Все комментарии


Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 03.05.2018 12:55

Народы Сибири и Дальнего Востока

Ительмены

Центральным, активным и, возможно, древнейшим персонажем мифологии палеоазиатов, главным героем мифов творения у чукчей и всего повествовательного фольклора у коряков и ительменов является первопредок - культурный герой и мифологический озорник-трикстер Ворон (Кутх у ительменов; Кутхи, Куйки у коряков, обычно как Большой Ворон - Куткынняку, Куйкынняку; Куркыль у чукчей). Культовая роль Ворона невелика (он фигурирует в шаманских заклинаниях против злых духов и в обрядовых играх, Ворон и его жена изображались на сакральной лестнице в землянке, коряки апеллировали к Ворону при зажигании нового очага, у ительменов во время праздника кита кричали Вороном), но значение его в мифологии исключительно. Ворон, в отличие от других фигур палеоазиатского пантеона, специфически связан с временем мифическим.

В чукотском фольклоре он - главный герой «вестей начала творения», а у коряков и ительменов мифическое время прямо определяется как время, когда жил Ворон и его семья. Имеются корякско-ительменские предания о том, что, «совершив свои подвиги», Ворон покинул Камчатку, оставил людей, которые не хотели слушать его советов, и т. п. Ворон противостоит патриархальным семейным предкам аппапилям как общеплеменной первопредок, Большой дед (Ачиченяку, как его называли коряки Пенжинской губы Охотского моря), создатель (у чукчей) или прародитель (у коряков и ительменов) первых людей, прямой предок камчатских аборигенов.  

В чукотских архаических мифах творения («вестях начала творения») Ворон часто действует по поручению творца, но практически именно он совершает деяния демиурга: создаёт рельеф местности, собак, китов, тюленей, оленей, птиц, первых людей (которых учит говорить и есть мясо животных), их одежду и деревянный снаряд для добывания огня. Главный подвиг Куркыля - добывание света и небесных светил (до этого они существовали только в верхней вселенной). В мифах коряков Ворон представлен не творцом, а первопредком, но сопоставление с фольклором индейцев помогает выявить и здесь реликты творческих деяний Ворона (добывание пресной воды у хозяина моря, похищение небесных светил и др.). Кроме того, Ворон фигурирует под именем творца (Тенантомван) в корякских заклинаниях против злых духов. И первопредком, и творцом Ворон предстаёт в изложении Крашенинниковым ительменских мифов: Кутх вместе с сестрой либо спустил землю с неба, где и сам раньше находился, либо сотворил её из своего сына Сымскелина; горы и долины - следы его пребывания на Камчатке. 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 03.05.2018 12:34

Народы Сибири и Дальнего Востока

Ительмены

«Кутху, оставя сына своего и дочь, с Камчатки отбыл, а куда девался, не ведают, токмо объявляют, что он пошел с Камчатки на лыжах и что горы и долы зделались от его путешествия, ибо земля под ним гнулась, как тонкий лед, и таким образом лишена своей ровности и плоскости».

Женские богини. Мифы народов России. Yttrium 03.05.2018 09:34

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кереки

Помимо аналогий с эскимосским, чукотским, корякским и ительменским фольклором, керекский фольклор имеет и свои специфические черты, связанные с общественным укладом и религиозными представлениями населения. Так, в любой керекской  сказке перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке “ыллапил”. “Бабушка, дай мне плетеную веревку”,-говорит заяц Милуткалик;  в сказке “Плунтыканэлан” Кунуитчым отказывается идти на берег моря вместе с Итчымом, так как ему не разрешает бабушка.

Во всех керекских сказках все младшие дети оказываются умнее своих матерей и отцов и даже поучают их. Так, лиса Йайучананккут прежде чем куда-либо идти, спрашивает разрешения у своей дочери Имынны, а Имынна, в свою очередь, ругает мать за обман и проделки. Младший сын Кукки вороненок Ауппали раньше всех догадывается, что лиса хитрит.

Первая особенность, как нам кажется, является отражением материнского начала в большой матриархальной семье кереков, вторая связана с представлениями кереков о возвращении предков в образе родившихся детей.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 03.05.2018 09:22

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кереки

КУККИ И ЕГО ЖЕНА МИТИ

Миф

Кукки впервые женился и стал жить вместе с женой Мити.

Кукки очень боялся солнца, и как только оно показывалось, то он падал на землю. Мити ругала трусливого Кукки. Она сама все делала, добывала пищу. Но вот забеременела Мити и родила двух сыновей. А Кукки по-прежнему солнца боится и все время сидит дома.

Мити часто на море ходит. Там у нее второй морской муж. Оттуда она приносила морской еды. Опять забеременела Мити и родила от морского мужа двух сыновей. А Кукки по-прежнему солнца боится. Как взойдет оно, так он со страху падает на землю.

Первых двух сыновей назвали Сикулылан и Анантакилан. От морского мужа родились такие же сыновья, и их тоже так же назвали.

Забеременела опять Мити и родила двух дочерей: Синильлымнылнаккут, другая Анайуптынаккут. Одну дочь Мити завернула в мох, унесла в тундру и там бросила.

Дети выросли, стали диких оленей добывать.

- Куда они ходят? - спросил жену Кукки.

- Диких оленей добывают.

Поумнел Кукки. А тогда земля ровная была, гор не было. Не понравилось Кукки, что земля ровная.

- Ох, горы сделаю, - сказал как-то Кукки. И верно. Проснулись на следующий день и видят: горы образовались.

- Теперь в горах оленей промышляйте, - говорит он детям.

Мити по-прежнему к морскому мужу ходит, оттуда еды приносит.

Тем временем девочку, которую бросила Мити, подобрали другие люди и вырастили ее. Как-то набрели двое Сикулыланов на селение, увидели там девочку. Она уже большой стала.

- Я за ней смотреть буду, - сказал один Сикулылан.

- Что ж, ладно, - ответили люди.

Наконец женился на ней Сикулылан. Он не знал, что это его родная сестра...

Миф записан 22 апреля 1971 г. в с. Мейныпильгино от керека Кежгынто. Миф не закончен, так как сказитель заболел и через некоторое время умер.

Научный архив СВКНИИ. Приложение..., инв. № 1034, с. 262-263.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 03.05.2018 09:20

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кереки

В керекском фольклоре широко представлены мифические предания, в которых культурными героями выступают ворон Кукки и его сын Сикулылан (по О. Е. Бабошиной- Сохолылан).  Все фольклорные персонажи тесно связаны родством с вороном Кукки и являются его детьми и племянниками и даже звери: лиса Йайучанаккут, заяц Милуткалик и др.

