Сотворение вселенной. Часть III. Невидимая пара.

 

Существовало представление о том, что у Еся семь мыслей. Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное или кровавое небо). После смерти человека его душа (улевей) может попасть к Есю или к Боклейдесю (буквально — место костра Еся)

Кетсткая мифология.

 

Ригден: Верно, это самый доходчивый пример, с которым человек сталкивается каждый день. Так вот, таким образом во Вселенной возникло две прямо противоположные силы: большая сила, которая раскручивает Вселенную вовне, и малая сила, которая ей противодействует внутри самой Вселенной. После проявления этих двух сил Вселенная утратила форму шара и уплостилась под их действием, то есть, сжалась,сделалась более плоской. Этот момент зафиксирован в космических легендах народов мира в виде раскалывания мирового яйца, разделения его на две половинки, из которых было сотворено небо и земля, а между ними помещены деления (пространства) и воды. В других случаях говорится о том, что оставшиеся после раскола яйца компоненты расширились и превратились во Вселенную. В третьих эпизодах упоминается о разделении мира на две стихии либо на два божества с прямо противоположными функциями, создание невидимой пары.

Сами спирали представлены в мифах, например, в виде первой пары богов с противоположными функциями (у одного божественная сущность, у другого — демоническая), от которых произошли остальные боги.

книга "АллатРа" стр. 57-58

 

спирали

спирали в истории, артефакты

спирали

В теме Дуализм, на примере фино-угорских народов я уже писал о паре божеств. В этой теме данный вопрос будет рассмотрен немного более подробно, на примере разных народов России. В некоторых мифах по водной глади плавали две птицы (например две утки и одна из них ныряет за землёй). В дальнейших описаниях выясняется, что эти птицы являются двумя божествами, с прямо противоположными функциями. Первый творит Добро, второй Зло, впоследствии он становиться хозяином подземного мира. В привычном для современного человека понимании это Сатана или Шайтан, хотя у него множество разных имён в мифах разных народов.

В хакасском мифе о сотворении мира говорится так.

«Сначала была утка. Сделавши другую утку товарищем, она послала ее за песком на дно реки. Принесенное один раз она взяла и послала в другой раз. Принесенное во второй раз она взяла и послала в третий раз. Принесши в третий раз, рассыльная утка не отдала всего. Своей рассыльной она говорит: „Оставшееся у тебя во рту вырастет камнем, упирающимся у тебя во рту!“ Песок, взятый самою, она рассеяла; рассеявши, толкла его колотушкой девять дней. Когда она, колотивши девять дней, повернувшись, посмотрела земля ее растет, подымаясь пылью; выросли большие горы. Горы выросли после того, как давешняя рассыльная утка повыбрасывала камни, выросшие у нее во рту. Потом, вернувшись, сама говорит: „Зачем ты так сделала? Я не дам тебе земли!“ Рассыльная ее говорит: „Дай земли величиною с место, занимаемое юртою!““ Та отвечает: „Не дам!“». 

Безымянные утки в этом мифе чуть ниже оборачиваются уже знакомыми нам фигурами: это Кудай и Эрлик.

 

Ниже в таблице представлены некоторые из имён двух божеств, с прямо противоположными функциями.

 

Энцы

Нга и Тодоте

Эвенки

Буга (Сэвэки) и Бунинка (Хырга)

Кеты

Есь и Доотет

Шорцы

Ульгень и Эрлик

Алтайцы

Ульгень (Кудай) и Эрлик

Чуваши

Тура и Шуйтан

Долганы

Айын- Тойон и Аллара-огоньор

Якуты

Аар Тойон и  Адьарай Беге

Тофалары

Бурхан и Эрлик-хан

Хакасы

Ax-Худай и Ирлик-хан

Карачаевцы

Тейри (Тенгри)и Эрк-Джылан 

Балкарцы

Тейри (Тенгри)и Эрк-Джылан 

Саамы

Иммель (Юбмел) и Чанн (Перкель)

Удмурты

Инмар и Шайтан (Керемет)

Марийцы

Кугу Юмо и Йын (Керемет)

Коми

Ен и Куль (Омоль)

Мордва

Чам-Паз и Шайтан

Ханты/манси

Нуми-Торум и Куль-отыр (Кынь-Лунг)

 

 

 

Перейду к примерам мифов, в которых упоминается «невидимая пара».

 

Кеты

 

Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки́, енисе́йские остяки́, енисе́йцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека.

Кеты

 

Есь и Доотет.

 

Есь (небо, бог) в кетской мифологии верхнее божество, один из главных создателей земли (той ее части, которая лежит выше по Енисею и соответствует наиболее ранним историческим местам обитания кетов). 
Есь, как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создает ровную поверхность земли, тогда как Доотет, начинатель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создает более наклонную северную часть земли. Есь отнимает у него землю и, разбросав по поверхности, творит горы, холмы, кряжи, полезных людям животных и рыб; вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом. 
      
Носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные разбежались по тайге. Есь изобразил на земле пальцами все реки, кроме Енисея, прорытого Альбэ. Первых дикого оленя, лося, зайца и других животных, на которых охотились кеты, а также снег, чтобы люди могли поймать этих зверей, были посланы на землю Есем. 

Существовало представление о том, что у Еся семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека. 
Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное или кровавое небо). После смерти человека его душа (улевей) может попасть к Есю или к Боклейдесю (буквально — место костра Еся). 
    
