Сотворение вселенной. Часть II. Птицы небесные.

 

«Вначале не было ни неба, ни земли, был один Ульган,он носился над безбрежным морем и не имел твердого места.»

Мифологическая проза малых народов Сибири и  Дальнего Востока,

Составитель Е.С. Новик

 

 

Анастасия: Почти как в начале Библии, где сказано о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Ригден: Это сейчас в русском синодальном переводе Библии — бездна. А изначально в древнемесопотамском тексте, откуда еврейскими жрецами была заимствована шумеро-вавилонская космология, это были «первозданные мировые воды», «море». И если ты посмотришь на значение глагола «носился» в оригинале, с которого делался перевод, то увидишь, что он также применялся и к «наседке», которая высиживает своих птенцов в гнезде. А «дух божий» (в русской транскрипции — «руах элохим») происходит от древнесемитского корня, родственен арабскому «рух». От этого корня образовано имя гигантской мифической птицы Рух, которая до сих пор фигурирует в древних сказках арабов.

Анастасия: Вы хотите сказать, что этот библейский сюжет был сделан на основе более ранних мифов других народов о том, что мир сотворила большая птица, витающая над первозданным мировым океаном? В общем-то, да. Ведь мотив извлечения земли из первозданных вод именно птицей является довольно распространённым мифом среди народов мира. Выходит, что здесь весь смысл в движении, действии и в творении свыше этого мира.

книга АллатРа стр. 54-55 (скачать)

 

птица

 

В этой части будут приведены примеры мифов, в которых птица ныряет за землёй, данный сюжет очень распространён среди народов России и как уже отмечено выше, народов мира.

 

Негидальцы

  

Негидальцы поселка Им связывали происхождение земли с деятельностью гагары, доставшей со дна моря песчинку — первооснову земли.

 

Ненцы

 

Когда-то очень давно земли нигде не было, повсюду  одна вода плескалась. На поверхности воды жили два существа - краснозобая гагарка и собачонка. Оба они плавали на воде. Краснозобая гагарка ныряла под воду, по три дня не показывалась, а когда всплывала, тогда приносила по одной травинке и отдавала собачонке, говоря:

- Однако внизу есть земля.

Собачонка сказала:

- Эй, гагарка, у нас обоих ведь совсем нет сухой земли. Хорошо бы сделать землю.

Так, постоянно добывая травинки, краснозобая гагарка нарастила сухую землю. День ото дня земля росла

Собачонка сказала:

- Вот теперь наша земля большая и сухая. На сухой земле жить, конечно, хорошо.

Когда земля стала большой, краснозобая гагарка куда-то уплыла и больше не появлялась. А собачонка пошла по сухой земле и плавать больше не плавает.

 

утка

***

 

По представлениям юраков (ненцы с устья Енисея), вначале была вода, гагара, выдра и горностай. Гагара нырнула в воду и через 7 недель поднялась на поверхность с кусочком земли в клюве. Выплюнула землю. Тогда горностай приказал ей заснуть на этом кусочке земли. Гагара заснула. Когда проснулась, увидела вокруг себя землю (сообщено А. А. Поповым).

 

Ногайцы

 

Сохранилась легенда о Кара-бапий (Черной утке), создавшей землю. Когда всюду была вода, на ней плавала Кара-бапий. Она три раза ныряла в воду и достала ил, из ила она свила гнездо, гнездо разрослось и стало землей, материком. Согласно легенде поэтому у утки от ныряния в воду до сих пор нос красный и длинный. 

утки

 

Нганасаны

 

Землю наладившая утка.

 

№ 5. Турдагин Атакай. 31. VIII. 1957, пос. Усть-Боганида.

Запись и подготовка текстов Б.О. Долгих

Опубл.: Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976,

№ 5, с.

Утка здесь сперва была, здесь сидела. “Аа!” - сказала и вниз ушла, в воду.

Вниз пошла и маленько земли принесла. Утка черная и земля черная.

Сперва земля черная не была.

Землю положили на сопку. Царапали землю, и сопка стала.

Потом на вершине сопки родила Солнца мать (Коу-нямы), теплый день дала. Трава вышла как остров, сухо стало. От Коу-нямы потом земля кругом стала, эта уткой принесенная земля.

Утка заикается, как заика. Она говорить не хотела. С уткой говорила гагара. Дёйбу-нгуо колет носом гагары, чтобы лечить, и отсюда так стали колоть.

Утка с гагарой договорились, что утка достанет землю, а гагара будет носом болезни выпускать, прокапывая тело больных.

Утка принесла от девяти Сырада мох, пустила его посреди воды, и так земля стала.

Гагара вверх полетела, к Дёйбу-нгуо полетела, и сказала, что земля сделалась, и спросила:

- А я что буду делать?

- А ты будешь носом колоть, - сказал Дёйба-нгуо.

утка

 

Удэгейцы

 

Очень-очень давно, когда не существовало ни сопок, ни камней, ни единой песчинки, разливалось без конца и края море. Водились в нём рыбы, плавали гуси, лебеди, утки. Но зверям и людям невозможно жить ни в воде, ни на воде, и потому их еще не было на свете совсем.
Однажды утка Гая, гоняясь за проворной рыбёшкой, так увлеклась, что попала на очень большую глубину. И ткнулась клювом во что-то твёрдое. Отщипнула кусочек и скорее вынырнула на поверхность. Едва выпустила добычу из клюва, в море образовался остров. На нём трава начала расти, цветы появились. Обрадовалась утка, стала на этом острове жить. Позавидовали ей другие утки. Вот и просят: “Научи нас, Гая,  где можно землю найти?”.
Гая рассказала, как надо нырять глубоко-глубоко, до самого дна, чтобы ухватить кусочек волшебной земли. Утки стали нырять. Их становилось всё больше, слетались со всех сторон моря. И каждая добывала землю, которая на поверхности превращалась в островок. Островки постепенно соединялись, земля становилась такой большой, что на ней смогла вырасти тайга. Лес всех прокормит, поэтому появились на нём всякие звери, в кущах деревьев загнездились птицы, которые до того летали в небе и могли отдыхать лишь на облаках.

