Нет почти ни одного племени, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной, очистительной силой плодородия. Русский народ говорил в старину: «Мать-водица — всему царица», «Нет воды — нет жизни» «Без реки нет земли», «Вода была всегда». «Мифы о сотворении мира» Шахнович Михаил Иосифович |
При написании данной статьи, я буду пользоваться в основном 3-мя источниками, (есть небольшие исключения). Каждый из источников содержит ссылки на большое количество литературного материала с использованием, которого они были написаны. Я думаю, что для написания статьи этого вполне достаточно. Кому интересна данная тема, могут более подробно ознакомиться с приведёнными источниками, а также с той литературой, которая была использована при их написании. Это заключительная часть «Сотворения вселенной», для удобства она будет разбита на две публикации.
Немного о самих источниках:
1. Уже знакомый читателям по статье «Дуализм», Петрухин Владимир Яковлевич «Мифы о сотворении мира».
2. Шахнович Михаил Иосифович «Мифы о сотворении мира».
Михаи́л Ио́сифович Шахно́вич (23 февраля 1911 - 4 марта 1992) — советский философ, историк культуры, фольклорист, историк общественной мысли, специалист в области философии религии и религиоведения. Доктор философских наук, профессор.
3. Березкин Юрий Евгеньевич «Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира».
Ю́рий Евге́ньевич Берёзкин (род. 27 декабря 1946) — советский и российский историк, археолог, этнограф, специалист по сравнительной мифологии, истории и археологии древнейшей Западной и Центральной Азии, а также истории и этнографии индейцев (в особенности Южной Америки); доктор исторических наук.
(Читайте статью о мифах народов России по ссылке)
Кана́ки (фр. kanak, canaque) — коренные народы Меланезии, проживающие в Новой Каледони.
«Чтобы создать сушу, Бог бросил на воду лист с землей на нем, либо лепешку из ямса».
Острова Самоа (Западная Полинезия).
«Тангалоа превратил камень в женщину, она родила ему дочь Тули («зуек»). Отец послал дочь на землю. Тули вернулась, сказав, что внизу лишь вода. Тангалоа сбросил с неба на воды камень, тот вырос, стал сушей».
Батаки — один из народов Индонезии. Обитают в основном в районе озера Тоба на севере острова Суматра.
«На небе девушка уронила прялку, по размотавшейся нити спустилась на голову плававшего в море змея, положила на нее горсть земли, принесенную по ее просьбе ласточкой. Змей устал и перевернулся, возникший мир был залит водой. Небесный бог создал восемь солнц, они испарили лишнюю воду. Дева вонзила меч в змея, пригвоздив его намертво, чтобы больше не переворачивался. Взяв новую почву, она создала землю заново».
Шердукпен (тибето‑бирманцы Северо‑Восточной Индии).
«Двое братьев бросили с неба на воды лотос, вода покрылась цветами. Братья велели ветрам дуть с четырех направлений, ветры принесла пыль, она покрыла цветы, появилась земля. Братья стали разравнивать землю, делали это неровно, возникли долины и гор».
Ха́лха-монго́лы, или ха́лхи (монг. письм.: ᠬᠠᠯᠬ ᠠ qalq-a, монг. Халха) — монгольский народ, составляющий основное население Монголии.
«Землю сотворил Бурхан Шагджи‑Туби. Он бросил принесенную им с неба щепотку земли в океан, щепотка разрослась, образовала сушу».
«Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун.
Руна первая.
1. Вступление.
2. Дочь воздуха опускается в море, где, забеременев от ветра и воды, становится матерью воды.
3. Утка свивает гнездо на колене матери воды и кладет там яйца.
4. Яйца выкатываются из гнезда, разбиваются на кусочки, и кусочки превращаются в землю, небо, солнце, луну и тучи.
5. Мать воды сотворяет мысы, заливы, берега, глубины и отмели моря.
6. Вяйнямёйнен рождается от матери воды и долго носится по волнам, пока, наконец, не достигает суши.
