Боробудур - самый старый буддийский храм в мире и один из самых величественных. Он расположен на острове Ява в Индонезии. Годы постройки 750 – 850 г. Переводится как «буддийский храм на горе». Он является вторым по величине буддийским храмом в мире после Ангкор-Ват. Строители храма воздвигли монумент в форме мандалы и распускающегося цветка Лотоса с квадратным основанием 118*118 м., плавно переходящим в форму окружности.
Из книги «АллатРа» Стр. 538- 540:
«Ригден: Но ведь тому, кто достиг духовных высот, не нужны слова, ибо человек приобретает внутреннее духовное понимание самой сути этого явления... В том же буддизме духовный «центр» обозначает Нирвану, Просветление. Кстати, как я уже когда-то рассказывал, в этой религии при определённых визуальных медитативных практиках используют мандалу (в переводе с санскрита — «круг, шар») — схематически изображённую геометрическую композицию или конструкцию, символизирующую духовный и космический порядок Вселенной, как стремление к духовному центру, дающему ясность просветления. Но какой именно она формы? Обычно это ограниченный квадратом круг либо треугольники, чаще всего вершиной вниз, с центральным символом (кругом) в центре. Как правило, она разделена на четыре части или на число частей, кратное четырём. Или взять янтру (в переводе с санскрита — «амулет», «магический рисунок»), являющуюся простейшей формой мандалы. Это схематическое изображение композиции из геометрических фигур, которое используется в медитативных практиках индуизма, буддизма для усиления процессов внутренней концентрации при медитации. Она, как правило, представляет собой вписанные в квадрат круги, треугольники, символическое изображение лотоса, точки (центр, нулевая точка). Опять-таки, если говорить о символике монументальных сооружений, то архитектурная планировка большинства индусских, буддийских, джайнских храмов представляет собой янтры.
Вообще, надо отметить, что квадратичная структура, указывающая на общую древнюю символику духовных знаний, отражена и в архитектурной планировке храмов, принадлежащих другим религиям. Например, храмово-монастырские комплексы Древнего Китая имели в своём основании квадрат и круг. Тот же крупнейший, знаменитый в стране «Храм неба» по планировке разделён на две части: одна в форме квадрата (символ Земли; земные силы), вторая — округла (круг — символ Неба; небесные силы). В Китае совместное изображение квадрата и круга (Земли и Неба) до сих пор символизирует идеально сбалансированного (в духовном плане) человека. Другой пример, форма мусульманских мечетей, ориентированных на Каабу в Мекке, также является квадратом, либо прямоугольником...
Анастасия: Да, вы когда-то об этом рассказывали, как и о христианских храмах. Христианский квадрифолий («четырёхлистник», от латинского слова «quadri» — «четырежды», «folium» — «лист») — храм крестово-купольного типа, четыре ветви которого завершаются куполообразными закруглениями, обозначающими «небесный свод». Упоминали, что греческое название таких храмов — тетраконх («четырёхлистник»; от греческого «tetras» — «четыре», «konche» — «раковина», «вихрь», «то, что закручено по спирали»). Я поинтересовалась этим вопросом и нашла много занимательных фактов. Такие постройки были популярны не только в Древней Руси, но и в Византии, странах Закавказья (Армении, Грузии), Персии (Иране), Индии и других древних государствах. На Запад они пришли через эллинистическую культуру, которая многое заимствовала у культур Древнего Востока. Но что примечательно, действительно в раннехристианских храмах Ближнего Востока, Европы (а позже и в древнерусских христианских храмах) алтарь вначале устанавливали именно в средокрестии храма как престол «невидимого Бога»! То есть под центральным большим куполом в центре церкви. И лишь гораздо позже алтарь храма был перенесён в выступающую восточную часть здания.
Боробудур имеет восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Само строение по своей форме напоминает мандалу и представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями, которая объединяет небо и землю. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ - статуи Будды.
Храмовый комплекс насчитывает 1460 барельефов на религиозные сюжеты. Рельефные панели описывают мир страстей и мир чувственного развития человека. Постепенно поднимаясь по спиралевидному серпантину, идущий, постигая мир материи, попадает в духовный мир.
Структуру храма можно разделить на три составляющие:
Основание храма имеет ширину 118 × 118 м и высоту 4 м. Имеет форму ровных плит с тремя ярусами и 20 углами. Тело состоит из пяти квадратных платформ в виде ярусов, по мере поднятия верх размеры каждого последующего яруса уменьшаются. Самая первая платформа «тела монумента» расположена в 7 метрах от края основания. Каждая последующая платформа смещается относительно предыдущей на 2 метра. Верх состоит из трех округлых платформ, на которых установлены в общей сложности 72 небольшие ступы и одна главная ступа в центре. Центральная ступа является самой высокой точкой памятника, она возвышается на 35 метров от подножия храма. Она представляет собой колоколообразную ступу высотой 7 метров, венчающую оргомную пирамиду.