Первоначально Есь представлял собой обожествленное небо, но он выступает и в антропоморфном виде: старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю

Доотет в кетской мифологии — одно из воплощений отрицательного начала. Согласно варианту кетского дуалистического мифа, Дотет учас­твовал вместе с Есеем в сотворении земли, создав ту ее часть, что лежит ниже по Енисею. 
Часть земли Дотет спрятал за щеку, оттого земля получилась наклонной и Енисей течет в сторону наклона. Дотет создал вредных или бесполезных животных (волка,  ерша и др.). Распространены предания о Дотет в женском образе — матери (Дотем), которая пытается захватить человека — героя мифа, в частности в кетском мифе. 

А вот уже более поздний вариант данного мифа, под влиянием христианства вторым его персонажем  становится чёрт. Сразу видно, что рассказчик человек простой, отчего и сама история чуть с юморком вышла, простой рассказ простого человека. Немного напоминает известную сказку А.С.Пушкина: «О попе и работнике его Балде». В данном варианте, чёрт эдакий глупый лентяй, который ничего не делает и пытается навредить.

«Чёрт так ныряет, ничего не делает: чёрт он чёрт и есть.»

«Чёрт бегает, крутится, видит — столб зачем-то стоит. «Дай, — думает, — вытащу».

Сотворение земли.

Сначала земли не было. Была одна вода. Есь и чёрт1 решили купаться. Есь нырнул, тину в рот схватил, за щеки заложил. Вынырнул, дунул — земля получилась. Чёрт так крутится, ничего не делает. Есь снова нырнул, тину за щеки захватил, дунул — лиственничный лес, кедровый лес вырос. Чёрт так ныряет, ничего не делает: чёрт он чёрт и есть.

Есь потом собрал всякую ерунду, что ползает2. В земле яму вырыл, их туда пустил. Сверху большой столб вкопал, чтобы не вылезли, людям не мешали.

Чёрт бегает, крутится, видит — столб зачем-то стоит. «Дай, — думает, — вытащу». Вытащил, видит — всякое ползет. Столб снова воткнул, но часть-то их осталась на земле. По лесу их много бегает.

Рассказал в 1972 г. по-русски П.Н.Каменских. Зап. Е.А.Алексеенко.

Текст является фрагментом одной из версий о происхождении земли, характерные черты которой - участие в акте творения положительного и отрицательного персонажа и создание земли среди водного пространства.

1 Какой кетский персонаж соответствовал русскому «чёрт», у информанта выяснить не удалось.

2 Специальным вопросом было уточнено, что подразумевались насекомые.

 

Ненцы

 

Не́нцы (ненец. ненэй ненэч (буквально «настоящий человек»), хасово, нещанг; устаревшие названия — самоеды, юраки) — самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Небольшие группы ненцев проживают в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным. По итогам переписи 2002 года в России жили 41 302 ненца, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие — крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни. Жилищем ненцев является конический чум (мя)

Ненцы

 Ненцы

 

Нум и Нга.

 

Создателем всего живого на земле, по представлениям ненцев, являлся Нум, обитаюший на небе. Нум управляет Вселенной: сменами зимы лета, теплом и холодом, ветром, бурями.

Считалось, что у Нума есть жена Я′ Мюня и сыновья. По некоторым источникам в числе его сыновей Нга – дух смерти и болезни. Духу неба Нуму ежегодно приносили в жертву белого оленя. Жертвоприношение осуществлялось на открытом возвышенном месте. Мясо съедали. Голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

Злое начало отождествлялось с именем духа Нга – владыки подземного мира, куда после смерти отправлялись души умерших. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Он охотился за душами людей подобно охотнику за зверем. Нга пожирал душу, и тело умирало.

***

У ненцев существуют три версии создания земли. Первая версия: в появление на свет земли были задействованы два бога «Нум» и «Нга»: «Нга всунул свою руку в воду и взял песку, но тот проскользнул у него между пальцев. Тогда Нум взял горстку песка, оформил его в виде лепешки.

***

По данным ненецкой мифологии «Нум» и «Нга» выступали как единомышленники, после размолвок и недоразумений, связанных с разным пониманием целей творения и характера мироустройства, они разделили сферы влияния и разошлись по разным концам Вселенной. С тех пор «Нум» и «Нга» исполняют разные, но одинаково почетные и равно ответственные обязанности, договорившись друг с другом жить в согласии.
«Нум» отвечает за Верхний мир, «Нга» — за Нижний. Между ними происходят порою недоразумения и размолвки. Но каждый из них понимает, что существует определенный критический предел, который во имя безопасности Вселенной перешагивать не стоит.

***

Нга в мифологии ненцев — главное злое божество, противостоящее Нуму, олицетворение злого начала. Нга принадлежит к высшему уровню пантеона, происхождение его образа относится, видимо, к эпохе прасамодийской общности (на что указывает близость функций и свойств Нга и других богов зла — селькупского Кызы, энецкого Тодоте, нганасанского Фаннида). В некоторых мифах Нга — сын или свояк Нума, местопребывание Нга — подземный мир. Через своих слуг, злых духов нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умирающих (в результате чего наступает смерть). В некоторых космогонических мифах Нга наряду с Нумом как демиург участвует в сотворении и упорядочении мира, причём может играть как негативную роль (крадёт у Нума зачаток земли — ком глины, делает человека смертным), так и созидательную (придаёт земле устойчивость, подложив под неё кита, а сверху водрузив гигантский камень — Уральские горы). В другом мифе Нга создаёт Уральские горы, превратив в каменные глыбы аргиш (олений обоз), который вела дочь Нума (передовой олень — это священная для ненцев гора Минисей).
Многие мифы отражают противоборство Нга и Нума: о грозе как поединке двух божеств, о борьбе Нга и Нума за обладание солнцем и луной, унесёнными Нга в подземное царство, и т. д. Известен миф, в котором Нга. просит Нума выделить ему столько места для жилья, сколько займёт кончик палки. Нум соглашается, но хитрый Нга протыкает палкой поверхность земли и завладевает всем нижним миром. Антагонизм Нга и Нума проявлялся (по данным архимандрита Вениамина) также в ритуалах жертвоприношений. Специфичность понятия H. y ненцев может объясняться как сужением значения термина в ненецком языке (от названия широкого класса божеств до злого божества и, наконец, главного злого бога), так и заимствованием из энецкого языка, при котором название божества у народа-соперника (энцев) стало использоваться как имя соперника верховного бога ненцев.