Мишми (тибето‑бирманцы северо‑восточной Индии)
«Вначале везде вода. Течимбдум всплыл, осмотрелся, воздвиг столп. Белые муравьи поползли по нему, неся со дна частички земли, клали их на воду, возникала суша».
Качин (тибето‑бирманцы северо‑западной Бирмы)
«Вначале везде вода. Двое духов‑натов, мужчина и женщина, спустились с облаков, достали из‑под воды горсть земли, поместили на воды, возникла суши».
Ирхор (мунда Центральной Индии). МУНДА - группа народов на востоке Центральной Индии.
«На воде лотос, великий дух Синг‑бонга вышел на поверхность по сердцевине стебля, велел Черепахе принести со дна глину. Черепаха нырнула, но вода смыла глину с ее панциря. Краб также не справился с задачей, Пиявка проглотила глину, вынесла на поверхность. Дух выдавил из нее глину, бросил в четырех направлениях, создан сушу. Земля была влажной и неровной, Дух начал ее ровнять, но местами остались гор».
Гонды (дравиды Центральной Индии). Го́нды (гонд; самоназвание — койтор «горцы») — группа дравидийских народов Центральной Индии (мариа, муриа, бхаттра, дхакар, дорла, койя и др.)
«Всюду вода, Всевышний родился из лотоса, потер руку, из грязи сделал Ворону, велел принести земли. Ворона увидела Краба, выступавшего из воды, опираясь о дно. Она села Крабу на спину, отметина осталась. За то, что Всевышний сделал его тело твердым, Краб согласился нырнуть, принес земляного Червя, тот отрыгнул землю, Всевышний рассеял ее по морю, возникла суша».
Семанги (полуостров Малакка). Семанги (по-тайски «курчавые»), самоназвание — меник, менди, моник, нгок, народ, населяющий внутренние части Малаккского полуострова.
«Вначале везде вода. Навозный жук приносит из‑под воды мешочек с землей. Земля растет. Везде были бы горы, но Медведь утрамбовал часть земли, возникли равнин»
Ючи - индейский народ, говорящий на изолированном языке ючи. Ючи традиционно обитали на востоке штата Теннеси и на западе штата Джорджия, в устье реки Саванна. В настоящее время проживают в округах Крик и Окмалги в штате Оклахома.
«Повсюду вода. Летающие и плавающие существа посылают Рака достать со дна землю. На четвертый день тот всплывает, из принесенной частички земли вырастает суша. Стервятник послан сделать ее ровной. Он устает, судорожно машет крыльями, создав гор».
Чироки (южные ирокезы)
«Вначале везде вода, животные теснятся в верхнем мире. Жук‑плавунец отправляется на разведку. Плавая, он не находит земли, тогда ныряет, приносит глины, она превращается в обширную сушу. Животные посылают различных птиц узнать, высохла ли земля. Просит Великого Стервятника (прародителя нынешних) высушить землю. Тот парит над землей, она еще мягкая. Достигнув страны чироки, он от усталости стал махать крыльями. Там, где касался ими земли, появлялись долины, а где вздымал крылья – горы. Животные испугались, что весь мир станет гористым, отозвали Стервятника, но страна чироки осталась гористой».
Алабама (мускоги). МУСКОГИ (самоназвание - маскоки) - группа индейских народов в США.
«Вначале везде вода. Птицы и животные плавают на плоту. Их вождь Рогатая Сова предлагает нырять. Бобр не доныривает до дна, Лягушка вернулась, испугавшись Рыбу Саргана. Рак достиг дна, ибо Сарган решил, что это нестоящая добыча. Рак хвостом сгреб глину в кучу и сделал из нее столб, поднявшийся над водой. Земля вырастает. Стервятник стал летать над ней и, когда поднимал крылья, возникали горы, а когда опускал – долины. Равнины простираются там, где он медленно парил в воздухе».