Делая сравнительный анализ космогонических преданий, Г. А. Меновщиков пришел к совершенно правильным выводам, что центром наибольшего распространения вороньего цикла явилась не Чукотка, а Камчатка. Именно в ительменском и корякском фольклоре возникли и развились уникальные предания и сказки о вороне Кутхе-Куткыннэку *23. К этому можно добавить, что керекские мифические предания о вороне Кукки по сюжету ближе к ительменским, чем к корякским.

В керекских сказках, так же как в ительменских и корякских, главный герой ворон Кукки-простак, шут и обманщик и страшный женолюб. Он пытается сделать что-либо полезное,  хорошее, но у него все получается наоборот. Однако керекский Кукки умеет творить волшебство и считается сильным шаманом. Так, он может превратиться в кусок мяса на пути волка, может оживить волка, создает горы, чтобы его сыновьям легче было подкрадываться к диким оленям и горным баранам. Но несмотря на его магические умения, керекский Кукки ленив и труслив. Так, он в первые дни женитьбы страшно боится восхода солнца, прячется от него и ничего не делает; забирается под шкуры, когда приходят волки мстить за убитого брата. Так же как и в ительменском фольклоре, у кереков имеются два Кукки: морской и речной; у него рождаются два сына: морской и речной Сикулылан, две дочери: морская  Синиллымнылкаккут и речная, племянники-Итчым и Кунуитчым.  Жена Кукки Мити имеет второго морского мужа и рожает от него вторых одноименных сыновей и дочерей.

Многие фольклорные имена керекских сказочных героев совпадают с ительменскими по своей лексико-фонетической основе: кер. Сикулылан-старший сын Кукки и ительменское Сьмскалин; кер. Синиллымнылнаккут-старшая дочь Кукки и ительменское Синаневт; кер. Йилынау-племянница Кукки и ительменское Илькхум и др. Некоторые из этих имен являются явным заимствованием из ительменского фольклора, так как первые части основ не переводятся на керекском языке. Например, Синиллымнылнаккут-первая основа  -сини- от ительм. -сина-, вторая  -лымныл- по-керекски обозначает “сказка”, -наккут - “женщина”, т. е. букв.: “Сини сказочная (фольклорная) женщина”. Керекское имя Йиланау, близкое к ительменскому Илькхум, означает “болтливая женщина”. Эти имена не находят аналогий с корякскими персонажами, детьми Куйкыняку,  кроме Сисисын и Клюкэнэвт - “из ягоды женщина”. В то же время в керекских сказках некоторые персонажи имеют личные керекские имена, это младшие дети Кукки: Анантакилл?ан  - второй сын Кукки, Анаййуптынаккут - младшая дочь Кукки, Ауппали-младший сын Кукки. В отличие от ительменов, коряков, чукчей и эскимосов у кереков нет фольклорного имени Эмэмкута-Амамкута - старшего сына ворона.

Лингвистический анализ имени сказочного ворона Кутха, корякского Куткынеку, чукотского Куркыля, керекского Кукки, эскимосского Кошкли, который дает Г. А. Меновщиков, приводит его к выводу, что личное имя палеоазиатского ворона ведет нас к ительменскому источнику, где основа -кутх- является непроизводной. Указанный признак, а также встречаемость мифов и сказок с именем Кутха именно в ительменском  фольклоре являются свидетельством того, что древнейшим центром распространения однотипного в сюжетном и жанровом отношении вороньего цикла о Кутхе мог быть ительменский регион *24. Действительно, корякское, чукотское и эскимосское имя ворона производно от ительменского Кутха, однако имя керекского Кукки по своей лексико-фонетической основе близко к керекскому  нарицательному слову “уккакана” - “ворона”, которое не восходит внешне к ительменскому названию ворона  -фе’кл-  и к чукотско-корякокому -вэлв-/-валв-. Однако в текстах, записанных на керекском языке, нигде не употребляется нарицательное слово “уккакана”, а только имя собственное Кукки.

Интересные места. Нам есть чему поучиться у древних. Алтайский край. Lada 03.05.2018 00:35

Про такие мифические изображения говорится в АллатРа: 

в древних текстах единорога часто упоминали наравне с оленями, точнее как их своеобразного вожака. Это отголоски сказаний о небесных оленях, которые присутствовали в шаманских мифах других народов. В преданиях существуют разнообразные описания этого мифического существа, где различные части его тела уподобляются частям тела каких-либо животных. Но всё это является характеристикой, указывающей на структуру четырёх основных Сущностей, в которой заключён данный центр. Например, есть упоминания, что шея у него, как у волка, хвост, как у быка, копыта коня. 

Т.е. эта татуировка, действительно является изображением энергетической конструкции человека с отметками личных определенных достижений на этапе духовного развития.

Самый щедрый Дар. Alla 02.05.2018 23:03

Может быть и не открою секрета, но всё-таки скажу, что сознание тоже хочет любить, да-да, хочет... но не любит, не умеет, не может, не его это функция...  но очень хочет, всегда хочет, много хочет... получать Любовь. Проще говоря кушать хочет, а не любить...))) Наверное часть пути, человек так и проходит, “любя”  Бога сознанием.

И однажды ЭТО происходит... 

И это не хотеть Любви, не ждать Его Благодати, это не боязнь не спастись.

Ты находишь этот внутренний Дар -  ЛЮБИТЬ... Самой... Искренне и Чисто... без ничего, без всяких условий... 

ПРОСТО........

П.С.: Прекрасные цветы, ощущаю их аромат.  БлагоДарю!

Когда Кривда заменит Правду? Предсказание из книги "Эзоосмос" Yttrium 02.05.2018 20:29

Но речь ведь в тексте идёт о сумме, т.е число 8 как сумма чисел, кстати про астероид, такой интересный момент заметил, с момента его обнаружения 2002 г и до момента возможного столкновения с землёй 2019 год проходит 17 лет (1+7=8), но это просто мои наблюдения так сказать, я вовсе ничего не утверждаю на сей счёт.