Е. А. Хелимский

Евге́ний Арно́льдович Хели́мский (15 марта 1950, Одесса — 25 декабря 2007, Гамбург) — советский и российский лингвист (в последние годы жизни работавший в Германии), доктор филологических наук (1988), профессор. Специалист по самодийским и финно-угорским языкам, проблемам уральского и ностратического языкового родства, языковым контактам, теории генетической классификации языков, культурной истории Северной Евразии и шаманизму.

Е. А. Хелимский

Если в мифологии Ненцев, Нга-имя духа смерти и болезни (т.е. у него в данном случае демоническая сущность), то у Энцев Нга это верховное божество-демиург, живущее на седьмом ярусе неба. Как уже отмечено выше этот факт, по-видимому, связан с соперничеством двух этих народов, либо изначально понятие «Нга» относилось к целому классу божеств.

 

Энцы

 

Э́нцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов России. В 2010 году численность энцев в России составляла 227 человек.

 Энцы

Энцы

 

Нга и Тодоте

 

В описанном Е. Д. Прокофьевой варианте энецкого пантеона, сформировавшемся, очевидно, позднее, под влиянием культурно-языковых контактов с ненцами, Нга — верховное божество-демиург, живущее на седьмом ярусе неба. Отождествляется с Нумом ненцев и селькупов (возможно, предпосылкой этого явилась общность нарицательных значений слов «нум» и «нга»: «небо», «погода»).

***

Тодоте

Тодоте, в самодийской мифологии (у энцев) главное злое божество. Представления о Тодоте, очевидно, возникли ещё в эпоху прасамодийской общности (на что указывает близость основных его функций и свойств с ненецким Hга, селькупским Кызы, нганасанским Фаннида). Тодоте живёт под землёй и питается людьми, охотясь на них при помощи подвластных ему злых духов амукэ (амули), как люди охотятся на животных. Людей в пищу Тодоте определяет верховный бог Нга и ведущая книгу судеб старуха-покровительница Дя-менюо (по некоторым данным, его отец и мать). Тодоте вдувает в рот намеченной жертве своё дыхание, и человек заболевает и умирает.

Е. А. Хелимский

 

Долганы

 

Долга́ны (самоназвание — долган, hака (саха), якут. тыа киhи)— тюркоязычный субэтнос народа саха в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра.

Долганы

Долганы

 

Айын-Тойон и Аллараа-Огоньор

 

В одном из рассказов о сотворении земли активное участие принимают добрый дух Айын-Тойон и Аллараа-Огоньор (нижний старик). В этих вариантах описывается спор между Айын-Тойонм и Аллараа-Огоньором о том, кто будет создавать землю. Нижний старик отказывается это делать, и Айын-Тойон вынужден был заставить своего старшего брата, злого, но не очень могущественного, достать горсть земли. «Мифы о сотворении земли носят ярко выраженный дуалистический характер. В них борются тесно связанные между собою силы доброго и злого начал».

Айын-Тойон создал все полезные растения: березу, тальник, лечебные травы. Аллара-огоньор подражать Айын-Тойону и создал ядовитые растения. То же самое произошло и с рыбами, птицами, животными. Айын-Тойон создал всех хороших рыб и птиц, употребляемых в пищу,- сига, осетра, чира, омуля, куропатку, утку, гуся. Нижгний старик- щуку, тайменя, мелкую костлявую рыбу, гагару. С Айын-Тойоном связаны все полезные животные, с Аллараа- Огоньором-все насекомые, и в заключение он хотел создать комара величиной с корову.

 

Якуты

 

Яку́ты (самоназвание саха; мн. ч. сахалар) — тюркоязычный народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,1 тыс. якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тыс.), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ.

Якуты

Якуты

 

Аар Тойон и  Адьарай Беге

 

Айыы и абаасы существовали по мифологическим представлениям якутов извечно. В якутской мифологии имеется национальный вариант о сотворении земли, человека и животных добрыми и злыми силами - айыы и абаасы.

Братья Аар Тойон, Урун (Айыы) Тойон и Сюгэ Тойон единодушно решили сотворить небо и землю. А родоначальник абаасы Адьарай Беге создал метеоры, но поскольку он захотел подчинить своей власти всю вселенную, то Аар Тойону с братьями присудили ввергнуть его в преисподнюю Уэдэннэ. Из-за этого он стал врагом рода человеческого, а также всех животных и птиц, и по временам мучает их, посылая непомерный град, мороз, снег и ливень.

Здесь, при создании Вселенной, принимает участие не только айыы, но и абаасы. Это более наглядно обрисовано в мифе, записанном на столетие позже. Творец Айыы создал землю очень красивой и ровной, но спустился злой дух абаасы и стал роптать и царапать руками землю, от этого остались следы рук злого духа в виде рек, озер и гор.