Винту (пенути Калифорнии). Винту — язык винтуанской семьи, находящийся на грани исчезновения, на котором говорят люди винту, живущие Северной Калифорнии.
«Вначале везде вода. Водоплавающие птицы не доныривают до дна. Черепаха ныряет, ее вытягивают наверх за веревку, На ее ушах и под когтями осталось немного грязи, из грязи делают островок, из него вырастает земля».
Карьер (атапаски Британской Колумбии, западная Канада)
«Сперва все покрыто водой. Ондатра плавает в поисках пропитания, ныряет, достает со дна глины, выплевывает на поверхность воды; постепенно образуется остров и суша».
Представление эскимосов Берингова пролива об образовании земли не содержат никаких понятий о сверхъестественных силах:
«Вначале была очень холодная вода, покрытая льдом. Льды стали тереться друг о друга, и появился хом. Когда снег на нем растаял, то он сделался землей»
Жители островов Тихого океана говорят, что вначале были только морские волны, из глубины которых поднялась земля.
Гуроны.
«Вначале землю покрывала вода. С неба упала женщина, и две утки поддержали её и положили на черепаху».
Мурнгин. Племя аборигенов Австралии. Племя мурнгин делится на два сообщества, иритча и дуа, а каждое из них состоит из четырех кланов.
«Австралийцы мурнгир рассказывают, что вначале мир был покрыт водой».
Племя Арунта, Австралия.
«Земля сначала была покрыта соленой водой, а когда она спала, то появились существа, «сделанные из самих себя».
Племя дайери сообщает:
«Вначале земля открылась посреди озера Перегунди, и из трещины вышли ворон, попугай, эму - страус».
В шумерских текстах о сотворении человека, сохранившихся в записях, восходящих, по-видимому, к III тысячелетию до н. э., упоминается «мать, породившая небо и землю» Намму — олицетворение первозданного океана, в темных волнах которого скрывались семена всех вещей.
В древнем Вавилоне первоначальным элементом мира считалась вода, выраженная в образах первородной грозной стихии — водяного хаоса, черной морской пучины Тиамат и мрачной бездны, небесного океана Апсу.
У финикийцев было представление, что «вначале существовала вода и мокрая грязь, которая, сгустившись, образовала землю». Эта мокрая грязь или ил упоминаются в одном из фрагментов Санхониатона. Здесь грязь названа словом «мот», которое связывают с «мо» — вода. «Из нее возникло всякое семя творения и начало всех вещей».
Вода в Ригведе первоначальная основа, из которой постепенно развилось все, она заполняет Вселенную, заключает в себе всякий зародыш (X, 121). В ведийских текстах много раз упоминается изречение: «Вода — первооснова всего сущего, вначале это (все сущее) было водами». В Упанишадах также говорится, что вначале была вода, из которой произошел весь мир, в том числе и боги.
В китайских даосских храмах дракона сохранились древние статуи божества воды, из которого будто бы все произошло. На главной статуе дракона Линайши надпись «Отец вод, мать вод». В IV–III вв. до н. э. в трактате «Гуань-цзы» в главе «Вода и земля» провозглашалось, что вода — «основа и начало всех вещей, предок всего живого». Из воды произошло все: горы, камни, луга, растения и животные.
В гераклеопольской версии мифа отмечается внутренняя связь Океана с хаосом.
Для многих азиатских традиций, исходящих из идеи бесконечного и вечного первозданного Океана (или моря), характерен мотив сотворения земли небесным существом, спустившимся с неба и ставшим мешать воду Океана железной палицей, копьём и т. п., в результате возникает сгущение, дающее начало земле [ср. монгольскую версию подобного мифа творения или мифологическую схему происхождения островов Японии из грязной пены, поднятой при мешании вод Океана копьём божественного персонажа.
В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя вод Океана выполняет ветер, создающий из них особую молочную субстанцию, становящуюся земной твердью.