 

Эвенки

 

ПРО ГАГАРУ

 

Амака сделал воду и пустил на нее птиц. Птицам плодиться нужна была земля. Амака призвал к себе гагару и сказал:

- Укон, ты умеешь нырять лучше всех. Ныряй и со дна достань мне песку, а я сделаю из него землю (сушу).

Гагара нырнула, достала песок, но не отдала его Амаке. Она сама хотела сделать землю.

Амака рассердился на гагару. Он позвал к себе гоголя и сказал ему:

- Момуро, ты умеешь нырять хорошо. Достань мне со дна песку. Из него я сделаю землю. Гоголь достал из воды песок и отдал его Амаке.

Амака сделал землю, поймал гагару и наказал ее. Он вырвал у гагары ноги из живота и воткнул их к хвосту, чтобы она не умела ходить по земле; а голову гоголя украсил длинным перышком.

Осень. 1923 г.

Рассказал Мароненок.

утка-гоголь

утка-гоголь

Согласно другому эвенкийскому мифу землю достаёт гагара. В мифах о сотворении мира, гагара играет роль помощника верхновного божества демиурга Сэвэки. По сюжету мифа гагара приносит по просьбе верховного творца кусочек земли со дна моря и из этого клочка земли Сэвэки творит землю. По традиционным эвенкийским верованиям гагара могла быть вместителем души шамана в водной стихии.

Можно считать, что у эвенков существует культ гагары, ее образ используют в изображениях на одежде, орнамент или вышивка из бисера, на нагрудных украшениях. В атрибутике эвенкийского шамана могли быть металлические или серебряные подвески в виде гагары, потому что образы своих покровителей, помощников или вместилищь они вешали на бубен или ритульный костюм.

гагара

Гагара

Железные фигурки гагары

Железные фигурки гагары. В мифах народов Сибири гагара - создатель земли.

 

Татары

 

Булгары эту птицу представляли в виде утки. Во время раскопок на территории города Биляра было найдено около двадцати золотых фигурок утки. На основании изучения археологических материалов, А.Х. Халиков делает вывод, что в Булгаре был известен сюжет, объединивший два мифологических мотива. Первый исходил из того, что птица достает со дна Океана кусочек ила или глины, и так создается суша. Второй миф распространен среди индоиранских народов. У этих народов водоплавающая- символ среднего мира и земной жизни. Три её сущности - умение летать, ходить и плавать отражают земную жизнь. Поэтому у птицы должны быть три атрибута:высота неба, земная твердь, глубина воды.

Вариант этой легенды сохранился до наших дней легенды.

«В древние времена мир состоял только из воды. Людей еще не было. В воде существовали только рыбы и водоплавающие. Однажды одна утка нырнула на дно и вынесла в клюве кусочек глины. Он увеличился, и так появилась земля»

В серьгах, найденных на территории Биляра, изображена утка, держащая в клюве золотую крупицу. Две другие крупицы прикреплены к крылу и хвосту. Золотая крупица символизирует троекратное погружение утки в воду за тремя комочками песка. После принятия ислама в легенду были внесены новые штрихи, но прежний сюжет сохранился. «Аллах своей мощью создал озеро. Он пустил туда утку и велел:

“Проглоти весь песок со дна озера”. Утка проглотила весь песок. После этого Аллах велел: “Выплюнь весь песок”. Утка часть песка оставила для пропитания, но песок стал увеличиваться у нее внутри. Она выплюнула оставшийся песок». В варианте, записанном Н.Ф. Катановым, утка выступает как демиург. Она является творцом земной суши. Под влиянием Ислама она теряет божественность и превращается в вспомогательную силу, выполняющую повеления Аллаха. Изображения лебедя, гуся, утки можно встретить в бытовой утвари тюркских народов. Г.М. Давлетшин пишет, что утка в этих изображениях выступает как символ солнца, неба.

височное кольцо

височное кольцо

Основа подвески – кольцо, на него надеты три полые бусины, внутри этой композиции помещена фигурка птиц – уточки. В раскрытом клюве она держит золотое зернышко. Голова и клюв птицы украшены зернью – напаянными на заготовку шариками из золота диаметром 0,01 до 2 мм. Всего при изготовлении этого изделия было использовано более 1500 шариков зерни. Крылья и шейка уточки покрыты сканью – узором золотой проволоки, сплетенной из двух тонких проволочек.

Здесь исследователи видят древний сюжет мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде, уточка, нырнув на дно первоначального моря-океана, достала комочек земли, и от него пошло начало всей суши. Утка, которая летает в небе, ходит по земле, плавает в воде, символизирует мир в трех стихиях – небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отображены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках.

 

Коми

 

Согласно мифам, сохранившимся в памяти жителей с. Верх-Иньва, в безбрежной водной стихии земля рождается таким актом космогонии:

«Кругом мрак, туман. Нигде никого нет. Только Ен в виде голубя летит над землей. На пути он встретился с Умелем. Ен и Умель побратались. Ен в виде голубя полетел ко дну мрака и тумана. Оттуда Ен достал землю. Эту землю Ен посеял. Из этой земли посеянной образовалась наша земля».

 

Манси

 

В мифах народа манси о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни. Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок (тунра сяхыл), и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, не отмечается. В одном варианте сказания говорится, что у этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды на клюве крохотный кусок земли, прикрепляет ее на уголок домика.

В другом же варианте сказания говорится, что гагара и лулы - железные птицы, появляются они с Верхнего Мира. Лулы достает землю. Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а “она все вращается вокруг” (аквмус ёцхи), О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает белый ворон “их внук” Однажды он долго не возвращался с разведки, проверяя окружность Земли -Земля стала большая, выросла. Во время долгого пути ворон проголодался, пищи нет, но нашел человеческий труп (где-то тоже есть люди), и он попробовал оттуда три крошечных кусочка, стал черным.

Земные дед и бабушка выразили недовольство этим поступком ворона и присудили ему навсегда остаться черным...
Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля укрепилась, больше не шаталась.