Кандук. Отрывки о нечистой силе из книги "Эзоосмос". Yttrium 02.05.2018 19:46

2 мая 2018г

В Кирове из окна выпали две сестры-близняшки. Малышкам по два года, сейчас они в реанимации.
Сообщается, что семья, где растут девочки, проживает на девятом
этаже. Сегодня утром, 2 мая, мать девочек оставила детей в комнате с
открытым окном одних. Через некоторое время они выпали из окна.
Около 8 утра девочек доставили в больницу. Они находятся в
реанимации. Врачи констатировали повреждения, характерные для падения с
высоты, сообщает “ТАСС”.
Девочкам - по два года и три месяца.
Сейчас следственный комитет проводит доследственную проверку, по результатам будет принято процессуальное решение.

https://1istochnik.ru/news/49087

 

14 августа 2017 года

В понедельник, 14 августа 2017 года, в Кирове на улице 60 лет
ВЛКСМ из окна на 7 этаже дома выпал маленький ребенок. Об этом редакции
progorod43.ru сообщил очевидец.
Трагедия произошла вечером. Очевидцы в группе «Злой кировчанин» пишут, что на вид ребенку было около трех лет.
«У мамы малыша была такая истерика, что слышно было даже через этаж. Сердце кровью обливалось», – поделилась жительница дома.
Местные жители рассказывают, что подъехавшие медики пытались спасти
ребенка, на месте проводили реанимационные мероприятия, но спасти
мальчика не смогли.

http://devyatka.ru/news/accedent/v-kirove-s-sedmogo-etazha-vypal-trehletnij-malchik/

Я вырос в этом районе и конечно же хорошо его знаю, до недавних пор дети у нас из окон не падали, конечно моё сознание может затереть некоторые моменты, но такого я не помню, чтобы за 9 месяцев 2-й случай, когда из окон выпадают дети 2-3 лет, притом практически без шансов, ведь речь идёт о 7-м и 9-м этажах!

Если говорить о случае в августе, я наслышан о нём не только из интернета, слышал от очевидцев. Родители выпивали, в тот день вернулись с природы, отец уснул, а мать пошла за бутылкой в магазин через дорогу, оставив 3х летнего малыша в комнате с открытым окном! Малыш каким-то непонятным образом залез с машинкой на окно, играл на окне, машинка выпала, внизу играли дети они видели его, через какое-то время выпал и сам малыш, момент падения видели дети они и позвали взрослых, но на момент приезда скорой мальчик уже умер.

По сегодняшнему случаю, пока знаю только то что пишут, дом из которого выпали девочки мне очень хорошо знаком, я в нём вырос.Семья как пишут благополучная, мать на короткое время оставила девочек в комнате с открытым окном, девочки непонятно как и главное зачем залезли на подоконник и выпали из окна! Вот как объяснить, что мать пускай даже не надолго оставляет детей одних в комнате с открытым окном? Где её материнские инстинктивны, как объяснить зачем девочки полезли на окно, а как же инстинкт самосохранения?

А сейчас самое интересное, всё-таки сами понимаете, что мне свойственен анализ ситуации, в случайности в данном случае я не верю! Уже несколько лет в данном районе, а точнее по соседству ведётся активное строительство, население района увеличилось уже раза в два, отстроили новый посёлок, приехало очень много молодых семей с детьми, очень много детей (малышей) вижу когда прогуливаюсь.И похоже, что вместе с молодыми семьями поселился у нас гость, которому кушать хочется или кто-то из его окружения. Повторюсь, раньше такого не было!

2 случая за 9 месяцев, в спокойном, тихом районе, на окраине города. Дома в которых  эти случаи произошли находятся рядом, это практически соседние дома №14 и № 18, между ними небольшое 2х этажное здание №16 там вроде на 2м этаже квартиры жилые, а внизу общежитие.

Вот как это выглядит на фото.

На нижнем фото ближний дом это тот из которого сегодня выпали девочки, а вдали снимка дом № 14, тот из которого выпал мальчик в августе прошлого года.

А вот ещё пара случаев за прошлый год, но уже др. районы и тут речь идёт о 2м и 3м этажах.Но для малыша падение даже со 2го этажа может стать смертельным. Один из случаев произошёл через неделю после того как мальчик выпал из окна 7го этажа.

http://kirov.bezformata.ru/listnews/dvuhletnaya-devochka-upavshaya-so-vtorogo/60255071/

https://progorod43.ru/news/49192

Зачем я это всё пишу? Я просто не знаю, что делать, сам я в данном случае вряд ли чем то могу помочь. Информировать людей, а поверят ли? Да и лишит ли информирование данную проблему? Скорее я пишу это для тех, кто действительно может сделать так, чтобы дети у нас больше не выпадали, ведь всё-таки речь идёт о жизни маленького человечка, а какой-то паразит жрать хочет.

Ежедневная Всеобщая медитация Аллат. Ol-eg 02.05.2018 19:12

Я вот тоже сейчас нашел только эту статью. Сам делаю цветок в это время, т.к в другое время, когда работаю, не получается.

...

АЛЛАТРА. Секта или люди ДОБРОЙ ВОЛИ? Мнение аналитиков "Точка зрения" Dzen 02.05.2018 16:44

Да был один цирк полтора года назад, три украинских телеканала в один день совершенно случайно))) запустили говнометальные аппараты с бредом сивой кобылы. До этого все молчали, после молчат, а прошло уже полтора года где-то. Но именно в те дни, вот ну ни разу не за деньги, решили сложить свое убогое мнение. Здесь на сайте можно поискать публикации на этот счет. Ну в общем, как-то так.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. neonka 02.05.2018 13:40

Финно-угры

Бесермяне

http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/16226

Когда Кривда заменит Правду? Предсказание из книги "Эзоосмос" Медер 02.05.2018 13:15

Восьмерка на мой взгляд - это 8 миллиардов человек на Земле. Как описывал суфий Алаяр в передаче “Се грядет”, когда на земле наберется 8 миллиардов человек (чего как раз и достигнет к прилету астероида), произойдут названные события. 

АЛЛАТРА. Секта или люди ДОБРОЙ ВОЛИ? Мнение аналитиков "Точка зрения" Валерий 02.05.2018 12:34

А что за расследования, если не секрет?

Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому. Tamara 02.05.2018 11:11

интересно слушать, но музыка сильно мешает слышать то что сказано Игорем Михайловичем

30 апреля -1 мая: праздник Родоница, Живин день, Ночь Костров, Летень, Вальпургиева ночь, Бельтайн... Lada 02.05.2018 01:25

Человек сам является по физике, скажем так, энергетической конструкцией-пирамидой, он может и сам, посредством духовной работы над собой, Любви вернуться Домой в мир духовный.

А египетские пирамиды и описанный метод соприкосновения в дни “четвертушек” с духовным миром, можно рассматривать как инструмент, который использовали, как помощь.

Духовная практика “Четверик”-тоже инструмент, полагаю, они дополняют и усиливают друг друга.