Мифы Древней Греции знаменуют более продвинутый этап, ᴛ.ᴇ. мифы об океане оказываются объектом ʼʼпреднаучныхʼʼ исследований. Океан - ϶ᴛᴏ прежде всего величайшая мировая река. Она окружает землю и море, даёт начало рекам, источникам, морским течениям; это приют солнца, луны, звёзд, которые из океана восходят и в него же заходят.
Книга Бытия “Начало”:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 1–3).
Тора, священная книга иудеев.
Берейшит – 1 глава
1 В начале сотворения Элоhим неба и земли,
2 Мир был безвидным и необитаем. Мрак покрывал (водную) пучину, а поверхность вод трепетала от дыхания Элоhим.
В полинезийском мифе творения (острова Туамоту, Тихий океан) творец Тане, «Проливающий воды», сотворил мир в водах Пуне, владыки вод, и призвал свет, положивший начало творению земли.
Египет.
Нун
Мьянма (Бирма).
Конечно это лишь малая часть мифов, в которых говориться о том, что вначале была вода. Стоит отметить, что подобные представления о первичности воды, существуют в мифах по всему миру. И конечно же, возникает интересный вопрос, а как же эти представления объясняют? Я приведу отрывок из книги Шахновича М.И. «Мифы о сотворении мира». Там есть ответ на вопрос, который я задаю. Книга написана полвека назад в 1968 г, но за это время мало что изменилось, примерно как трактовали, так и трактуют.
Ученые по-разному объясняют происхождение представления об образовании земли из воды. Одни считают причиной его широкого распространения огромную роль, которую играли великие многоводные реки в жизни древнего мира, и полагают, что идея о воде, как основном элементе, из которого затем возникла твердая земля, родилась под влиянием наблюдений древних людей за реками. Известно, что после разливов рек и наводнений осаждается слой ила. Происхождение мифов об изначальной воде приписывается прежде всего обитателям островов, затерявшихся среди необозримых водных пространств. Там люди видят перед собой только широкое, бесконечное море. Рыба, морские животные и птицы, связанные с водой, дают главную, основную часть питания. Поэтому люди верят, что сначала было широкое море и ничего больше. Только впоследствии вода отлила в другие области или же отдельные участки морского дна вынырнули наружу среди необъятного моря и образовалась твердая земля, суша. Наличие этого представления у племен, живших на территории Сибири, истолковывается как доказательство существования там большого количества воды от таяния колоссальных ледников, которое происходило до окончания процесса передвижения групп населения из Азии в Америку, так как у племен Северной Америки обнаружены аналогичные представления.
Другие ученые объясняют столь огромную роль воды в космогонических мифах тем, что первобытные люди полагали, будто небо состоит из воды, а поэтому отождествляли небеса с водной стихией. Это отождествление могло возникнуть потому, что дождь, падающий с неба живительным потоком, убеждал людей, что оно состоит из воды. Ученые ссылаются на примеры из различных языков, в которых одно и то же слово обозначает небо, дождь и воду. Не случайно, что слово «небо» по-финикийски, аккадски, еврейски и арабски имеет один корень «шам», означающий небесную воду, дождь. В Ригведе «avisha» означает небо и океан, различают верхний — небесный океан и нижний — земной океан. У гольдов одно слово означает небо и воду. В Центральной Америке на языке нагуа океан называется небесная вода. Многие народы говорили в старину о «чистой воде небес».
Как видно из отрывка, все объяснения сводятся к процессу наблюдения древних людей. Реки разливаются, воды дают хороший урожай или раз живут на островах и кругом вода, значит, вода первична. Или дождь льёт с неба, значит, у древних было представление о связи воды, неба и земли и именно поэтому вначале была вода, именно поэтому в мифах народов мира вода изначальна. Т.е. все объяснения сводятся к обычной материи. А как же Духовная составляющая вопроса? Ведь не только в мифах, но и в священных книгах различных мировых религий есть упоминания о том, что Вначале была вода. Но тут опять же, всё сводиться примерно к тем же материальным объяснениям, потому что Духовная составляющая вопроса со временем была утрачена.