 

Тюркские народы

 

Вначале не было ни Земли, ни Неба, а был один всепоглощающий хаос – Мировой Океан. На поверхности Океана плавали две удивительные утки. Одна из них забавлялась тем, что ныряла в черную пучину Океана и подолгу плавала там. Холодный мрак глубины не пугал ее, а привлекал и становился родным. Ее все сильнее тянуло вниз. И она уже не могла подолгу находиться на поверхности воды. Другая оставалась в ожидании. Черная пучина Океана не привлекала ее, и она с грустью привыкала к своему одиночеству. Но однажды, глядя на ровную гладь поверхности воды, она задумала сотворить мир. Для этого она решила создать землю. Вынырнувшая утка сказала, что на дне Океана есть песок, из которого можно сделать землю. Тогда послала она ее за песком на дно океана. Посланница принесла песок, отдала, но не весь. Утка-Творец, получив песок, толкла его колотушкой девять дней, и в результате образовалась земля с ровной поверхностью. Не успевала Она наглядеться на свое творение, как посыльная утка высыпала из клюва песок, который она утаила, – и образовались горы, ущелья и впадины, – чтобы не все сотворенное на земле принадлежало Утке-Творцу. В наказание за гордыню и утайку Утка-Творец не дала второй Утке земли для проживания. – Мир, задуманный мною, не был миром для гордыни, тщеславия и обмана, – сказала Она. Провинившаяся все-таки выпросила земли размером со след трости, проткнула ее и ушла в отверстие. – Будь по-твоему, владычествуй Низом, – произнесла Утка-Творец. Так Утка-Творец признала право Утки быть владычицей нижнего мира.

 

Отрывок из книги   «Алтай в зеркале мифа»  САГАЛАЕВ Андрей Маркович.

Андрей Маркович Сагалаев (1953-2002 гг.) – этнограф и обществовед, преподавал в вузах Томска, Новосибирска, Иллинойса и Вайоминга и известен как исследователь мифологии и ритуала, шаманизма и буддизма народов Сибири. Сфера науч. интересов – архаичное мировоззрение и духов. культура корен. народов Юж. и Зап. Сибири, проблема взаимодействия мировоззрения корен. народов Сибири и «больших» религий, мифология урало-алт. народов Зап. Сибири.

Андрей Маркович Сагалаев

В хакасском мифе о сотворении мира говорится так. 

«Сначала была утка. Сделавши другую утку товарищем, она послала ее за песком на дно реки. Принесенное один раз она взяла и послала в другой раз. Принесенное во второй раз она взяла и послала в третий раз. Принесши в третий раз, рассыльная утка не отдала всего. Своей рассыльной она говорит: „Оставшееся у тебя во рту вырастет камнем, упирающимся у тебя во рту!“ Песок, взятый самою, она рассеяла; рассеявши, толкла его колотушкой девять дней. Когда она, колотивши девять дней, повернувшись, посмотрела земля ее растет, подымаясь пылью; выросли большие горы. Горы выросли после того, как давешняя рассыльная утка повыбрасывала камни, выросшие у нее во рту. Потом, вернувшись, сама говорит: „Зачем ты так сделала? Я не дам тебе земли!“ Рассыльная ее говорит: „Дай земли величиною с место, занимаемое юртою!““ Та отвечает: „Не дам!“». 

Безымянные утки в этом мифе чуть ниже оборачиваются уже знакомыми нам фигурами: это Кудай и Эрлик; здесь нужны были не птицы, а божества антропоморфного облика, продолжающие обустройство мира. 

В Хакасии сохранилась еще более архаичная версия мифа — здесь мы видим в роли демиургов двух птиц. Некогда и на Алтае существовала подобная версия, ее отголоски мы обнаруживаем в рассказе об Ульгене и Эрлике. Видимо, не случайно говорится, что-Ульгень пребывает над водой,— это намек на его-птичью ипостась. Эрлик же водоплавающая: во всех вариантах нырять за землей приходится именно ему. Исходная версия мифа могла выглядеть таким образом: две птицы вместе творят мир, но вторая — самая активная! — лишается своей доли. Ее почему-то оттесняют, обвиняя в неудачном содействии. Миф о ныряющей птице имеет широчайшее распространение среди урало-алтайских народов. О древности его возникновения говорит тот факт, что он обнаружен и у ряда племен индейцев Северной Америки. Их далекие предки, переселяясь в Новый Свет, унесли этот миф из глубин Азии. 

Думается, что древние аборигены Сибири использовали в данном мифе свои наблюдения за жизнью и повадками водоплавающих. Тут сама Природа предложила им модель сотворения мира: обитающая на севере водоплавающая птица (поганка) действительно ныряет на дно водоема (озера) и приносит в клюве землю, ил. Из этого материала осторожная птица «лепит» маленький остров, плавающий в отдалении от берега. Там она высиживает яйца, оберегая их от хищников. Неудивительно, что изобретательная птица привлекла внимание обитателей севера, а ее действия, возвышенные до космических масштабов, составили каркас мифа. Еще одно важное обстоятельство: этой птице равно доступны все сферы пространства: воздух, земля и глубины вод, что придает ее созидательной деятельности особый смысл. Она делает видимым невидимое (поднимая землю на поверхность воды), связывает воедино различные среды, она вездесуща. В ее образе жизни мышление древних угадало идею медитации, легшую в основу сибирского шаманизма. Шаман, как и водоплавающая птица, может проникать во все миры с тем, чтобы поддерживать их динамическое равновесие. И вот что еще интересно. В шаманской поэзии тюрков Алтая Эрлик — грозный владыка подземного мира, богатырь. И все же память о его былом птичьем облике сохранилась. Иногда его именуют трехзобым, намекая на зоб птицы

Где родина этого мифа — сказать трудно. Был ли он занесен на юг Сибири древними мигрантами с севера или его самостоятельно «сформулировали» предки южно-сибирских тюрков? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом наверняка. Удовлетворимся пока осознанием того, что миф о двух птицах-творцах имел в Сибири широчайшее распространение, а сама тема птицы пронизывает всю мифологию и мироощущение сибиряков. 

В этом отрывке я бы выделил несколько интересных моментов:

1. Сама природа подсказала птицу-героя мифа. Птицу, которая ныряет за илом, а затем строит гнездо и высиживает яйца.

Красношейная, или рогатая поганка (Podiceps auritus).

Красношейная, или рогатая поганка (Podiceps auritus)

Распространение. Красношейная поганка живет от Онежского озера на восток до Сахалина, в южной части лесной зоны, в степях и лесостепях, на Алтае иногда высоко в горах. Повсюду довольно редка.