И, между прочим, эта духовная практика не ограничивалась только Древним Египтом. Многие искусственно созданные пирамиды, которые сегодня открыли современные люди, и те, что ещё «не распечатаны» и не найдены до сих пор — это далеко не хаотичные строения. Хоть и строились они в разное время, расположение их было в строго определённых координатах, со строгой ориентацией во время строительства на определённые звёзды. В глобальном масштабе — это своего рода карта. Инициаторами создания таких пирамид выступали люди, обладающие этими знаниями. В их числе и был Имхотеп. Он получил эту информацию о глобальном архитектурном проекте мирового масштаба (который был разработан задолго до времени Имхотепа) от Сокровенника в конце многолетнего обучения у него, вместе с другими знаниями.

Нужны ли нам сейчас эти пирамиды и могут ли они работать?

Приведу ещё цитату:

  Но более ценная и значимая была та невидимая работа, которая тщательно скрывалась от посторонних глаз. Высокая должность открывала Имхотепу реальную возможность внести свою лепту в реализацию поведанного Сокровенником глобального архитектурного проекта мирового масштаба, который мог оказать неоценимую помощь человечеству далёкого будущего.
... мало построить этот объект, нужно чтобы он ещё и «заработал». А для этого необходимо было самое главное в этом деле — высокодуховные люди, причём как мужчины, так и женщины.

Самый щедрый Дар. Рада 01.05.2018 23:44

А у нас прошлой ночью прошел первомайский ливень, начавшийся в ночь с 30 на 1, унося в своих потоках  уныние и печаль ушедшей зимы. Очищение. Путь неопалимого духовного бесстрастия. Ах, какая поздняя в этом году весна... И вот сегодня яркое солнце, синее небо, атмосфера праздника и самое главное Радость и полнота Жизни... Очень тепло, особенно внутри.... Дома.... Люблю....

Самый щедрый Дар. Вячеслав 01.05.2018 22:34

спасиБо!

 

 

АЛЛАТРА. Секта или люди ДОБРОЙ ВОЛИ? Мнение аналитиков "Точка зрения" Доц 01.05.2018 16:44

Я тоже через гугл нашел, имение этих людей мне больше нравится, чем “расследования” каких-то журналистов.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Lada 01.05.2018 15:15

Народы Сибири и Дальнего Востока

Айны

В фольклоре айнов представлены мифы о двух братьях творцах земли, разделивших сферы влияния на небо и землю. Образ хозяина неба, бога гор, воплощал медведь; хозяином нижнего мира являлся лис.

Фольклор айнов функционально противопоставляет образы медведя и лиса, которые ведут непримиримую борьбу, победителем в ней выступают силы добра, воплощенные в образе медведя. Лис выступает в качестве похитителя солнца, а медведь охраняет мировой порядок.

В легендарных песнях айнов постоянно присутствует культурный герой Яйресупо (Йоресупо, Айена, Айнураккуру) — «сам себя вырастивший», которого айны считали своим прародителем. В айнском фольклоре реальные приметы жизни смешиваются с фантастическими картинами потустороннего мира.

Так, культурный герой Яйресупо (Йоресупо), он и вождь айнского стойбища, и полубог-получеловек. Он породнился со стихиями света (луна, солнце) через браки с их дочерями, обрел духов-хранителей в лице этих богов, он сражался с животными-монстрами, духами тьмы. В этих образах проявлялось айнское видение мира. Человек делит мир со множеством существ, которых считает равными себе, подвергается испытаниями со стороны демонов, но находится под покровительством богов, и с честью выходит из положения. Айны в своих повествованиях о героях и битвах, легендах вступают в различные отношения не только с людьми других племен, но и с чертями, демонами, духами, как правило, побеждая и плотских персонажей, и духов, оказываясь и смекалистее, и умнее, демонстрируя свободу духа, смелость фантазии и здравый смысл. Героический эпос, особенно в театрализованном исполнении, запечатлевал в сознании слушателей величие и доброту духов, помогающих айнам, доблесть и героизм культурного героя.

(http://www.kuriles-history.ru/book/)

Великие египетские пирамиды на плато Гиза. Аналитика. Иван 01.05.2018 15:11

“Большая пустота” Великой пирамиды может быть важной строительной деталью, а не новой камерой 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Lada 01.05.2018 14:34

Народы Сибири и Дальнего Востока

Айны

 «Айну верят: все, что движется, – живое, и что все живое – движется… Всплывающие пузырьки в источнике, рябь на поверхности ручейка, стремительный поток воды, страшные стремнины, свистящий ветер, летящие облака, льющийся дождь и падающий снег, мгла и туман, хорошая и плохая погода, тихое озеро и могучий океан, гром и молния, падающее дерево и катящийся с горы камень – у всего этого, по их мнению, есть своя душа, хорошая или плохая, или и плохая, и хорошая одновременно».

Но таким анимизмом вовсе не исчерпывается вся космология айну. У этого народа сложилось довольно зрелое представление о вселенной, которое согласуется и с ведической концепцией. К примеру, у них тоже есть бог-создатель, подчиняющийся Верховному Богу. В их традиции такой бог зовется Айойна. Он спустился с небес, создал первого человека на земле и остался здесь жить, передавая людям знания. Пока он жил с людьми, то одевался как человек. Когда его задача была выполнена, он поднялся в небеса, все еще в человеческой одежде.

Богам на небе не понравился запах одежды, и они отправили Айойну обратно, чтобы он оставил ее на земле. Когда же он опять вернулся на небеса, весь неприятный человеческий запах исчез. Иногда поэтому его называют Айну-рак-гуур, что означает «Существо, пахнущее человеком».

Джон Батчелор (Batchelor. 1927. P. 345) писал в работе «Ainu Life and Lore»

(https://serg70p.livejournal.com/974493.html)

”Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить.

Когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них — царь страны Пан — пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети.”

Женские богини. Мифы народов России. Saha 01.05.2018 13:04

Народность Айны. Татуировка женщин в честь женской Богини в форме очень похожей на знак Аллат.

Отличительной чертой этой народности была татуировка губ и рук, начиная с кистей и до локтевого сустава. 

Причём татуировались исключительно женщины и наносились татуировки тоже только самими женщинами.

На коже выполнялись надрезы специальным церемониальным ножом, и затем в порезы втирался уголь. Первые татуировки делались девочкам уже в возрасте 7 лет. Это был всего лишь точечный узор вокруг губ. Затем каждый год добавлялось по несколько линий. И наконец, завершался многолетний орнамент женихом во время свадьбы: он рисовал «улыбку». 