Вначале первой части я приводил отрывок и ещё раз его приведу:
Но знания о Вселенной были! И общая суть, на которой формировались космологические мифы народов мира, говоря современным языком, была такова. Из мира Бога (что именуется в легендах по-разному: мировые воды, мировой океан, мир Изначального, Творца), появился Первичный Звук (мифическая Птица, Звук, Первый Логос, Слово Бога). Иногда в легендах упоминается образование мира из хаоса. Но надо понимать, что греческое слово «хаос» (chaos) — «зияние», произошло от корня «cha-», слова «chaino», «chasco» — «зеваю», «разеваю». Так что хаос в мифологии имеет значение «зевание», «разверстое пространство», «пустое протяжение».
книга АллатРа стр. 54
Т.е. Вода, мировые воды, мировой океан - так языком мифов и легенд назывался Мир Бога.
По всему миру было известно о том, что ещё до рождения Земли, планет, звёзд, до рождения Вселенной, был Мир Духовный. «Вначале был Мир Бога!» - так читаются мифы народов на разных континентах.
Чем интересен этот миф? В нём есть упоминание о том, что Творец по представлениям жителей Полинезии носился в темном пространстве в яйцеобразной раковине. А затем из осколков раковины образовались острова, на которых и живут жители Полинезии. Т.е. из этой раковины образовалась Земля.
«…Вообще, раковина с жемчужиной в древности была символом Души, созидательного божественного женского начала. Она являлась атрибутом многих женских божеств и их имён, символом водной священной стихии. Под последней, как я уже упоминал, подразумевалась отличная от земной, качественно иная для человеческого понимания среда обитания. Однако всё живое происходило, зависело от неё и нуждалось в ней».
АллатРа стр. 568 (скачать книгу)
(Читайте статью о мифах народов России по ссылке)
Выше я приводил отрывок, в котором говорится о том, что из мира Бога появился Первичный Звук. В некоторых мифах это отражено в виде Мифической птицы. Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо).
И ещё один небольшой отрывок:
«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя)»
АллатРа стр. 55
Остров Пасхи (https://rgdn.info/kakie_tayny_skryvaet_ostrov_pashi)
По последнему предложению уже очевидно миссионерское влияние на легенды жителей острова.
Египет
Жители Гавайских островов говорили, что земля возникла из яйца морской птицы.
Племена Новой Зеландии верили, что их острова произошли из скорлупы яйца, которое снесла морская птица.
Полинезийский дух Таагароа в образе ястреба выходит из яйца, снесенного морской птицей, и сносит яйцо, из которого появляется мир.
На острове Борнео записан миф о том, как дух в образе птицы разломал скорлупу яйца, в котором была земля.
Батаки (Индонезия) верят, что огромная курица снесла яйцо, из которого произошла Вселенная.
В Африке племя хуаса рассказывало об огромной птице Фуфунде, снесшей яйцо, из которого возникли небо и земля.
Эстонцы. На море остров, на острове яблоня, ветер сбросил яблоко в море, с моря поднялась пестрая птица, прилетела на наш выгон, свила гнездо на вершине ели, вывела птенцов, одному дала нижний мир, другому – облака, третьему – Утреннюю звезду, четвертому – Полярную звезду, пятому – Большую Медведицу, шестому – Месяц, седьмому – Плеяды.
Северные пайют (юто‑ацтеки Невады и Орегона)
«Сперва повсюду безбрежное море. Первой над водой показалась вершина горы Маунт‑Грант. Дикая курочка устроила там гнездо, отогнала воду взмахами крыльев».
Танайна (атапаски Аляски).
«Огромная птица летает над океаном, хлопанье ее крыльев производит гром, молнии вылетают из глаз. Она касается крыльями волн, и земля поднимается из воды».