 

Эвенки

 

Эве́нки (самоназвание эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название — тунгусы от якут. тоҥ уус; кит. 鄂温克族 — èwēnkè zú; монг. хамниган) — коренной народ Восточной Сибири. Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Якутии.

Эвенки

Эвенки

 

Буга (Сэвэки) и Бунинка (Хырга)

 

В космогонических мифах забайкальских эвенков XVIII–XIX веков говорится о творении мира двумя братьями. В XVIII веке Г. Спасский записал у забайкальских эвенков миф, в котором рассказывается, что «вначале была одна вода. И были Буга и Бунинка (два брата). Буга послал на воду огонь, который частично уничтожил ее. Тогда образовалась земля. Буга создал свет и отделил его от тьмы. Потом он сошел на землю и здесь встретил Бунинка, который стал претендовать на роль творца земли. Между ними завязалась борьба. Бунинка испортил гусли - 12-струнный музыкальный инструмент Буга. Разгневанный Буга предложил состязание: нужно вырастить сосну со дна озера. Не умеющий это сделать должен признать свое поражение. По приказу Буга сосна тотчас зарождается со дна озера и поднимается над водой. Сосна Бунинка не может стоять и падает. Но Бунинка не хочет признать свое поражение. И тогда в наказание Буга сделал его череп железным. Бунинка тяжело носить на плечах голову из железа, и он просит освободить его от мучения. Буга взамен требует не мешать ему, когда он будет делать человека.

Чтобы сделать человека, Буга взял железо на востоке, огонь на юге, воду на западе, землю на севере. Эти элементы он превратил соответственно в сердце, теплоту, кровь, мясо и кости. Так Буга создал мужчину и женщину»

***

Чумиканские эвенки с побережья Охотского моря считали, что сэвэки (так назван младший брат) послал вниз на землю авасы (своего старшего брата). Он сказал авасы: “Принеси земли (тукала) для сотворения (средней) земли (дуннэ). Авасы отправился вниз. Спустившись, захватил когтями землю (тукала). Вернувшись, высыпал землю перед сэвэки. Тот из высыпанного сотворил (нашу) землю (дуннэ). Сэвэки построил ящик и сказал всем авасы, чтобы влезли в ящик. Авасы сказал, что могут влезть. Сэвэки закрыл их. Закрыв, оставил сторожем собаку.

***

Сэвэки́, Хэвэки, Шэвэки, Сэвки - творец земли, животных и человека, дух-хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей в мифах эвенков, эвенов и негидальцев, другие его имена: Амака (дед), Эскери (Эсшери), Буга.

Согласно мифам, вначале была только вода, Сэвэки и его старший брат Харги. Сэвэки достал со дна немного земли (по вариантам это сделали по его указанию гагара и гоголь или лягушка Баха), положил на поверхность воды и заснул. Харги, желая уничтожить землю, стал выталкивать ее из-под брата, но лишь растянул ее настолько, что она приняла современные размеры. Создав камень и дерево, Сэвэки велел им расти, но они, заспорив, кто будет выше, чуть ли не стали подпирать небо; тогда Сэвэки смахнул рукой лишнее, и с тех пор скалы осыпаются, а пересохшие деревья сохнут с вершины.

Потом братья изготовили фигурки животных (Сэвэки - полезных человеку, съедобных, а старый брат Харги - вредных). Сэвэки вылепил еще из глины и камня фигурки людей и, оставив их под присмотром караульщика (ворон, собака и медведь), удалился в верхний мир, откуда продолжал следить за поведением людей через своих помощников. Представления о внешнем облике Сэвэки очень разноречивы - старик, старуха, лось или лосиха.

Считалось, что во время весеннего ежегодного обряда (Сэвекэн, Икэнинкэ) Сэвэки давал священную силу - мусун, обеспечивающую оживление природы, удачную охоту, здоровье людей и оленьих стад. В случае болезней и неудач Сэвэки посвящали оленя светлой масти (Сэвэк). 

 

Шорцы

 

Шо́рцы (шорск. шор-кижи, татар-кижи, тадар-кижи, татар, тадар) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.

Шорцы

 Шорцы

 

Ульгень и Эрлик

 

Были только могучий Ульгень и Эрлик, тоже могучий, но всё-таки слабее Ульгеня, потому что его сила была злой, а сила Ульгеня - доброй. Соседство с Эрликом тяготило Ульгеня. Ему было скучно. Подумал Ульгень и создал небо. Бескрайнее и бездонное небо пугало своей глубиной и однообразием, и Ульгень придумал солнце. Яркое солнце осветило небо, сделав его голубым и радостным, но оно слепило и утомляло глаза. Мудрый Ульгень решил дать солнцу отдохнуть и сделал ночь. Глухая темнота опустилась на небо. Стало холодно и тревожно. «Немножко света не помешает», - подумал Ульгень и разбросал по небу искорки звёзд, а к ним добавил луну - главный источник ночного света. Творческий порыв не оставлял Ульгеня. Он сделал землю, потому что купол прекрасного неба должен был что-то покрывать. Земля у Ульгеня получилась гладкая, как стол. По гладкой поверхности земли текли спокойные реки. Тут пришёл Эрлик, решив принять участие в создании мира. «Поверхность твоей земли слишком гладкая, реки твои ленивые. Я добавлю сюда горы», - сказал он. Забрался Ульгень на самую высокую и красивую гору - Мустаг. Мир был прекрасен, но молчалив. И тогда Ульгень населил этот мир живыми существами: защебетали в травах птицы, забурлила в реках рыба, леса наполнились разным зверьём.