Самый нижний уровень комплекса, именуемый Камадхату, представляет мир страстей. 160 изображений на тему чувственных проявлений не дошли до наших дней и то, что они существовали, мы узнаем только из древних рукописей.
Второй уровень — пять ярусов с названием Рупадхату — символизирует реальный мир и содержит религиозные сюжеты. В скульптурах и барельефах отражена вся история буддизма. Здесь разместились 432 статуи Будды - 104 на первой и второй террасе, 88 на третьей, 72 на четвертой и 64 на пятой.
И завершают эту красоту три верхних круглых террасы. Это уровень Арупадхату. На нижней из них установлены 32 ступы, на средней 24, на верхней — 16. Внутри каждой — Будда в натуральную величину. Завершает строение одна самая большая ступа — символ вечности.
32+24+16 - 72 интересная трактовка мироздания.
Самой интересной из них является тайна «десятой террасы». Совершенно случайно было обнаружено, что под землей на стенах фундамента Боробудура тоже высечены барельефы, как и на шести нижних террасах ступы. Под землей оказались скрытыми еще полторы тысячи квадратных метров ценнейших барельефов. Нижний ярус барельефа повествует о загробной жизни, и можно полагать, что поэтому он не предназначался для человеческих глаз. Громадная работа была сознательно скрыта от людей, ведь любоваться барельефами могли лишь всевидящие божества.
Панорама верхних ярусов и самой большой ступы:
Массивность барельефов поражает воображение и мне почему-то вспоминается Ангкор-Ват (фото):
Согласно предположению, Борободур строился в форме Будды на цветке Лотоса. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. По этой вероятности комплекс должен был находиться на озере. По задумке строителей все великолепие храма размещалось на поверхности озера и венчала строение статуя Будды.
Буддийские монахи, строившие Боробудур, воплотили идею «библии в камне», оставили после себя знание потомкам на долгие века. Картины на стенах рассказывали о жизни Будды. Проходя путь по проходам вдоль галерей, человек приближался к просветлению. Чтобы прочитать этот буддийский учебник в камне, требуется преодолеть почти 5 км. Путь к самому верху храма посетители преодолевают, перемещаясь по часовой стрелке через все восемь ярусов храма. Каждая платформа представляет собой один этап просвещения на пути перехода из земной сферы в небесную.
На первый взгляд, все статуи Будды кажутся похожими, но есть тонкое различие между ними в определенном расположении кистей рук (в буддизме такое расположение кистей рук называют «мудра»). В Махаяне (одном из двух существующих направлений буддизма) насчитывают 5 групп мудр: север, восток, юг, запад и высшая точка (зенит). Север, юг, восток и запад указывают не на пространственные направления, а на последовательность движения, выраженную положением рук. И это движение, подобно ходу солнца, начинается на востоке. Следовательно, главный вход в Боробудур находится с восточной стороны, со стороны восхода солнца.
На востоке руки Будды касаются земли:
На юге поднимаются вверх:
На западе сложены на груди:
На севере левая рука опущена на колено, а правая поднята в умиротворяющем жесте:
Положение рук Буды на пятой балюстраде и внутри 72 ступ на верхних округлых платформах олицетворяют наивысший момент в жизни Будды, когда после достижения просветления, он читал свою первую проповедь в Сарнатхе.
Каждая мудра воплощает собой одного из пяти Дхьяни-Будды, символизирующих пять аспектов Высшей Мудрости первоначального Будды.
Боробудур. Разрез:
Дополняет сооружение храмового комплекса, чанди МЕНДУТ и чанди ПАВОН. Построены они были в период правления царя Индры (782 – 812 г.г.) из династии Шайлендра.
Весь этот комплекс символизирует путь идущего от мирской жизни к Божественной, состоянию Будды. Когда-то от восточного входа в Боробудур шла большая дорога до Мендута, которая проходила через Павон. Она была на всем протяжении украшена стенами с многочисленными башнями, нишами и скульптурами.
28)Чанди Мендут имеет традиционную планировку. Храмс фигурой божества, расположенный на постаменте, для ритуальных процессий. На стенах сюжетные рельефы с изображением буддийских притч. На рельефах достаточно хорошо сохранились изображения бодхисатв. В самой чанди Мендут находятся три статуи: по центру – Будда Гаутама, слева бодхисатва Авалакитешвара, справа – не индефицированный бодхисатва (есть предположение, что это Ваджрапани).
Самым необычным является то, что Будда Шакьямуни сидит в «европейской» или «царской» позе: с обеими опущенными на лотосовую подставку ногами и широко разведенными коленями, без каких-либо признаков одежды. Бодхисаттвы сидят в традиционных позах: с одной подвернутой под себя и одной опущенной ногой.