«В Вавилоне говорили, что на небе, состоявшем из воды, вылупилась из яйца богиня Иштар в образе голубя. Он положил в реку Евфрат яйцо и высидел из него небо и землю»
«Геродот рассказывал, что по древним преданиям греков мир был создан из яйца, снесенного птицей феникс в святилище Гелиоса».
«У североамериканских индейцев особенно много записано мифов о вороне-демиурге. Так, например, племя атапаски ведет от нею свое происхождение. Тотем атапасков — ворон, глаза которого — огонь а шум крыльев вызывает гром. Когда он опустился на море, то мгновенно выросла земля».
Ещё приведу несколько сюжетов, где встречается Яйцо, но нет упоминания о птице.
По верховьям Нила рассказывали о боге-горшечнике Хнуме, который вылепил на гончарном круге из нильской глины огромное яйцо, откуда вылупились солнце, звезды, земля и люди. Известен был и миф о боге Хнуме, выплюнувшем изо рта мировое яйцо, из которого вышел бог Птах, создавший небо и землю.
В Финикии считали началом всего темный и движущийся воздух. Над ним носился ветер, который смешал воздух с эфиром, в результате чего родилось яйцо, из которого воссияли солнце, луна и звезды.
В Упанишадах говорится, что мировое яйцо произошло от Пуруши. «Яйцо разбилось, одна половина была из серебра, другая из золота. Серебряная половина стала землей, золотая - небом».
По китайским мифам мир возник из «хунь-дуня» (хаоса), имевшего вид крупного яйца. В нём зародился Пань-гу с телом змеи и головой дракона. Он вырос и заснул в этом огромном яйце. Прошло 18 тыс. лет, прежде чем Пань-гу проснулся. Не зная как выбраться из яйца, он схватил огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Яйцо раскололось. Все легкое и чистое поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз, образовав землю.
Мотив ныряния за землёй довольно широко распространён в мифах разных народов мира. Тут опять же, земля достаётся из воды, т.е. данные мифологические сюжеты указывают на то, что материальная вселенная(вся материя) была рождена по Воле Бога(Вода первична).
Каска (атапаски верховьев Юкона, западная Канада)
Во время потопа Бог посылает Крысу [ондатру?] достать землю со дна. Крыса тонет. Маленькая Утка достает ил, земля вырастает.
Йеллоунайф (атапаски северной Канады)
Растаявший снег заливает землю. Дед спасается в лодке. Сперва Орел, затем Голубь летят в поисках земли, возвращаются, в следующий раз приносят еловую ветку. Ондатра, Выдра не могут донырнуть до дна, Утка приносит со дна ил, из него делают новую сушу.
Шейены (алгонкины Великих Равнин)
Махео создает небо, соленую воду, свет, водоплавающих птиц, велит им нырять и достать со дна сушу. Гусь, Утка, Гагара не доныривают; Лысуха приносит со дна в клюве ил, кладет в руку Махео. Тот лепит комочек, творит сушу, ищет, на чьей спине утвердить ее. Улитки, рачки, рыбы не подходят для этого. Лишь бабка Черепаха в силах держать вес, она и есть Мать‑Земля.
Американская лысуха (лат. Fulica americana) — небольшая водоплавающая птица семейства пастушковых.
Но землю из водных глубин достают не только птицы, в мифах встречаются и др. ныряльщики: краб, рак, пиявка, навозный жук, жук плавунец, черепаха (эти мифы были приведены вначале статьи). Приведу ещё пару подобных примеров:
Гаро (тибето‑бирманцы Северо‑Восточной Индии)
Татара‑Рабуга послал Наста Ныпанту в образе женщины создать землю, дав немного песка, но она не смогла склеить песчинки в комок. Сидя на паутине над водами, она послала сперва большого Краба, затем малого, оба вернулись ни с чем. Жук принес со дна глины, Наста Ныпанту творит сушу, Татара‑Рабуга создает Солнце, Луну и ветер, они высушивают землю.
