный равносторонний косой крест с кругом в центре - символ знаний о четырех Сущностях человека и Душе.
Пояснение из книги "АллатРа" (стр. 379):
Ригден: Если равносторонний крест был символом просто человека, то косой крест (провёрнутый крест) и его вариации (часто с кругом в центре) уже обозначали Личность, движущуюся по пути Знания, ведающую сакральную информацию о человеке и медитативных практиках на четыре Сущности. Я подчёркиваю, человека, ведающего Знания, а уж как он их использует (с какой доминантой в сознании), это уже его личный выбор.
Равносторонний косой крест с кругом в центре — символ Знаний о четырёх Сущностях человека и Душе. Косой крест — символ движения в познании, условного разделения пространства на поля (зоны) влияния Сущностей; круг — обозначение Души. Трактовка схемы символа приведена по типу «печати».
Или может, знак на спине "половецкого" истукана появился случайно? По этому случаю вспоминаются Тур Хейердал и его раскопки на острове Пасхи, когда он раскопал статую одного из моаи, оказалось, во-первых, у исполина существует закопанное в землю туловище как продолжение, а во-вторых, на спине у моаи также были интересные знаки. Едва эти фотографии увидел научный свет, сильные мира сего наложили на остров Пасхи "большущий замок", запретив вообще какие-либо археологические изыскания.
Наконец, даже если это не увековеченный аналог практики "Кувшин", да и крест на спине появился случайно, после годичных кропотливых поисков, я не могу не утверждать, что активное появление каменных статуй во второй половине XI века в причерноморском регионе - звенья одной великой цепи, следы волны глобального возрождения человеческой цивилизации, прокатившейся по всей планете ровно тысячу лет назад. Именно это подтверждают восемь предшествующих публикаций:
Напоследок, хочется снова поблагодарить "вечный" строительный материал камень, несмотря на все перипетии с войнами и революциями, скифских и половецких баб на Украине осталось немало. Сегодня на них можно посмотреть на Каменных могилах (Запорожская область), на Кременец-горе в городе Изюм, в Днепропетровском и Киевском историческом музее, на острове Хортица в Запорожье, на территории заповедника Аскания-Нова в Херсонской области, в парке каменных скульптур в Луганске, в городе Лисичанске, а также в другим местах, (список можете дополнить в комментариях).
Продолжение следует...
Подготовил: Дато Гомартели (Украина-Грузия)
В поисках... XI век. "Половецкие" каменные бабы. Часть девятая. проголосовавших: 87 |
Дато, спасибо большое за проделанную работу и собранную информацию. За то, что помогаете расширять наш кругозор) А мне эта статья еще и подчеркнула весомость медитации “Кувшин”, которую мое сознание всячески пытается сделать маловажной.
О, еще про одну интересную тетку нашел.
Имя ей Золотая баба.Расположена на Алтае. Описывать не буду (ниже ссылки) Весьма любопытная барышня.
(может не все, описанное в приведенных статьях истина, но разобрать детальней стоит)
http://amnesia.pavelbers.com/S%20miru%20po%20nitke%2014.htm
http://earth-chronicles.ru/news/2013-09-28-51833
https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_баба
Это фото вроде тоже к золотой бабе относится
Тут еще немного о бабах http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/archaeology/kamennye-baby.html
Спасибо, Саша!
Очень интересные экспонаты ”Каменных баб” в коллекции Днепропетровского исторического музея:
Бюро добрых услуг и информации всегда к Вашим услугам. :)))))
Все, только Вместе! движемся домой. Так радостней и интересней. Один лучик фонарика - хорошо в темноте, а куча, направленных в одну сторону—это уже такой прожекторище получится для остальных идущих с нами. Да и нам поди светлее.
Раз в теме стоит ХІ век, то картина не будет полной без вот этой, очень известной находки, именуемой Збручанский идол. Археологи ее как раз и датируют 10-13 вв. Его реплика находится в Национальном музее истории Украины. Оригинал же находится в Археологическом музее в Кракове (Польша).
Вот фото реплики из НМИУ
Национальный музей истории Украины. Вот такой симпатичный товарищ и... достаточно древний.
Каменные бабы в заповеднике Каменные Могилы Донецкой области
Изюм, Донецкая область.
В древности называли их - “бабай”, “мамай” и устанавливали на вершинах холмов, курганов, которые
Вспомнились слова Данилова И.М. с передачи: “зачем тебе искать Баба если ты сам себе Баб”, и далее поясняется, что в древности Бабом называли врата.
Интересно, древние значения слова “баба”: женщина, Врата, Мать, духовный учитель (Восток), каменное изваяние.
В Евпатории возле Краеведческого музея
А это уже Краеведческий музей в Бердянске
А ещё вспоминаются слова Данилова И.М. в одной из передач, что в старину словом “БАБ” называли врата. Врата внутри человека, курганы как инструменты открытия врат, бабы установленные на курганах, по моему напрашиваются однозначные выводы.
Видео в довесок, Запорожье, подъем каменной бабы из протока Днепра осенью 2008 года:
И еще:
Цель проекта
света 18.01.2019 23:23 Ответить ↵
половецкая баба (Краеведческий музей, Новгород-Северский, Черниговская обл.)