Когда японцы запретили этот обряд, айну считали, что это разгневает богиню и принесёт несчастье. 

Айну

Айну

Айну

Айну

Татуировка — синуе накладывалась над верхней губой по центру, под нижней губой, затем на кожу верхней и нижней губы. Она наносилась следующим образом: на кожу, где предполагался узор, наносились маленькие разрезы ножом с обсидиановым лезвием, затем в кожу втиралась масляная сажа со дна котлов для выпаривания жира сельди. Он полировался, и под ним зажигалась свежая кора березы, которая давала черный густой дым. Считалось, что в угле коры березы содержатся вещества, способствующие прекращению кровотечения. Айнки втирали образующуюся сажу в надрезы на коже. Для обеззараживания ран готовился специальный антисептический состав из сока полыни. Губы после этой операции сильно распухали, и айнка не могла принимать твердую пищу в течение нескольких дней. Операция проводилась обязательно возле костра, но не возле домашнего очага. Э. Онуки-Тирни высказала предположение, что сажа ассоциировалась с женственностью, так как она являлась результатом деятельности самого важного женского божества огня — старухи Фучи.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Saha 01.05.2018 11:11

Строение мира согласно верованиям Айну.
Строение мира айну радикально отличалось от представлений европейцев.

 Космос айнов состоит из небес — «кандо», мира людей — «аину мосир»и и «преисподней», нижней страны, — «покна мосири».

Небо и «преисподняя» заселены только духами, в мире людей живут и духи и люди.

Человек, по верованиям айнов, кроме тела имеет душу — “рамат”. Душа человека бессмертна. Когда человек умирает, его душа должна уйти в инобытие и стать «камуем» (дух, божество). В загробном мире их души ждет награда – вхождение в «камуй мосири» (Землю духов)
В своих мирах духи живут так же, как люди на земле. Мир мертвых похож на мир живых.

Похороны человека считаются проводами его в мир духов.
Смысл обряда поминовения — воссоединение рода, его живых и умерших членов.

Предки помогают потомкам, предостерегают их от зла.
Почитание предков является важнейшим элементом религиозного уклада.

Толща земли в представлении айнов состоит из шести миров, каждый из которых имеет своё функциональное назначение:

Люди живут в мире, называемом Канна мосири («верхний мир») или Увекари нотереке мосири («мир, в котором множество топает ногами»).

Под миром людей расположен Нитне камуй мосири («мир дьяволов») или Тейне покла мосири («мокрый подземный мир»). Это влажный и сырой мир, куда после смерти попадают злые люди, которые терпят там назначенное им наказание.

Рядом с ним, также под миром людей, расположен Камуй мосири («мир богов») — место обитания многих божеств небесного происхождения. После смерти туда попадают все хорошие люди. Обитатели этого мира ходят вверх ногами, так что ступни их ног соприкасаются со ступнями ног живых людей, обитателей Канна мосири.

Ниже Камуй мосири расположен мир Покна мосири («нижний мир»), мифы о назначении которого не сохранились.

Неизвестно и назначение и даже название мира, расположенного ниже Покна мосири.

На самом нижнем уровне расположена светлая и прекрасная страна Тирана мосири («самый нижний мир»).

Небо также разделяется на шесть уровней.

На самом высшем живут Пасе камуй и главнейшие из божеств — его помощников. Управляет этим миром бог Синисерангуру.

Миры, расположенные ниже, населены второстепенными божествами.

Устройство земли.

По аналогии с местом обитания айнов, всякая суша рассматривалась ими как остров, поэтому мир людей представляет собой океан с дрейфующими по нему островами.

Океан с островами представлялся расположенным на спине гигантского лосося. Когда он шевелится, на суше происходят землетрясения, а в океане – приливы и отливы. Во время штормов лосось глотает суда, от этого они и гибнут.

Происхождение земли.

Первоначально суша не была отделена от воды и все элементы сущего были перепутаны. Земля была похожа на огромное болото.

Задумав создать мир людей, Пасе камуй призвал на помощь трясогузку (священная птица айнов). Спустившись с неба, она стала бить крыльями по воде, месить лапками, работать хвостом. Прошло много времени, и её усилия привели к тому, что вода превратилась в океан, а на нём появились дрейфующие участки суши.

По другой версии мифа, Пасе камуй сам создал мир при помощи каменных инструментов, а трясогузка потом только разровняла землю.

Ряд мифов посвящён созданию острова Эдзо (современный Хоккайдо), с которым айну отождествляли все населённые айнами острова. В одном из них говорится, что Пасе камуй повелел создать Эдзо двум своим помощникам, богам Аиойне и его сестре Турешмат, причём поделил между ними эту работу так, что Турешмат должна была создать западное побережье, а Аиойна — северное и восточное. По одной версии мифа, Турешмат повстречала другую богиню, разговорилась с ней и забыла о поручении. Спохватившись, она увидела, что брат уже кончает свою часть, заторопилась и сделала западное побережье наспех. Потому-то, считается, оно и получилось таким каменистым и опасным. По другой версии, богиня просто не справилась с полученным заданием.

Интересно заметить, что в японской мифологии, в отличие от айнской, представления ограничиваются устройством Японских островов, а сюжеты о создании и устройстве мира в целом отсутствуют.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 01.05.2018 00:01

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Женские богини. Мифы народов России. Yttrium 30.04.2018 23:56

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Женское, порождающее начало Земли-Матери (Бангам)

выражает компонента«мать». Смысл нередко усилен удвоением этого компонента,
что характерно и для других персонифицированных образов, — Вода-Мать(Улемам),

Томам бам (имя мифической хозяйки юга;бам— «старуха»). Земля-Мать выступает
как пра­родительница людей, зверей, птиц (неперелетных), растительности, других
реалий

природы и воображаемых насельников окружающего человека мира ильбанг(букв,«дышащая
земля»; компонент иль

выражает принадлежность к земле и ми­ру, где живут люди). Эта идея
сосуществовала с другими версиями их происхож­дения, в том числе соотносилась с деятельностью различных демиургов (см. ни­же); сами
кеты противоречия в этом не видели. В разных контекстах образы бан­гам и ильбанг
могут совпадать по семантике и функциям.Символом первородной связи с землей
считался непременный для всех поро­жденных ею объектов пупок(тыль):подобно
пуповине, соединяющей мать и плод, все они незримыми нитями соединены с центром
земли (равно — с цен­тром мира ильбанг).

Этот центр персонифицирован в образе

Пупка земли —Бангтыль.