Береговые мивок (пенути Калифорнии)
Вначале везде вода. Лягушка предлагает Койоту создать землю. Койот ищет среди животных самого лучшего ныряльщика. Утка и водяная Змея не доныривают до дна, Лягушка приносит две горсти песка. Койот разбрасывает песок, возникает земля.
И опять же, приведённые отрывки говорят о том, что Вначале была вода!
Продолжение следует...
Подготовил: Игорь (г. Вятка)
Сотворение вселенной. Часть IV. Краткий сравнительный анализ мифов на разных континентах. проголосовавших: 48 |
Большая благодарность за цикл интереснейших и крайне познавательных и расширяющих кругозор статей! Действительно становится понятно, что истинные Знания были и есть едины для всех народов и наглядно подтверждается информация о первичности Духовного мира, а символика воды, птиц, дуализма творения мира, несмотря на обёртку мифов и наслоений времени, открывается в простоте и ясности благодаря энциклопедии Истины - невероятной книге Анастасии Новых АллатРа. Ещё раз спасибо! )))
Здравствуйте, Игорь.
Как видно из отрывка, все объяснения сводятся к процессу наблюдения древних людей. Реки разливаются, воды дают хороший урожай или раз живут на островах и кругом вода, значит, вода первична. Или дождь льёт с неба, значит, у древних было представление о связи воды, неба и земли и именно поэтому вначале была вода, именно поэтому в мифах народов мира вода изначальна. Т.е. все объяснения сводятся к обычной материи. А как же Духовная составляющая вопроса? Ведь не только в мифах, но и в священных книгах различных мировых религий есть упоминания о том, что Вначале была вода. Но тут опять же, всё сводиться примерно к тем же материальным объяснениям, потому что Духовная составляющая вопроса со временем была утрачена.
Вот читаю статью, и другие статьи по творению Вселенной, и именно так и работает мое сознание (очевидно, не только мое). Не удается в нем сложить одно с другим - Духовное с материальным. Оно (сознание) говорит - для Духовного эта информация не имеет значения, зачем оно нужно вообще, внимание тратить. Или откладывает на потом, как вкусную пироженку, которую я сьем, когда появится достаточно времени и обстановка будет соответствовать.
Но как то интересно, что именно на чувственном уровне эта информация отзывается.
Тут уже писали ребята, что нужно пальчиком тыкать и заставлять его работать, как мне нужно. Точно так и приходится делать.
Интересный опыт, очень. Спасибо!
Спасибо большое за статью, за ваш труд, очень интересно))) Вот сама я сколько времени потратила бы, чтоб взрыть весь интернет и не только...в поиске такой информации, да и стала бы))) А тут на блюдечке, да еще и с золотой каемочкой)) грех не восполнить свое сознание такой позитивной и важной информацией и пройти мимо) Ведь Личность по природе своей очень любознательна, а сознание очень ленивое, здесь вопрос только в том, кто победит))) Еще раз спасибо всем тем, кто пишет такие статьи, это очень нужно и важно! Сами познаете и с другими делитесь...вот оно Единство в Духе и его не с чем не спутаешь))))
Миф творения в Пуранах и Махабхарате, Древняя Индия. Среди прочего в толкованиях есть такие строки:
Вначале не было ничего, кроме беспредельных вод, которые породили огонь. Силой космического жара (тапас) в этих
водах родилось Золотое Яйцо (Хираньягарбха, золотой зародыш «Ригведы»).
Через некоторое время из Золотого Яйца возник Брахма, силой мысли
разделивший Яйцо надвое; из верхней половины скорлупы было создано небо,
из нижней — земля, пространство между ними заполнил воздух. После этого
Брахма создал пять первоэлементов мироздания — огонь, воду, землю,
воздух и эфир (акаша), утвердил землю среди вод, создал страны света,
положил начало времени, сотворил богов, жертвоприношения, веды, звезды,
горы, моря, реки, людей, речь, чувства и вновь разделился на две
половины — мужскую и женскую; наконец, он создал растения, животных,
птиц, насекомых и демонов.