Места обитания. Предпочитает небольшие озера, старицы в поймах рек.

Гнездо и кладка. Гнездятся как обособленными парами, так и небольшими колониями, нередко рядом с чайками, крачками, утками, другими поганками. Гнезда из водорослей, гнилых растений и ила чаще всего не плавающие, а на какой-то основе. Нередко гнезда хорошо укрыты в траве или в прибрежных кустах, но бывают и совсем открытые. Кладка из 4-5, редко 3 или 6 яиц белого или бледно-зеленого цвета, без рисунка. Яйца вскоре после начала насиживания сильно загрязняются.

Красношейная, или рогатая поганка (Podiceps auritus)

Красношейная, или рогатая поганка (Podiceps auritus)

2. Эта птица (так же как и мифические уточки) может плавать по воде, летать по воздуху и ходить по земле. В какой-то мере она универсальна, а разделение на 3 мира присутствует в мифологии разных народов.

3.  Автор отмечает «В ее образе жизни мышление древних угадало идею медитации…»

В этой мысли автора, приведённого мной отрывка, действительно что-то есть…

 

Пирамида.

… Затем покидаем эту верхушку пирамиды и следуем выше, выходим на уровень отрешённого от материального мира Наблюдателя. Другими словами, становимся выше мыслей, выше материи, достигаем состояния отрешённости от земного, от того, что так или иначе привязывает нас как Личность к материи. Часто на первых этапах освоения медитации помогает представление, что медитирующий выходит сознанием из своей конструкции пирамиды, зависая и наблюдая за ней с высоты птичьего полёта. Если использовать современные ассоциации, то сознание как бы находится на этой высоте, словно в вакууме, в невесомости. Такое состояние Наблюдателя от Духовного начала, помогает обрести полный внутренний покой, расширенное состояние сознания, беспристрастность самого наблюдения за происходящими процессами, позволяет абстрагироваться от материального тела, мыслей и исследовать свою энергетическую конструкцию с позиции нового видения. Далее пребываем в таком состоянии сознания и наблюдаем извне свою пирамидальную конструкцию и заключённую в ней Душу.

После происходит самая значимая часть медитации. Совершаем максимально возможное прямое приближение сознания (Личности) к Душе, причём осуществляем это на глубоком чувственном уровне. То есть погружаемся (как Наблюдатель) через верхушку пирамиды, внутреннюю энергетическую структуру самой пирамиды в самый её центр — к Душе. При выполнении этой части медитации мозг часто выдаёт ассоциативное восприятие, как будто человек погружается на глубину, словно при нырянии в воду, но без характерного при этом физическом процессе давления. Люди, которые по своей природе особо чувствительны к энергетическим процессам, особенно те, у которых развито интуитивное восприятие, при таком погружении замечают даже фазы постепенного переключения режима работы своего сознания на новые, неведомые им ещё уровни чувственного восприятия. Итак, необходимо максимально приблизиться к светящемуся кокону в центре пирамиды, где находится эта частица из духовного мира. А затем соприкоснуться с ней на уровне глубоких чувств. Конечно, до конца прочувствовать Душу и объять её духовную глубину человеку невозможно, пока он духовно не созрел и не слился с ней. Но даже это соприкосновение чувств порождает состояние, которое, например, те же буддисты называют соприкосновением с Нирваной, другие — состоянием благости, божественного блаженства, достижения гармонии и так далее.

книга АллатРа стр. 524-525

книга АллатРа

 

Яйцо.

 

«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя)»

АллатРа стр. 55

 

«…Так вот, таким образом во Вселенной возникло две прямо противоположные силы: большая сила, которая раскручивает Вселенную вовне, и малая сила, которая ей противодействует внутри самой Вселенной. После проявления этих двух сил Вселенная утратила форму шара и уплостилась под их действием, то есть, сжалась,  сделалась более плоской. Этот момент зафиксирован в космических легендах народов мира в виде раскалывания мирового яйца, разделения его на две половинки, из которых было сотворено небо и земля, а между ними помещены деления (пространства) и воды. В других случаях говорится о том, что оставшиеся после раскола яйца компоненты расширились и превратились во Вселенную…»

АллатРа стр. 57-58

книга АллатРа

 

В ряде мифологических сюжетов связанных с Сотворением Вселенной присутствует Яйцо. Рождение мира из яйца утки является одним из наиболее распространенных космогонических сюжетов не только у тюрков, но и у многих других народов мира. В Евразии он бытовал от эвенков на востоке до финнов и латышей на западе.

 

Татары

 

«...В давние времена весь мир состоял из воды – великого первичного океана. И плавала в нем одна-единственная утка. Снесла утка яйцо, и образовалась Земля, снесла второе – засияло Солнце, снесла третье – получилась Луна...»

 

Вепсы

 

Винокурова И.Ю. - Мифолого-религиозные представления вепсов.

У вепсов сюжет, где водоплавающая птица играет роль «ныряльщика за землей», неизвестен, чего не скажешь о мифе, рассказывающем о создании мира из яйца утки.

Летит утка через море,
Садится утка на кочку,
(голос не льется)
Несет утка три яйца,
Выводит утка трех птенцов.
Куда утке птенцов положить?
Старшего положила в бороздку,
Среднего в сеточку,
Младшего в неводок.
Куда утке самой идти?
По дорогам журавлем петь,
По болотам постукивать.

О мифологической связи моря, утки и яйца напоминает и вепсская пословица: «Utk meres, munaperskes» — «Утка в море, яйцо в заду» (иносказание, обозначающее упущенную возможность). 

 

***

 

Водь. Сотворение мира из яйца.

Ласточка, солнечная птичка,
эта чудесная воздушная птичка,
летала летними днями,
играла тёмными ночами,
искала землю, чтобы поспать,
траву, чтобы снести яйца,
листья, чтобы отдохнуть,
поля, чтобы гнезда свить.
Увидела кочку в море,
посреди синего моря.
Отлила медное гнёздышко,
снесла золотые яйца.
Поднялся ветер, настоящий ветер,
морской вихрь грозный,
толкнул гнездо в Лугу реку,
покатились яйца в воду.
Стала ласточка плакать.
Ласточка плачет, слеза катится.
Полетела на крышу кузнеца:
«Кузнец мой, братец мой,
Ковал раньше, ковал вчера,
куй и сегодня!
Сделай мне грабли,
отлей медную рукоятку,
вставь зубцы из стали,
которыми сгребу море,
соберу золотые яички!»