Пупок земли— женское существо и в некоторых контекстах может представать
как ипостась самой земли.

Пупку земли соответствует расположенный над ним Пупок
неба (видимая в зените Полярная звезда).От Земли как прародительницы промысловых животных
ждали помощи в охотничьих занятиях. В коллективных и индивидуальных
умилостивительных обращениях, которыми сопровождались обряды кормления и одаривания земли,ее
называли Кайгусънам— Мать кайгусей.

Но земля в кетской традиции реконструируется не только как прародительни­ца,
но и причина смерти человека, хотя в этой функции более известна Хоседам —отрицательное начало кетского
пантеона, хозяйка мира мертвых. Выражение «светлые люди от земли пупок имеют (через пупок к земле привязаны)» осмысля­лось
как русское «землей рожденные В землю уйдут». О новорожденном мать извещала: «Землей-Матерью данные мне ровдужные завязки», а при смерти ребенка говорила: «Земля-Мать съела мои завязки». Слово

«завязки» является эвфемистической заменой значений «ребенок», «дети»
(приме­ры выражают связь: материнское, порождающее начало — соединяющая нить -новорожденный).
По этнографическим данным, известен обычай спарывать с одежды умершей женщины ровдужные завязки. Они предназначались для пер­вого появившегося потом в этой семье или у близких родственников новорожден­ного.

В свой черед, эти завязки пришивали к первой одежде ребенка (бэсям,ис­пользуемый сначала как верхнее одеяло), и ей отводилось особоеместо в пред­ставлениях о жизненной субстанции («душе»). Синонимом слова бэсям служил

Термин атпей,самостоятельно употреблявшийся как одно из названий жизненной субстанции.Причастность
земли к жизни порожденных ею людей отражают сведения об особом, «от самой
земли» огне [7, с. 159, 167]. Для бытовых нужд этот огонь не использовался, его
зажигали только в случае болезни кого-то. Получали его тре­нием дерева о дерево
(береза) при помощи особого приспособления, действовав­шего по принципу
лучкового сверла. 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Saha 30.04.2018 23:06

Народность Айны:

Айны считали, что земля состоит из 6 миров, каждый из которых имеет свое предназначение. Люди живут в мире Канна мосири, что означает «верхний мир». Также мир людей называли Увекари нотереке мосири, что в переводе звучит как «мир, в котором множество топает ногами».

В представлении айнов их Канна мосири был большим океаном, в котором находились острова. Такое мировоззрение вполне объяснимо, ведь племена представляли планету, поделенную на острова, так как кроме небольших участков суши они ничего не видели.

Этот океан находился на спине гигантского лосося. Иногда он шевелился, и это было причиной землетрясений, а также приливов и отливов.

Под миром людей находился Нитне камуй мосири или мир дьяволов. Его также называли Тейне покла мосири («мокрый подземный мир»). Здесь обитали злые люди после своей смерти, отбывая назначенное наказание.

Рядом с Нитне камуй мосири находился и Камуй мосири, иначе «мир богов», где обитали добрые люди после смерти. Те, кто здесь живут, ходят вверх ногами и их ступни соприкасаются со ступнями живых людей, которые живут в Канна мосири.

Сразу же под миром богов находился Покна мосири или «Нижний мир», о котором ничего не известно.

На самом же нижнем уровне находился Тирана мосири или «Самый нижний мир», это была прекрасная и светлая страна.

Пасе камуй (Верховный бог) и его ближайшие божества жили на небе, которое также делилось на 6 уровней. Чем ближе к земле, тем меньше по значимости божество. Пасе камуй обитал в самом верхнем мире.

Изначально все элементы земли были перепутаны, и мир выглядел как болото. Когда Верховный бог захотел создать мир, он позвал трясогузку. Священная птица спустилась с неба и стала бить хвостом, крыльями, месить лапками, чтобы превратить болото в океан и отделить острова от воды.

Тотемические мифы в большинстве случаев представлены такими образами как трясогузка (покровительница влюбленных), медведь (бог гор и прародитель всего народа айнов), орел (спаситель айнов) и дерево ива (талисман новорожденных).

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Saha 30.04.2018 22:59

В общих чертах мир в трактовке айнской мифологии устроен следующим образом.

Существует шесть ярусов миров верхних и шесть ярусов миров нижних. Упомянем лишь те, о которых имеются достаточно подробные сведения.

КАННА МОСИРИ — “верхний мир”. Это тот мир, в котором живут айны, и одновременно первый ярус верхнего мира. Он устроен в виде острова, покоящегося на спине гигантского лосося.

НИТНЕ КОМУЙ МОСИРИ — “мокрый подземный мир”, который является первым ярусом подземных миров. В этот мрачный мир после смерти попадают дурные люди, и там же проживают злые демоны. Он расположен непосредственно под Канна Мосири — миром людей- Таким образом, данный мир является отчетливо сформированной концепцией ада.

Там, где есть ад, должен быть и рай. Этим раем является КОМУЙ МОСИРИ — один из подземных миров, и именно туда после смерти попадают хорошие люди, живя там вместе с добрыми божествами. Единственное неудобство этого рая — это то, что жить там приходится вверх ногами.

В отличие от богов японского пантеона боги айнов отчетливо делятся на злых и добрых. Общее наименование злых богов ТОИЕКУНРА, и обитают они в горах, хотя главное злое божество айнов — богиня болот и трясин. Эти боги символизируют разного рода опасности, поджидающие человека, и отрицательные черты самих людей.

Как-то раз этим богам удалось украсть солнце, и доброму богу Пасе Комуй пришлось посылать на выручку солнца ворона, в других вариантах — иных птиц.

Иногда людям приходится обращаться за помощью и к злым богам — при нападении хищника или когда начинают особенно докучать злые демоны. К злым богам обращаются и для того, чтобы управиться с природными стихиями, поскольку именно эти боги ведают ураганами, смерчами, землетрясениями, цунами, снегопадами и т. п.

В отличие от остальных богов у Тоиекунра есть четкий постоянный облик — птиц и зверей. Например, КИНАСУТУНГУРУ (“обитающий в горах”) — это гигантский змей, а ИВАСИЕНО (“горный заяц”) — это гигантских размеров заяц.

Прямое отношение к стихиям имеют, впрочем, и добрые боги — ЯЙЯН КОМУЙ, — однако эти боги являются скорее абстрактными символами самих стихий, как и ЧУФ КОМУЙ — бог всех светил, живущий на Луне, срок жизни которого равен одному лунному месяцу. С началом каждого лунного месяца он возрождается вновь и за 28 дней снова и снова проживает свою жизнь от младенчества до дряхлости.