 

Алтайцы

 

Ульгень и Эрлик

 

Алта́йцы — тюркоязычный коренной народ Алтая, включающий в себя также такие этнические группы как: телеуты, теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай. Делятся на две этнографические группы, каждый из которых говорит на своем языке и отличается культурой и антропологией. Численность около 70 тысяч человек. Большинство алтайцев являются приверженцами бурханизма. Говорят на южноалтайском и североалтайском языках.

Алтайцы

Алтайцы

 Когда еще не было человека, Ульгень увидел на поверхности моря плавающую массу земли, а на ней — Приросший слой глины, похожий на остов человека. Ульгень снял этот слой глины и пожелал, чтобы из него образовался человек. Так и случилось. Первое «свое творение Ульгень назвал Эрликом («мужественным», как отмечает переводчик). Остальная масса земли, плававшая в море, стала огромной рыбой, тайменем. Эрлик же отыскал Ульгеня и стал его товарищем и младшим братом, «а после стал с ним равняться и Даже возвышаться мыслию перед ним и с завистью по-Нышлять: „Ах, как бы я такие же твари, как я, создал или еще лучшие!“ И все больше и больше отдалялся он от Ульгеня сердцем, и охладевал, и наконец «Делался противником и врагом Ульгеню и всем его Тварям».

***

Ульгень спустился к воде, кроме которой не было в тогдашнем мире ни неба, ни земли. Он думает, как начать творение. В это время к нему подходит (миф вполне равнодушен к очевидному противоречию) некий человек и на вопрос Ульгеня, кто он такой, говорит, что пришел сотворить Землю. Ульгень рассердился (немаловажная подробность: и тут зреет будущий конфликт) и сказал, что он сам не может сотворить мир, где уж пришельцу! Но человек (миф не называет его имени) утверждает, что знает, где можно взять такую вещь, из которой можно сотворить Землю. Ульгень смягчился и заявил, что не будет сердиться, если незваный помощник выполнит обещание. Человек нырнул в воду, нашел на дне гору, оторвал от нее кусок и набил землей свой рот. Вынырнув из воды, он выплюнул землю в пригоршни Ульгеню. Тот бросил эту землю и образовалась Земля из хорошего дерна. Но часть принесенной земли осталась у человека между зубами, и он выплюнул ее на созданную Ульгенем «хорошую» Землю. Образовались болота, кочкобатые места. Ульгень рассердился на человека — произошла ссора. 

В этом мифе тоже есть важные детали. Ульгень не создает себе помощника. Оба творца существуют изначально, а безымянный человек в конце концов оказывается Эрликом, о чем в мифе говорится позже и между делом. Сам процесс творения — это сотворчество, причем активная роль принадлежит Эрлику. Здесь же мотивируется вражда между участниками акта творения: Эрлик-де «испортил» идеальную, гладкую Землю Ульгеня. \

Ульгень и Эрлик

 

Хакасы

 

Хака́сы (самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары) — тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи 2002 года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи 2010 года — 72 959 человек

Хака́сы

Хака́сы

 

Ax-Худай и Ирлик-хан 

 

Согласно хонгорским мифам, Ax-Худай и Ирлик-хан были двумя родными братьями. Старший из них - Ax-Худай - был рожден со светлыми мыслями и являлся верховным творцом - «ӧӧркі чаячы», а младший - с черными думами и был творцом нижнего мира - «тӧбінкі чаячы». Подобное представление имеется в верованиях зороастрийцев, где Ормазд и Ахриман являлись родными братьями. До сотворения земли в космосе существовал только мировой океан. Верховный творец Ax-Худай, созерцая бесконечную гладь воды, задумал сотворить землю. Его младший брат Ирлик-хан подсказал: «Под водой имеется «живая глина». И по велению Ax-Худая он, превратившись в щуку (в вариантах - утку), нырнул. Достигнув дна, Ирлик-хан взял в рот песчинки и принес старшему брату землю. Однако часть песчинок он утаил во рту. Ax-Худай поймал трех больших рыб - окуней (ала пуға) и заставил их  плыть вместе на поверхности воды. Затем он рассыпал песчинки на их спинах, из которых выросла земля. Создались ровная плоскость и хорошие дороги. Но в этот момент Ирлик-хан, говоря: «Пусть возникнут горы и скалы!» - выплюнул из рта утаенные песчинки. В результате на местах проторенных дорог возникли непроходимые горы и отвесные пропасти. «Зачем же ты это сделал?» - с горечью воскликнул Ax-Худай. Ирлик-хан ответил: «Пусть на ровном месте будут все называть твое имя. Но, встретив горы и ущелья, созданные мною, все твои твари пусть поневоле с проклятием вспоминают и мое имя!»
В связи с тем, что земля покоится на трех великих рыбах, то иногда, когда они вильнут хвостами, происходит землетрясение.

 

Чуваши

 

Чува́ши (самоназвание — чуваш. чăваш; мн. ч. чăвашсе́м, ед. ч. чăва́ш) — тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России.