 

***

 

Тофалары

 

В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался Бурхан, творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан, владыка этого мира. У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы – земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека.

 

***

 

Ногайцы

 

Об изначальном происхождении всей Вселенной у ногайцев сохранилась легенда о космической Лебеди Ак-куЭто космическое существо снесло яйцо, внутри которого находится Вселенная

 

***

 

Древний миф, известный всем финно-угорским народам, повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица — в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже ласточка. Птица и увидела колено первого человеческого существа, которое торчало из воды: то было колено мудрого старца Вяйнямёйнена или (в других рунах) его матери — небесной («воздушной») девы Ильматар, чье имя напоминает имена небесных богов других финно-угорских народов. Птица снесла яйцо на колено, но, конечно, оно скатилось вниз и разбилось: из этого первичного материала птица-творец и должна была создать мир (в некоторых рунах мир создает первочеловек Вяйнямёйнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен). В карельских рунах рассказывается, что щука — враждебное существо нижнего, водного мира — успела проглотить три яйца, снесенные орлом; но орел поймал рыбу и вспорол ей брюхо. Из верхней половины яйца было создано небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — луна, из скорлупы — звезды.

 

***

 

Хакасы

 

Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана, поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий ветер. И тогда можно было увидеть, как появлялась и вновь исчезала странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше воздуха и камнем упала в пучины волн. Её клюв уткнулся в мягкий чёрный ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана, устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом ещё и ещё…

Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда. Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент… яйцо появилось на свет.

… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это произошло благодаря смелой утке Хас… 

 

Тюркские народы

 

Это было Время до Времени, когда царили темнота и хаос. Затем хаос стал сгущаться и появился Великий океан. Из темноты выплыли гигантские и бессмертные железные рыбы, несущие на себе мироздание.

От начала начал, от дней сотворения мира Великий океан плавно нес свои волны,  которым не было предела и преграды. Сколько это продолжалось - не знает никто. Ибо не было тогда солнца и луны, а значит восхода и заката, дня и ночи, не было самого Времени.

Но однажды неведомо откуда прилетела птица Умай. Долго летала она над водной гладью на восток и запад, север и юг. Но нигде не нашла даже маленького клочка суши. И решила она снести яйцо прямо в воздухе. Но яйцо упало в волны океана, и утонуло в его глубинах. Так продолжалось несколько раз. И, наконец, птица опустилась на воду и решила свить свое гнездо на волнах. Вырвала она перья из своей груди и стала вить гнездо. Но сильные волны разбили его и уносили перья в черную глубину океана. И поняла Умай, что сначала нужно сотворить земную твердь. Набравшись смелости, нырнула птица так глубоко, что достигла дна Великого океана. Взяла она в свой клюв глину и
вытащила ее на поверхность. Из этой глины появилась земля, которая постепенно стала расти и расти, и превратилась в Великую сушу. Так Умай сотворила Землю.

Умай Энэ

Серьги с изображением  одного из зооморфных символов Умай Энэ

Подвеска с изображением богини Умай, найденная в степи. Западно-сибирские тюрки представляли Мать Умай в образе красивой женщины, спускающейся с неба, которая порой превращалась в сказочную птицу, гнездящуюся в воздухе.

 

Продолжение следует…

 

Подготовил: Игорь (г. Вятка)


В избранное

Подписаться на новости Помочь проекту


Сотворение вселенной. Часть II. Птицы небесные. Сотворение вселенной. Часть II. Птицы небесные. - Рейтинг темы: 5.00 из 5.00 проголосовавших: 73
Статьи из раздела:



Комментарии

Анна 02.07.2018 11:46 Ответить ↵

Ну что могу сказать? Столько пришло пониманий во время прочтения данной статьи, что пришлось даже взять ручку и все записывать))) А Ваши статьи по другому и не получаеться читать, всегда всплывают какие то важные моменты в познании себя и мира и это удивительно... пазлы сходятся))) Вот теперь сижу и думаю, как это все структурировать в один комментарий, но начну с последнего, а там видно будет))) 

Для начала приведу цитату из книги ” Аллатра” кладезь Исконных Знаний:

 

Анастасия: Почти как в начале Библии, где сказано о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Ригден: Это сейчас в русском синодальном переводе Библии — бездна. А изначально в древнемесопотамском тексте, откуда еврейскими жрецами была заимствована шумеро-вавилонская космология, это были «первозданные мировые воды», «море». И если ты посмотришь на значение глагола «носился» в оригинале, с которого делался перевод, то увидишь, что он также применялся и к «наседке», которая высиживает своих птенцов в гнезде. А «дух божий» (в русской транскрипции — «руах элохим») происходит от древнесемитского корня, родственен арабскому «рух». От этого корня образовано имя гигантской мифической птицы Рух, которая до сих пор фигурирует в древних сказках арабов. Стр. 54

Анастасия: Вы хотите сказать, что этот библейский сюжет был сделан на основе более ранних мифов других народов о том, что мир сотворила большая птица, витающая над первозданным мировым океаном? В общем-то, да. Ведь мотив извлечения земли из первозданных вод именно птицей является довольно распространённым мифом среди народов мира. Выходит, что здесь весь смысл в движении, действии и в творении свыше этого мира.

Ригден: Совершенно верно. Так вот, Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя). На его поверхности под действием сил Аллата (первичной энергии, порождающей жизненное движение) стала образовываться материя (часть энергии начала преобразовываться в материю). Благодаря тем же силам Аллата (в мифологии — Праматерь всего сущего, созидательное божественное женское начало, творящее, жизнедеятельное Начало, Матерь-птица, воля Бога, сила мысли Бога), материя начала взаимодействовать между собой. Я уже когда-то более подробно рассказывал, как именно образовалась Вселенная, что такое в действительности Аллат, время, пространство и гравитация.

Анастасия: Да, я включила эту информацию в книги «Сэнсэй-IV» и «Эзоосмос».