В традиционной иконографии буддизма изображения части тела, относящейся к половым органам, всегда скрыто или позой (асаной) или складками одежды (стоящий или лежащий Будда). Поэтому такое изображение Будды для последователей канонического буддизма вероятно является несколько шокирующим.
Как уже говорилось между Мендутом и Боробудуром находится небольшой чанди Павон: на расстоянии примерно 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура.
Небольшими размерами чади Павон больше похож на мемориальный памятник. Когда храм был обнаружен, он находился в исключительно плохой сохранности. Тематика декоративных рельефов Павона: «небесное дерево», сосуды с дарами, бородатые карлики, высыпающие из коробок ожерелья, кольца и драгоценности объясняется тем, что этот чанди посвящен богу богатства Кубере, изображаемому обычно перед входом в храмы.
Внутренние помещения храма отделаны темной вулканической породой. Хотя в чанди не сохранилось статуй, по рельефам на внешних стенах можно установить, что он некогда был посвящен Кубере - великодушному богу удачи и богатства. Остались также изображения Кальпатару - мифического древа желаний в индуистской и буддийской традиции. Те желания, которые укоренены в правильных мыслях и истинной вере, будут исполнены.
Книга «Аллатра» стр. 529:
... символическим обозначением медитации «Пирамида» (полный вариант символа) был квадрат с косым крестом и пустым кругом в центре...
Рис. Мандала, янтра.
1. мандала в форме круга с обозначением квадрата с точкой в центре, четырёхгранной пирамиды с шестью ступенями и четырёхчастным делением;
2. кали-янтра («кала» в переводе с санскрита означает «время»; это слово восходит к индоевропейскому корню, обозначающему вращение; в русском языке близкое по значению слово «коло»); в мифологии индуизма означает циклические сотворения и разрушения Вселенной, круговорот времени в понятии перерождения Души и субъекта судьбы.
Видео, Боробудур. о. Ява. Индонезия:
Литература:
http://loveopium.ru/aziya/borobudur.html
http://zhistory.org.ua/histryd/borobud.htm
Подготовил: Максим Перепелица (Украина)
Боробудур. Буддийская ступа. проголосовавших: 130 |
Отличная статья, благодарю.
”Второй уровень — пять ярусов с названием Рупадхату — символизирует реальный мир и содержит религиозные сюжеты. В скульптурах и барельефах отражена вся история буддизма. Здесь разместились 432 статуи Будды - 104 на первой и второй террасе, 88 на третьей, 72 на четвертой и 64 на пятой.”
Интересно, количество статуй Будды меня навеяло вспомнить про частоту звуковых систем лечения 432 герц, описанных в статье . Возможно совпадение, но ведь ни что не происходит случайно.
”Звуковые системы лечения оказывают положительное воздействие на энергоструктуру человека, коррелируя с парадигмой пяти первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), либо двенадцати меридианов человеческого организма.Песнетерапия оказывает эффективное целебное воздействие на все функциональные сферы индивидуума. Наибольший эффект достигается при непосредственном исполнении песен, когда мыслеформы рождаются здесь и сейчас.
Первая попытка массово изменить волны произошла в 1884, но усилиями Дж.Верди сохранили прежний строй, после чего и стали настройку “Ля”=432 герц именовать «Вердиевским строем».”
”Строй 432 Герца существовал еще в древней Греции, начиная от Платона, Гиппократа, Аристотеля, Пифагора и др. великих мыслителей и философов античности, которые, как известно, обладали бесценными знаниями о целебном воздействии музыки на человека и исцеляли людей именно силой музыки! Величайший скрипичный мастер всех времен — Антонио Страдивари (секрет мастерства создания инструментов которого не раскрыт до сих пор), создавал свои шедевры именно в настройке 432 герц!”
- Боробудур расположен примерно в 2220 км от Ангкор-Вата.
На фотографии изображено, что Боробудур находится рядом с Джакартой. Но это не так. Его месторасположение намного восточнее, он находится в центре острова Ява. Поэтому расстояние, мне кажется, указано неверно.
Да, вы оказались правы, расстояние другое: округляя 2440 км (1516 миль). Доверяй, но проверяй, как говорится. Спасибо.
Сложно себе даже представить уровень подготовки архитектора этого комплекса. Как проектировалось? С помощью чего? Как вся эта информация удерживалась в голове? Как передавались задачи строителям? и тд.
Просто, грандиозно! Храм-мандала, знания духовного совершенствования человека в камне.
Цель проекта
Юлия 15.02.2017 23:30 Ответить ↵
Божественная красота... Слов нет. И спасибо огромное за статью!)