Чуваши

Чуваши

 

Тура и Шуйтан

 

Наполнение Вселенной конкретными стихиями, разными объектами проводится всевышним Тура и его врагом Шуйттаном, а иногда и мифическим героем. Тура создает земную твердь совершенно ровной, гладкой, “как сковородка”, а Шуйттан выплевывает утаенный во рту ил и создает на земле горы и овраги; иногда он добивается этого, вызывая сильную бурю в мировом океане, пока созданная богом земля еще не успела отвердеть. Тура создает яблоки, а Шуйттан, неумело подражая ему, создает картофельные “ягоды” и т. п.

***

Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Сўлти тура (верховным богом), и с другой - злых
божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира - добрые, Hижнего света - злые.

 

В завершении ещё один финно-угорский народ, о котором я не писал в теме «Дуализм», это Саамы.

 

Саамы

 

Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Численность саамов в Российской империи, СССР и России остаётся примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году — 1812 человек, в 1959 году — 1792 человека; по данным на 2002 года в России проживал 1991 саам. Подавляющее большинство саамов в России проживает в Мурманской области (по данным 2002 года — 1769 человек или 89 %). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек (городское население — 787 человек, сельское — 984).

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Саа́мы

Саа́мы

 

Иммель (Юбмел) и Чанн (Перкель)

 

О происхождении человека и саамской земли у саамов несколько легенд. По одной из них существует два начала: доброе в образе Бога — Иммель (Юбмел) и злое — в образе Чанн (Перкель) — черта, причем равных по силе и возможностям.

Сотворение мира в одних местах Лапландии приписывалось Радиен-кйедт — Богу-сыну, в других — Моаннтар-оаххк, или Сар-аке — Богине Земли или ее дочери; в третьих говорится о том, что, когда Бог захотел сотворить мир, он стал советоваться с Чанн о том, как его лучше устроить. Бог хотел, чтобы все озера были из молока, чтобы на всех травах и цветах росли ягоды. Чанн воспротивился и настоял на том, что мир должен быть таким, каким мы видим его по сей день. Но, чтобы достигнуть своего, Чанн пришлось сделать железные цепи, связать Иммеля и навалить на него большую гору. Долго он лежал под горой, пока не накопил силы вырваться. После освобождения Иммель пленил Чанн и также навалил на него гору, но Чанн вырвался, да с такой силой, что камни и дым поднялись к небу. Началась борьба двух начал: добра и зла.

Мир «дрогнул от ужаса так, что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть». Когда Иммель спустился на землю, его ужасный гнев вспыхнул, как красные, синие, зеленые огненные змеи, и люди прятали свои лица, дети кричали от страха... Разгневанный бог говорил: «Я переверну этот мир. Я заставлю реки течь вспять; я заставлю море собраться в огромную, как башня, стену, которую обрушу на ваших злобных земных детей и таким образом уничтожу их и всю жизнь». Об этом пишет В. И. Демин по сообщению Леона де Комбре, записавшего саамскую космогоническую легенду в 1926 году.

 

Из приведённых выше примеров, а так же примеров, которые я приводил ранее в теме «Дуализм» видно, что данный мифологический сюжет (сюжет о двух божествах с прямо противоположными свойствами был широко распространён среди народов России.

Условно, в  Сотворении Вселенной я выделил несколько основных моментов:

  1. Вначале была вода (упоминания в мифах о том, что вода первична).
  2. Птицы Небесные (упоминания о птицах которые принимали участие в Акте Творения, они либо ныряли за землёй, либо благодаря им появлялось яйцо из которого потом появились земля, небо, солнце, звёзды.)
  3. Невидимая пара (упоминания о двух божествах с прямо противоположными свойствами, благодаря которым появляться земля и на ней рождается жизнь.)
  4. Ещё один важный момент в Сотворении Вселенной (я немного написал об этом в первой части) это Аллат, то благодаря чему и продолжает существовать материальный мир. Но это отдельная большая тема, поэтому сейчас я на ней подробно не останавливаюсь.

Россия является крупнейшим по территории государством на материке Евразия, а что же могут нам поведать мифы народов на др. континентах?

 

Подготовил: Игорь (г. Вятка)


В избранное

Подписаться на новости Помочь проекту


Сотворение вселенной. Часть III. Невидимая пара. Сотворение вселенной. Часть III. Невидимая пара. - Рейтинг темы: 5.00 из 5.00 проголосовавших: 51
Статьи из раздела:



Комментарии

Lada 06.07.2018 15:22 Ответить ↵

Спасибо большое!

Из статьи сделала однозначный вывод о дуальном сотворении Вселенной и всё встало по полочкам).

К примеру:

По языческим преданиям славянского народа, в творении видимого мира участвовали чистая и нечистая сила. Первая все творила прекрасно, а вторая – портила. Обе силы участвуют в творческой деятельности природы.

Внешний облик двух «Творцов Мира» в различных мифах значительно отличается. Они могут представляться:

- в облике птиц: две утки, два голубя, два гоголя (черный и белый), голубь и гоголь, две гагары (большая и маленькая), железная гагара, кулик и гагара, два черных гуся, гагара и утка;

далее с влиянием религий:

- как Бог и птица («морской птицы», чирка, белой гагары, утки, куропатки);

- как Бог, Сатана и птица (гагары, гоголя);

- как Бог и птица-Сатана (гоголь, лебедь, гагара, селезень, утка);

- как Бог и Сатана, который не является птицей, но временно (на время ныряния) принимает облик птицы ;

- как Бог и Сатана – оба без намеков на зооморфные черты;

- как два духа.

Таким путём, отходя всё дальше от исконных знаний (истины), постепенно проявляются две стороны, условно названные: Белобогом и Чернобогом, которым приписывают противоборство и соперничество и даже равенство.