Ригден: Хорошо, значит сейчас уже понятнее, о каких процессах идёт речь. Так вот, в местах наибольшего сосредоточения и действия сил Аллата на поверхности этого изначального шарообразного состояния Вселенной, материя начала Стр. 55 скапливаться в определённые образования. Они и стали «прародителями» будущих галактик, в которых зародилась жизнь. (В различных преданиях это отображено в образах появления огромного первочеловека, гигантов, прародителей, образовавших своими телами Вселенную, а впоследствии, после смерти, разъединённых на части и давших жизнь другим образованиям). Кстати говоря, в этих первичных скоплениях и появились очаги теплового излучения, которые остались на микроволновом диапазоне и сейчас. Сегодня они уже известны науке, как микроволновое фоновое излучение (реликтовое излучение). Это есть проявление перводействия сил Аллата при создании материального мира. Вообще надо отметить, что именно благодаря Аллату началось наделение жизнью материи и упорядочивание всего сущего.

И ещё один очень важный момент в образовании Вселенной, который даёт понимание, что именно она представляет собой сейчас. Стремление силы Аллата к единой упорядоченной форме (в сторону Бога) задало движение Вселенной «изнутри вовне» и начало раскручивать её по правильной спирали, на расширение. Так была задана функция на созидание. (Движение «изнутри вовне» у народов со времён верхнего палеолита символически изображалось в виде правильной свастики («прямой», «правой» свастики), то есть в виде креста с концами, загнутыми в левую сторону. Она символизирует движение по часовой стрелке — в правую сторону. Кстати, в переводе с санскрита древнеиндийское слово «svastika» от «su» — «связанное с благом», то есть «су-асти» — «прекрасное есть», «благое существование»). Стр. 56

Но одновременно, закручивая Вселенную по правильной спирали, сила Аллата породила и противодействующую ей силу. Последняя начала раскручивать движение внутри Вселенной по обратной спирали в противоположном основному действию Аллата направлении — «снаружи вовнутрь», объединяя материю в единый материальный Разум (Животный разум). Так была задана функция на разрушение, противодействие силам Аллата. (Движение «снаружи вовнутрь» у народов символически изображалось в виде неправильной, агрессивной, обратной свастики, то есть в виде креста с концами, загнутыми в правую сторону. Она символизирует движение против часовой стрелки — в левую сторону. В мифологии зарождение противоборствующей силы зафиксировано в образе появления огня из воды).

 

Р.S вот многие  задаются вопросом, а что первично, курица или яйцо? И я не исключение, всегда задумывалась над этим вопросом, как так?  что первично? И всегда упиралась в тупик))) по логике яйцо должно родиться как и рождается ребенок, тогда курица первична, впрочем как и человек...тогда пардон, кто создал курицу и человека, раз они первичны? Или сначала создали человека, а потом человек создал курицу, а курица снесла яйцо))) извечный вопрос) конечно человека создал Бог, по другому и быть не может, тогда кто создал курицу, которая снесла яйцо?))))))))) Вот так и со вселенной, кто ее создал и как она создавалась извечный вопрос ученых нашего времени, хотя далекие предки об этом знали, знали..что Дух первичен, а материя вторична, и это тоже хорошо описано в книге Аллатра.  Спасибо большое за статью, ведь понимание и осознание не купишь за деньги, его нужно не иначе как заработать)) 


Анна ✎ Анна 04.07.2018 07:44 Ответить ↵

Из книги “Аллатра”

Кроме того, у якутов существовал обряд «изготовления гнезда души ребёнка», то есть на специальном восьмиствольном дереве для будущей Души ребёнка сооружали особое гнездо. В шаманской мифологии присутствовал мотив творения мира из яйца, имелось представление о Душе, как о птице, о послесмертной судьбе человека, о божьем даре (кут-сюр), о котором вы упоминали, определявшем весь жизненный путь человека и ещё многое другое из известных уже мне, благодаря вам, Знаний.


Людмила 29.06.2018 20:56 Ответить ↵

Не совсем , конечно , в тему,  но недавно интересовалась геоглифами и наткнулась на “Мировую Утицу” - огромный геоглиф, образованый рекой Чусовой.


Elena7 29.06.2018 14:05 Ответить ↵

очень интесно, спасибо большое, я и не знала про уток.


Yttrium ✎ Elena7 30.06.2018 11:57 Ответить ↵

Про мировую уточку я думаю, что вы слышали. Дато, в комментариях уже написал об этом сюжете.

Мировая Уточка  подняла со дна Молочного Океана Бел-горюч камень Алатырь, что был явлен в начале времен. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве . Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел-горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.

Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды.

В одном из источников, мне попалось следующее описание:

Мировая Уточка (Качка на языке древних) – мировое качание, первичная древняя вибрация.
Являла собой птицу. По славянской мифологии о сотворении мира, она достала со
дна Мирового океана Алатырь-камень. Мать всех демонов (асуров), Сатаны в том
числе. Часто Мировую Уточку отожествляют с Макошью – богиней судьбы.

В данном описании присутствует интересное слово “вибрация”

Или вот всем знакомая с детства Курочка РяБа, в имени которой второй слог “Ба”.

Ведь тот же самый мифологический сюжет: Птица, яйцо, которое впоследствии раскалывается.

Курочка Ряба (оригинальный текст)

Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
Посадила яичко в осиновое дупёлко,
В кут - под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи - хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался...
А курочка ряба им говорит:
Дед не плачь, бабка не рыдай,
Куры не летайте,
Ворота не скрипите, сор под порогом
Не закуривайся,
Тын не рассыпайся,
Верх на избе не шатайся -
Снесу вам еще яичко:
Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
Яичко не простое - золотое.


(Кут - ларь, в котором зимой держали кур. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. Побутусились - выпятились, выгнулись. Тын - забор, частокол.)

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и
происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо,
земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов,
в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой
мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую
модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом
средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир
(преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный
характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки,
позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном,
созидательном (разбиение яйца – это создание звёздного неба) и
отрицательном, разрушительном

 


Lada 22.06.2018 12:02 Ответить ↵

Гусь в мифологии часто выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной. Гусь снес золотое яйцо — солнце.

Гусь также воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности. У некоторых сибирских народов был так называемый “гусиный дух”, который ведал судьбой (Мифы народов мира, 1980–1982).