Особняком стоят божества КОРОПОК-ГУРУ — боги карлики. Живут эти божества в выстроенных ими землянках (в одном из подземных миров), и их отличительная черта — покрывающие все их тело татуировки, которые обладают магическими свойствами. Примеру этих божеств следуют и айны, очень любящие покрывать себя татуировками.”

Цитируется по изданию: “В мире мифов и легенд” 

Автор: В. Н. Синельченко, М. Б. Петров

Женские богини. Мифы народов России. Yttrium 30.04.2018 21:54

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Персонажи кетской мифологии

Хоседм в кетской мифологии — главное женское божество, носительница зла.
    Принадлежность к классу богинь-матерей подчеркивается языковой формой имени (Эм, мать), иногда Хоседэм называют Хоседэмбаем (баем — старуха). Хоседэм описывается как отвратительная старуха типа Бабы-яги (Хоседэм — четырехпалая).
   
    По одним сведениям Хоседэм живет на земле, по другим — на далеком северном острове в устье Енисея или в океане, на скале, где стоит ее чум. Некогда Хоседэм была женой высшего бога Еся и жила с ним на небе.
    По одной версии, она в чем-то провинилась перед мужем и была изгнана с неба; по другой — она сама ушла от Еся к месяцу (есть сказка, в которой представлен мотив преследования со стороны Хоседэм месяца, спустившегося с неба, где у него осталась жена-солнце).
   
    Основная черта Хоседэм — ее вредоносность: от нее мор, болезни, порча, непогода и даже смерть, так как Хоседэм пожирает души людей — ульвей. В этом ей помогают связанные с ней носители зла: Дотетэм, Лютысь, Калбесэм и др.
   
    В сюжете поединка Хоседэм с Альбэ она выступает в ипостаси бобра; из тела сожженной Хоседэм возникают лягушки, комары.
    Как сила зла, Хоседэм противоположна не только Есю, но и женскому божеству из клана богинь-матерей — Томэм.
   
    С Хоседэм связан целый ряд мифологических сюжетов и сказочных текстов: о борьбе Хоседэм с первым шаманом Дохом (верх одерживает то Хоседэм, то Дох), о том, как Альбэ преследует Хоседэм вдоль Енисея и др.  

 
 
Женские богини. Мифы народов России. Yttrium 30.04.2018 21:51

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Персонажи кетской мифологии

Томм (мать-жара) — в кетской мифологии женское божество, воплощающее положительное начало. Томэм находится на небе под солнцем или где-то на юге, в верховьях Енисея, откуда приходит весна. Часто Томэм даже отождествляется с солнцем, о ней говорят, что Томэм горит как огонь. С Томэм связан приход весны и возвещающий о ней прилет птиц, особенно лебедей, которых она пожирает.
     
    Мотив дыры Еся (отверстие между небом и землей), через которую весной прилетают птицы, связывает Томэм с Есем, мотив птиц и движение вдоль Енисея объединяет Томэм с Дохом. 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 21:32

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Персонажи кетской мифологии

Есь (небо, бог) в кетской мифологии верхнее божество, один из главных создателей земли (той ее части, которая лежит выше по Енисею и соответствует наиболее ранним историческим местам обитания кетов).
     
      Есь, как воплощение доброго начала, добыв землю со дна моря, создает ровную поверхность земли, тогда как Доотет, начинатель злого начала, спрятавший за щеками часть земли, создает более наклонную северную часть земли. Есь отнимает у него землю и, разбросав по поверхности, творит горы, холмы, кряжи, полезных людям животных и рыб; вредных насекомых он опускает в яму, которую прикрывает большим столбом.
     
      Носитель злого начала вытащил этот столб, отчего вредные животные разбежались по тайге. Есь изобразил на земле пальцами все реки, кроме Енисея, прорытого Альбэ. Первых дикого оленя, лося, зайца и других животных, на которых охотились кеты, а также снег, чтобы люди могли поймать этих зверей, были посланы на землю Есем.
     
      Есь был супругом Хоседэм. В провремя, когда была сотворена земля, они жили вместе на седьмом круге верхнего мира, но поссорились после того, как их старший сын Биспидесь — западное небо — не послушался отца, советовавшего ему одеться потеплее, и остал­ся замороженным в западной части неба, откуда посы­лает ветер. Хоседэм ушла от Еся на землю (по одному из вариантов, била Еся за измену ей с месяцем), но и там зовется женой Еся.
     
      Свою дочь Есь отдал в жены сыну земли, но их поссорила змея Калмасэм (Калбесэм). Она подложила вместо еды в заплечный мешок березовые наросты, и тот за это побил дочь Еся, которая, обидевшись на него, ударилась о землю, превратилась в важенку, сына посадила в люльку на свои рога и поднялась к отцу на седьмое небо, на седьмой круг верхнего мира. Тогда сын земли обессилел и должен был погибнуть, но Есь дал ему качели, качаясь на которых он смог подняться на небо и найти свою жену.
     
      Существовало представление о том, что у Еся семь мыслей, соответствующих семи кругам верхнего мира и семи мыслям и душам каждого человека.
    Есь ведал хорошими мыслями, которые в каждом человеке борются с плохими, находящимися в ведении Делеся (западное или кровавое небо). После смерти человека его душа (улевей) может попасть к Есю или к Боклейдесю (буквально — место костра Еся).
   
    Первоначально Есь представлял собой обожествленное небо, но он выступает и в антропоморфном виде: старец в белой одежде, иногда спускающийся на землю. 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 21:20

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Дох — в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы.
     
      Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь его с гагарой (видимо тотемическая вначале) обнаруживается и в кетском и в югском (сымском) предании о сыне Доха, который, падая с неба на землю, обернулся гагарой. Хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, люди не распознали в нем человека и убили его в оболочке гагары.
     
      Мотив сына на небе, как и участие в сотворении мира, сближал Доха с богом Есем. Дох поднимался на белом олене на небо, затыкал черными оленями небесную щель, сквозь которую провалился на землю один из небесных жителей, затем возвратил Дох на небо. Дох является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой и сердцем Доха. Пока Дох летал вместе с птицами на юг к Тетэм (мать — жара), она убила и съела сына Доха.
     
      После этого Дох отправляется вниз по Енисею (в царство мертвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Доха (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Доха, оказываются железными), Дох возил Хоседэм на нартах с неба на землю и истрепал ее в клочья. Когда Дох со своими людьми отправлялся на небо (к Есю), его жена нарушет запрет и берет с собой грязное белье, из-за чего Дох и вся его семья гибнут, их поражает огнем мать шести громов, убитых до этого Дохом. Дох принял мать громов за сиротку — маленького грома, за что и поплатился жизнью.
     