А на самом деле, исходя из знаний, данных в книге АллатРа, всё проще и сложнее, Первичный Звук, как малейшее желание Бога и было началом возникновения мира материального:

Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя). На его поверхности под действием сил Аллата (первичной энергии, порождающей жизненное движение) стала образовываться материя (часть энергии начала преобразовываться в материю). Благодаря тем же силам Аллата (в мифологии — Праматерь всего сущего, созидательное божественное женское начало, творящее, жизнедеятельное Начало, Матерь-птица, воля Бога, сила мысли Бога), материя начала взаимодействовать между собой.
Первично Стремление силы Аллата к единой упорядоченной форме (в сторону Бога) задало движение Вселенной «изнутри вовне» и начало раскручивать её по правильной спирали, на расширение. Так была задана функция на созидание. 
Но одновременно, закручивая Вселенную по правильной спирали, сила Аллата породила и противодействующую ей силу. 

Эти две противоположные силы (две птицы, в последствии: Божества, духи, добро и зло) и есть “прародители” Вселенной, а они заданы силой Аллата.


Yttrium ✎ Lada 07.07.2018 20:23 Ответить ↵

Таким путём, отходя всё дальше от исконных знаний (истины), постепенно проявляются две стороны, условно названные: Белобогом и Чернобогом, которым приписывают противоборство и соперничество и даже равенство.

У одного из племён индейцев Северной Америки в шаре появляются 2 зародыша из которых выходят 2 существа, один из них курит чёрную трубку, др. белую, набитую соответственно чёрным и белым табаком.


ВН 05.07.2018 16:37 Ответить ↵

Спасибо, как всегда! Очень интересная трилогия, еще раз убеждающая нас в том, что когда-то давно знания были едины. А “невидимая пара” знакома даже небольшим народностям России, это вообще из ряда неожиданных приятных удивлений. Какая же гора снега лежит сегодня сверху! Пока что лишь единицы задумываются об этом, что-то ищут, сравнивают, делятся. Вот было бы интересно связать все в одно драгоценное ожерелье, многих людей на планете это бы породнило.

Еще раз спасибо за Ваш труд! Который несмотря ни на что... 


mollis ✎ ВН 08.07.2018 23:57 Ответить ↵

Присоединяюсь! Благодарю за статьи, Игорь. Пальчиком поправляла только прическу, чтобы глазам было всё хорошо видно, дабы ничего не пропустить, “тыкать пальчиком” сознание не пришлось, оно читало, как ни странно, несмотря на ваше предупреждение..)) хотя конечно ленивое до ужаса, комментарий не хочет писать, ладно раз не хочет, придется цитировать любимую книгу. А завтра уж тыкну как следует..)) 

ВН, слово ожерелье вызвало у меня ассоциацию с жемчугом и с двумя прекрасными цитатами из книги АллатРа:

Ригден: Верно. Такое оформление понятно, поскольку у мусульман есть немало легенд по поводу жемчужины, они выделяют её в разряд особых символов. Например, по изречению Пророка Мухаммеда, мир был сотворён из Белой Жемчужины. Согласно мусульманским верованиям, Всевышний создал Белую Жемчужину, толщина которой была в семь небес и семь земель вместе взятых. Когда Бог призвал к Себе Жемчужину, то от Его зова она вся задрожала, да так, что превратилась в струящуюся Воду. Из всех творений, которые в какое-то время дня или ночи, так или иначе, прерывают своё славословие Всевышнему, лишь она одна, будучи уже Водой, ни на миг не переставала возносить славу Творцу, постоянно волнуясь и пенясь. Поэтому Бог и дал ей превосходство над остальными, сделав её источником и началом жизни всего живого. Так из Воды было сделано всё живое. А чтобы нести эту драгоценную Воду, Всевышний сотворил Ветер (Воздух), наделив его «неисчислимым множеством» крыльев. Стр. 566

Ригден: Замечу, что в старославянском языке слово «веретено» связано со словом «вертеть» (воронка, движение по спирали). Кстати, оно было не только у славян. Древнеиндийское слово «vartanam» тоже означает «вращение». Веретено с древности считалось в духовном понимании магическим инструментом, дарованным свыше. То есть, говоря современным языком, это условное обозначение той же молитвы, медитации, духовной практики. Прядение из нитей с помощью веретена, являлось определённым духовным символом, который знали многие народы как единение «Земли и Неба», единение человека при его скоротечной жизни с духовным небесным началом (Душой). Нить в религиозном искусстве символизировала духовную жизнь человеческую, а в глобальном смысле — символ времени, связи прошлого, настоящего и будущего. Она являлась духовной составляющей, которая объединяла всё сущее подобно нити, соединяющей вместе все жемчужины (души). У многих древних народов «Великая Мать» как раз и изображалась с прялкой в руках.

Любую информацию для человека, идущему к Богу нужно рассматривать как я могу применить её в своем духовном развитии. Об этом в продолжении следует..


mollis ✎ mollis 19.07.2018 02:33 Ответить ↵

Как-то “завтра” подозрительно затянулось.. это не лень, нет.. просто палец сломала..))) Шучу! ))

Когда читала, то да прическу поправляла, а как коснулось глубоко проанализировать и к собственному опыту применить, засада полная вышла..)) Ну ничё, придавим плуг, попашет ещё сознание, работа у него такая пахать, а если не заставлять его, то очень быстро оно нас припашет..)) 