 У коми раньше строго-настрого запрещалось по весне стрелять уток и собирать их яйца. У эвенков гагара, чирок, кулик и бекас считались культовыми птицами. У долган (жители Таймыра) нельзя убивать краснозобую казарку. На русском Севере на избах и по сей день изображают гусей, веря, что эти птицы уберегут хозяев от беды.

У якутов и остяков гусь — бог птиц и птичьего промысла, у нганасанов и телеутов — помощник шамана, у угров — тотем.

У мари и по сей день сохраняется культ птиц. Они поклоняются утке — родительнице мира. Считается, что утки, летевшие на отмель, спасли мари во время потопа — повели за собой. Образ утки запечатлен в фольклоре (даже в русском — на исконно марийских территориях), в предметах материальной культуры. Сохранялись места обитания уток. Поклонение уткам, охрана их — это поклонение творческим силам природы, женскому началу.

Марийцы говорят, что утка — родительница мира. Именно она стала женой великого бога грома Укко и снесла огромное яйцо — землю. Когда невесту в свадебной песне величают утицей, ей воздают славу как существу, которому предстоит участвовать в великом деле воспроизводства рода. Кстати, во многих русских песнях слово “утушка” вытеснило традиционное “лебедушка”. Утиные движения — в марийском танце.

У киргизов атайка — огарь или красная утка — произошла из снохи пророка, рискнувшей выкупаться в запретном озере. Так как эта птица произошла от человека, то по мусульманским обычаям ее мясо в пищу не употребляют. У калмыков красная утка святая, она —”поп всех птиц”. У качинцев утка — воздушный бог, орочи считают, что от нее пошли первые люди.

В древних славянских мифах говорится, что мир породила утка. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть Бог) и черного гоголя — сатаны (Вагурина, 1998).

”...И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – священные дубы, державшиеся на силе божией. Из желудей священных небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи.
Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов – строили гнездо-землю.” 

В “Голубиной книге” есть такие строки: 

...Которая птица всем птицам мати?
А Стратим-птица всем птицам мати.
А живёт она на Океане-море,
А вьёт гнездо на белом камене.
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на её на детушек на маленьких.
Стратим-птица вострепенётся,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися.
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червлёные корабли
С товарами драгоценными! 

В разных переводах эту птицу называют по-разному: Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песнях птицы Гамаюн», созданных намного раньше.
О гигантской птице повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку”, что значит: „Господи, яви миру свет!”».
Стратим


Lada 21.06.2018 08:43 Ответить ↵

К славянской мифологии о сотворении Вселенной:

Образ мифической птицы — Нагай-птица или Стрефил-птица — встречается в русских духовных стихах, в частности в стихе о Голубиной книге: 

Стрефил-птица всем птицам мати.

Почему же Стрефил-птица всем птицам мати?

Живет Стрефил посереди моря,

Она ест и пьет на синем море.

Она плод плодит на синем море

 И:

 А Нагай-птица — всем птицам мати,

А живет она на Акиане-море,

А вьет гнездо на белом камене

 

Правда, здесь она изображается как родоначальница всех птиц, а ее движение в пространстве приводит к разрушительным действиям, прямо противоположным процессу творения.

 Когда Стрефил вострепощется

Во втором часу после полуночи,

Тогда запоют вси петухи по всей земли,

Осветится в те поры вся земля

 И:

 Набежали гости-корабельщики

А на гнездо Нагай-птицы

И на его детушек на маленьких,

Нагай-птица вострепенется,

Акиан-море восколыблется,

Кабы быстры реки разливалися,

Топят много бусы-корабли,

Топят много червленые корабли,

А все ведь души напрасныя

 

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:

	Когда было начало света,
	Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
	А среди моря — дуб высокий,
	Сели на дуб два дивных голубя,
	Стали думать, как свет основать?
	Спустимся мы на дно морское,
	Вынесем мелкого песку,
	Мелкого песку, золотого камня.
	Мелкий песок посеем мы,
	Золотой камень подунем мы.
	С мелкого песку — черная землица,
	Студена водица, зелена трава.
	С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
	Ясен месяц и все звезды.


Dato 19.06.2018 02:04 Ответить ↵

Из славянской мифологии:

Рис. 6.3.6.3.1.2. Изображения утки:
1 – ковш из Горбуновского торфяника (3 – 1-е тыс. до н.э.), Свердловская обл., дерево, Исторический музей, Москва;
2 – Девана, дочь Перуна, с уткой на голове;
3 – Велес с амулетом Тельца в руке и уткой на голове;
4 – Велес с амулетом Тельца на груди;
5 – Велес с гуслями и объектом на голове, украшенным тремя «Звёздами Велеса»;
6 – изображение египетской богини (1-е тыс. до н.э.) – аналога Велеса – с уткой (птицей) на голове, короне из рогов Тельца и солнцем, олицетворяющим созвездие Плеяд;
7 – фигурки уток волосовской культуры (3–2-е тыс. до н.э.), распространённой в бассейне реки Оки, ниже города Рязани и в низовьях реки Клязьмы, камень и кость;
8 – золотой ковш Ивана IV с чеканными украшениями и камнями 

(Источник: http://tvoyhram.ru/stati/st21.6.1.html)

А это “Велес в образе медведя с головой быка и уткой на голове” (так написано).


Dato 19.06.2018 01:44 Ответить ↵

Что называется, и тут Остапа понесло))))))))).

Поднаброшу пока все в кучку.

Подболотьевский могильник. Бронза. 

В Х–XIV вв. финно-угорские мастера изготовляли многочисленные женские украшения-амулеты, сохранявшие традиционные образы водоплавающих птиц

Поломский могильник. Бронза.

Костромские курганы. Бронза. 

 

****************

“Утко-кони”. Самыми интересными, ключевыми для решения многих вопросов космогонического характера, являются костяные подвески в виде лошадок с утиным туловищем. Расшифровка этих “утко-коней” сделана мною на основе интересной работы А. А. Бобринского о семантике русской деревянной резьбы. Автор привлек широкий сравнительный материал, говорящий о зрительном воплощении геоцентрической картины мира: днем солнце движется по небу над землей и его влекут кони (иногда лебеди), а ночью солнце плывет по подземному океану и влекут его водоплавающие птицы. Этим и объясняется сопряженность в народном искусстве образов коня и лебедя или коня и утки. Подвески лесного Левобережья Днепра дают нам интереснейший синтез дневных и ночных символов солнца. Hо здесь изобретатели этого синтеза не поставили рядом птицу и лошадь, а слили их в одну фантастическую фигуру с утиным (или птичьим вообще) туловищем и гордой головой коня с ажурной гривой. Подвески носились на толстых шерстяных шнурах.