Легенда о сотворении мира африканского народа йоруба, населяющего Нигерию, Бенин и Того (Йорубаленд), принимает за исходную точку первозданный бесформенный водный Хаос без суши и моря в виде бесконечного бесплодного болота, над которым в небесах пребывали боги — Верховное Существо, Олорун, Ориша Нла и другие.
Олорун вручил Ориша Нла скорлупу улитки, наполненную волшебной землёй, голубя и курицу с пятью пальцами. Ориша Нла спустился в Хаос, бросил волшебную землю в маленькую ямку. Голубь и курица начали рыться в волшебной земле и рылись до тех пор, пока суша не отделилась от моря...
Сотворение земли продолжалось четыре дня. На пятый день Ориша Нла отдыхал от своих трудов. На небесах Олорун начал творить первых людей...
В “Тайной доктрине” Блаватской также встречаются строки:
Все они символы и олицетворения Хаоса, Великой Бездны или Предвечных Вод пространства, непроницаемый Покров между НЕПОЗНАВАЕМЫМ и Логосом Творящим.
«Соединившись посредством своего Разума с Вак, Брама (Логос) создал Первозданные Воды».
Нашел упоминания о первозданных водах и в еврейской Каббале:
Книга Зоар. Видение раби Хия.
...Но эти слезы исправляют малхут дэ малхут и потому дают жизненную силу
управляющему морем, чтобы мог воскреснуть, освятить имя святого Владыки,
выполнить волю Творца, поглотить все первозданные воды. ..
В нганасанском мифе творения сначала вся земля сплошь покрыта водой, потом вода спадает и обнажает вершину шайтанского хребта Койка-моу, на которую падают два первых человека — мужчина и женщина.
В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя вод Океана выполняет ветер, создающий из них особую молочную субстанцию, становящуюся земной твердью;
по представлениям калмыков, из такой молочной жидкости первоначального Океана (моря) со временем родились растения, животные, люди и боги.
Тут будет отчасти уместным и воспоминание о Пахтании Молочного океана из индуистской мифологии.
Стихотворение Ф. И. Тютчева "Последний катаклизм"
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
<1829>
Ислам.
... у мусульман есть немало легенд по поводу жемчужины, они выделяют её в разряд особых символов. Например, по изречению Пророка Мухаммеда, мир был сотворён из Белой Жемчужины. Согласно мусульманским верованиям, Всевышний создал Белую Жемчужину, толщина которой была в семь небес и семь земель вместе взятых. Когда Бог призвал к Себе Жемчужину, то от Его зова она вся задрожала, да так, что превратилась в струящуюся Воду. Из всех творений, которые в какое-то время дня или ночи, так или иначе, прерывают своё славословие Всевышнему, лишь она одна, будучи уже Водой, ни на миг не переставала возносить славу Творцу, постоянно волнуясь и пенясь. Поэтому Бог и дал ей превосходство над остальными, сделав её источником и началом жизни всего живого. Так из Воды было сделано всё живое. А чтобы нести эту драгоценную Воду, Всевышний сотворил Ветер (Воздух), наделив его «неисчислимым множеством» крыльев.
АллатРа стр. 567
... согласно этой легенде, считается, что в конце каждого мирового цикла змей Шеша извергает ядовитый огонь, который уничтожает Вселенную. Затем Вишну погружается в сон, покоясь на этом змее, плавающем по мировому, причинному океану. Когда же бог Вишну просыпается, то замышляет новое творение, возлежа на кольцах змея Шеши. Тогда из пупа Вишну вырастает Лотос. Из Лотоса проявляется Брахма, создающий Вселенную. И наступает новый мировой цикл... Любопытно, постоянным эпитетом змея Шеши, является Ананта, то есть «Бесконечный».
Книга АллатРа, 61 стр.
Из индуистской мифологии, о сотворении Вселенной.
Цель проекта
Dato 06.08.2018 17:11 Ответить ↵
Книга “Сэнсэй 4”.