В общем так я глубоко доанализировалась, что пришла к выводу, что всё фрактально и примеряя эти темы к своей конструкции дошла до того, что поняла кое-что о сотворении человека, поэтому писать пока не буду, т.к. Игорь уже анонсировал эту тему, наберусь терпения и подожду..)) Если что это не отмазка такая, правда..))

Лучше своим свежайшим опытом поделюсь. Становится всё более понятным понятие Дуальности и Выбора, чем как говорится “дальше в лес”, тем... больше вероятности выйти из него..)) И что есть Воля? Я и раньше понимала, что у человека нет своей воли, но понимала это на уровне веры, прочитав книги и прослушав передачи. Познавая себя, очень хорошо прочувствовала себя без воли, когда только одни возгласы внутри раздаются: а кто я? где я? и что вообще происходит?? )) Но у нас же есть самое ценное - Выбор! И как же здорово это понять, когда хорошенечко так поборешься внутри себя, а потом фух, с облегчением выдыхаешь и чувствуешь Его, понимаешь/осознаешь/чувствуешь  ценность и счастье правильно сделанного Выбора! И скажу по секрету,  шопотом, вдруг кто-то еще не знает, а хочет узнать, что где-то глубоко, а может и не очень, наверное зависит от возраста и жизненного пути, прячутся всякие каки, бяки, скотиняки, великие маскировщики, скажу я вам..)) их ни фига не видать невооруженным глазом..)) Сознание то всегда на страже, говорит, что ты уже чист и велик, над ЖН одержана великая победа, без пыли и грязи, дальше в рай по ковровой дорожке, да под белы рученьки (крылышки). Зато когда вскрывается гнойник, это больно, но очень приятно, потому что действительно чище становишься. А вот как увидеть в себе этих “партизан”, тут надо быть очень внимательным, бдить, жить желанием стать чище и просто Любить! а подсказки и помощь есть везде... Дерево укрепляется корнями, если корни крепкие и мощные, то и крона широкая и красивая, и дерево скорее зацветет и и плоды даст..)) Ну это уже другая история..

Люди, находясь под влиянием гордыни от Животного начала, любят уподоблять себя высшим силам, наделённым собственной Волей. Но далеко не каждый задаётся вопросами: «По чьей воле на самом деле свершается то или иное действие?», «Кто подталкивает на эти мысли?», «Кто порождает те или иные желания?» «Кто во мне противостоит и кому?», «Кто задаёт вопросы, и кто на них отвечает?». И уж совсем единицы тех, кто разбирается в себе, понимая процесс противостояния между Животным началом и Духовным началом, между Волей, исходящей от духовного мира и Волей от Животного разума. Конечно, Животный разум силён, но это не сравнить с основной силой из мира Бога. Если таковая явно проявляется, Животный разум не в силах противостоять ей напрямую, но способен отвлекать её Проводника (человека, стоящего на духовном пути) своими «пустяками», чтобы сбить с верного направления, зацепить какими-то очередными иллюзиями и так далее. Зачатки проявления воли в плане творения появляются у человека только тогда, когда он, созревая духовно, выходит из-под власти Животного разума, то есть из шестого измерения, попадая в седьмое. И то, это будет не проявление «воли» как таковой в нынешнем человеческом понимании, а просто новое качество и расширение возможностей Проводника божественной Воли.

Не знаю, может и не по теме высказалась... а мне кажется по теме. Ведь для чего была создана материальная Вселенная? Чтобы вырасти, созреть и вернутся Домой... хорошо бы всем вместе.

Дом истинный есть только у Души! И именно Душа, стремясь туда, где Вечность, рождает это чувство Дома, который всю жизнь и ищет человек.


Yttrium ✎ mollis 19.07.2018 21:51 Ответить ↵

 это не лень, нет.. просто палец сломала..)))

В носу что ли ковырялись? Неужели мама с папой никогда вам не говорили: “Не ковыряй в носу, палец сломаешь”?))) Шучу!))


mollis ✎ Yttrium 20.07.2018 16:08 Ответить ↵

Да тыкнула неудачно, если бы в носу ковырялась, вряд ли бы сломала..)) то ли нос широкий, то ли палец узкий, за многолетнюю жизнь ни разу еще не ломала..)) а выше в сообщении написано куда я тыкала..)) об него немудрено и сломать..)) неумеючи то..))

Вообще у меня сегодня очень Радостный день, так скажем скромно - День Осознаний. Когда открывается то, о чем давно уже думаешь и жаждешь Знать, то это..............Очень большое Счастье!!! И огромная Благодарность Единому Родному!!! Когда не знаешь, то сомнений куча, а когда Знаешь, так легко сразу и свободно становится. И очень хорошо чувствуется переход от сознания к Личности. Сознанием изучала давно и все как-то отдельно, не получалось сложить целую картину, а сегодня раз и всё сложилось, и даже мелочи какие-то, оказывается вовсе не мелочи, всё взаимосвязано и важно для Целого. У Бога нет ничего ненужного и неважного, всё на своих местах и в нужное время! Как всё у Бога! 

Игорь, а вы оказывается шутить любите? Почему-то раньше не замечала..)) Повеселили с утречка, благодарю!!

 


Yttrium ✎ ВН 07.07.2018 20:13 Ответить ↵

Это ещё не всё по Сотворению Вселенной))


neonka 05.07.2018 06:29 Ответить ↵

Очень интересная статья. Спасибо большое



Оставить комментарий

Сознание и Личность.
От заведомо мертвого
к вечно Живому
  • Сознание и Личность. <br/>От заведомо мертвого <br/>к вечно Живому

    02.08.2017

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Цель проекта

Интересные рубрики