****

А это онежские петроглифы, и тоже почти утка:

священная утка, петроглифы

***

А это Пермь, краеведческий музей, священные водоплавающие птицы:

*****

И киевские, и болгарские украшения отражают одну и ту же космогоническую легенду, в которой мир сотворен Уткой, плававшей по Мировому океану. (отсюда https://profilib.net/chtenie/130927/olga-beregova-simvoly-slavyan-12.php)

священная утка


Dato 19.06.2018 01:25 Ответить ↵

И про яйцо мы помним с самым детских лет, ведь смерть Кощея на кончике иглы, а та игла в яйце...

а то яйцо в утке!


Dato 19.06.2018 01:18 Ответить ↵

Утка упоминается и в сказках о Кощее Бессмертном. Именно она запрятана в зайце, а в ней уже спрятано яйцо!

(отсюда: http://wordsland.ru/slavmif/ptici.php)

Почему же утке отдана такая роль в сотворении мира?

Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде,
именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и
уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс
волшебное Слово, и камень стал расти.  Уточка  не смогла его удержать и
уронила.

Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды.
В бассейне верхнего течения реки Кама было найдено навершие с
изображением Мировой уточки. Находка датируется 4-6 веками н.э.
Предполагается, что оно было либо навершием жреческого посоха, либо
частью головного убора, например, кички. В пользу последнего
предположения говорит тот факт, что “уточки” чаще всего находят парами. В
любом случае это украшение с ритуальным значением.

С уточкой ассоциируют Макошь. Культ утки-Макоши просуществовал до
сегодняшних дней, о чём говорят разные ритуальные предметы славян,
которые можно видеть и в наши дни. Правда, про то, что они ритуальные,
сейчас по большей части позабыто.
Теперь неудивительно, что птица в мифологии славян играла большую роль, и
образы птиц, дошедших из глубины веков, разнообразны. Это ещё
объясняется и большими территориями, которые заселяли славянские народы. 

А вот вообще потрясающее фото:

Здесь у нас и утка, и знак АллатРа, и Аллат (полумесяц) и спираль (правда закрученная против часовой стрелки), и яйцо, и человечки с поднятыми руками (похоже на символ духовного освобождения). 


Dato 19.06.2018 01:08 Ответить ↵

Ох, как люблю я этих “птичек”))). Страшно копать - не остановишься!)

Едем дальше. Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков (отсюда: https://kulturologia.ru/blogs/030713/18512/)


Dato 19.06.2018 01:02 Ответить ↵

Далее нашел (отсюда: http://merjamaa.ru/news/zoomorfnye_obrazy_v_kulture_finno_ugorskikh_narodov_kostromskogo_kraja/2013-05-12-738)

... подвески в виде фигурок водоплавающих птиц с висящими на кольцах перепончатыми лапками были широко распространены на мерянской территории, являвшейся, по мнению Горюновой Е.И., Алексеева С.И. и Рябинина Е.А., одним из центров производства этих вещей. Отсюда путем торговли они распространялись в очень отдаленные  края  - Южное Приладожье, Новгород, Прибалтийские страны.

Большая часть подвесок (150 штук) в виде фигурок водоплавающих птиц найдена в  Костромском  Поволжье в могильниках XI-XIII вв., что составляет около 20% всех древнерусских  зооморфных  украшений. На других территориях Древней Руси известны находки десятков подвесок « костромских » типов. Среди них встречаются плоские литые и полые объемные фигурки одно - и двуглавые ...


Dato 19.06.2018 00:59 Ответить ↵

А вот найдено на территории Костромского края:


Dato 19.06.2018 00:56 Ответить ↵

Орнитоморфные финно-угорские подвески, XI-XIII в.н.э.:


Одним из главных орнитоморфных образов в финно-угорской культуре является образ водоплавающей птицы. Конкретный вид этой птицы зависит от мифологии конкретного этноса. Это может быть утка, гагара, нырок и т.д., (рис.6-8, орнитоморфные подвески XI-XIII в.н.э.).


Шумящие орнитоморфные финно-угорские подвески, XI-XII в.н.э. (опять 11 век?)))
Важность водоплавающей птицы обуславливается тем, что по мифическим преданиям она наравне с богами участвовала в сотворении мира. В этой связи необходимо пояснить космологическую картину в представлении финно-угров. В их понимании Космос включает в себя три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Верхний мир - сфера обитания демиурга (высших богов), средний мир – тот мир, где живут люди и нижний мир – обитель мертвых, злых духов. Именно при сотворении среднего мира (Земли) по воле божественных сил утка и приняла самое непосредственное участие. По одним мифам современная Земля является вторичной, по отношению к первичной водной стихии, простиравшейся во всех направлениях без конца и края. Зародыш земли, в виде частиц донного ила, достали божественные птицы, глубоко ныряя за ним в бездну. С этого маленького комочка и пошла земная твердь, ставшая впоследствии опорой для всего живого. С каждым днем она разрасталась все больше и больше, так, что проживающий на кочке старик, вынужден был посылать ворона для разведки и определения границ суши. Темпы прироста территории оказались настолько велики, что уже на третий день земля приобрела свои современные размеры. И.А.Иванов в своих исследованиях данного мифа отмечает, что с ним соотносятся данные палеогеографии. Ученые подтверждают тот факт, что 25 миллионов лет назад Западносибирская равнина вышла из-под уровня моря. Она была сначала плоской и ровной, но постепенно стала расчленяться появившимися реками. По другим мифам водоплавающая птица снесла яйца на коленях богини Матери Вод, и из них возник мир. Существуют и другие вариации данного мифа. 

Отсюда: https://studfiles.net/preview/3547283/page:2/



Оставить комментарий

Сознание и Личность.
От заведомо мертвого
к вечно Живому
  • Сознание и Личность. <br/>От заведомо мертвого <br/>к вечно Живому

    02.08.2017

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Цель проекта

Интересные рубрики