      Главный атрибут Доха — шаманский бубен. Характерной чертой Доха в мифах является увлечение шаманским камланием, (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелета на юг в оболочке мухи). 

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 21:14

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Персонажи кетской мифологии

Дотт, Доотет в кетской мифологии — одно из воплощений отрицательного начала. Согласно варианту кетского дуалистического мифа, Дотет учас­твовал вместе с Есеем в сотворении земли, создав ту ее часть, что лежит ниже по Енисею.
    Часть земли Дотет спрятал за щеку, оттого земля получилась наклонной и Енисей течет в сторону наклона. Дотет создал вредных или бесполезных животных (волка,  ерша и др.). Распространены предания о Дотет в женском образе — матери (Дотем), которая пытается захватить человека — героя мифа, в частности в кетском мифе.
    Ему, однако, удается бросить Дотем в огонь, откуда выползают змеи и ящерицы, выскакивают лягушки (в других вариантах мифа — вредные животные возникают при сожжении Калбесэм или Хоседэм).
   
    Хасынчет убивает дочь Дотем, груди которой превращаются в наросты на деревьях. В одной из сказок этого цикла Хавкэт, уведенный Дотем в свой чум, убегает от нее, убив и сварив ее дочерей. Дотем съедает мясо дочерей и преследует Хавкэта. Пытаясь спастись на одной из семи лиственниц, Хавкэт предлагает Дотем держать глаза раскрытыми с помощью палочек, после чего засыпает глаза Дотем камнями, и убивает ее.
   
    В другом мифе убитые Дотем — женщина и Дотет — ее муж посмертно мстят всем кетам этого места, которые тонут в реке.
    В сказке о Дотет, живущем в своем камне и сосавшем у людей кровь, рассказывается, что людям удалось отрубить у него большой палец, но палец сел на спину Дотем и убежал; после этого на битву с людьми приходит через семь дней войско Дотет.
   
    В мифе о людях — глиняных чашках (кольгутах), воевавших с Дотет, описываются семь Дотет — от одноглазого до семиглазого, которые последовательно сражаются с кольгутами. Согласно кетскому преданию, сила Дотет находится в воде в его чуме, кто ее возьмет, может убить Дотет.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 18:33

Народы Сибири и Дальнего Востока

Кеты

Сотворение земли

Сначала земли не было. Была одна вода. Есь и чёрт1 решили купаться. Есь нырнул, тину в рот схватил, за щеки заложил. Вынырнул, дунул — земля получилась. Чёрт так крутится, ничего не делает. Есь снова нырнул, тину за щеки захватил, дунул — лиственничный лес, кедровый лес вырос. Чёрт так ныряет, ничего не делает: чёрт он чёрт и есть.

Есь потом собрал всякую ерунду, что ползает2. В земле яму вырыл, их туда пустил. Сверху большой столб вкопал, чтобы не вылезли, людям не мешали.

Чёрт бегает, крутится, видит — столб зачем-то стоит. «Дай, — думает, — вытащу». Вытащил, видит — всякое ползет. Столб снова воткнул, но часть-то их осталась на земле. По лесу их много бегает.

Рассказал в 1972 г. по-русски П.Н.Каменских. Зап. Е.А.Алексеенко. Опубл. [28, с. 72].

Текст является фрагментом одной из версий о происхождении земли, характерные черты которой — участие в акте творения положительного и отрицательного персонажа и создание земли среди водного пространства.

1 Какой кетский персонаж соответствовал русскому «чёрт», у информанта выяснить не удалось.

2 Специальным вопросом было уточнено, что подразумевались насекомые.

Женские богини. Мифы народов России. Yttrium 30.04.2018 15:48

Народы Сибири и Дальнего Востока

Коряки

Сперва был Ыга. У них близкие люди были -Чыны (отец Кутхиняку) и Тонга ( это мама Куткиняку). И вот они родили. Ыгын-отец, Ыга -мать. И вот Ыга родила Анотыйкинав царицу родила, Анойтыйкинав царь-солнце родила, потом Анотйкинав Вулхы (ночь)родила. У Чынны Тонга родила Кутхиняку, это мальчик Кутхиняку . Потом родила Митчгынэ-царицу. Это его Кутхиняку сестра. И вот после этого как выросли дети ихние и вот надумали жениться. Женились вот как они. У Ингина дочка Митты - за Кутхиняку. А Митчгынэ (Кутхиняку сестра) за солнце вышла замуж. И вот они родили. Митчгынэ родила звезды и Луну. И отец Солнце по приказу поставил своих детей, чтобы вниз смотреть, следить, как внизу чего там происходит, все внизу происхождение, что и что, они все видят, там записывают, отмечают. Вот. А вот Кутхиняку ихний заместитель, у Ыгина главный и главный у Солнца, это как заместитель. Главный Ыгын, и у него помощинки Солнца и главный у Солнца, это как заместитель. Главный Ыгын, и у него помощники Солнце и Кутхиняку. И вот у Кутхиняку Митты родила Эмемкута, потом Динныанав родила, потом Кичиманав родила, потом Чяняенав родила, потом Клюканэв родила, потом Ывянь родила - самый последний был мальчишка, такой рос славный сын у Кутхиняку.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 13:25

Народы Сибири и Дальнего Востока

Коряки

У ительменов, коряков, чукчей было сходство в представлениях о мире и его сотворении. Помимо земного мира, в котором обитали люди, существовали еще верхний и нижний миры. В верхнем находилось «небесное существо» (у коряков— найнынен), которое наблюдало за людьми, покрови­тельствовало им, но прямо в их дела вмешивалось редко. «Небесное существо» представлялось сходным с небом, с солнцем, то есть с «верхом». Оно способствовало добру, гармонии, мировому порядку.

Главным персонажем мифологии ительменов, коряков, чукчей является первопредок Ворон. Ительмены именовали его Кутх, корякиКуткынняку (Куйкынняку), чукчи — Куркыль. Вероятно, изначально образ Ворона-Кутха возник у ительменов. Затем Ворон появился в мифах не только коряков и чукчей, но и в преданиях эскимосов и индейцев северо-запада Америки.

По ительменским мифам, Кутх творил мир: спускал с неба землю; горы и долины — также следы его действий. В корякских мифах Ворон не создает мир, но побеждает злых духов. Чукчи верили, что Ворон создал собак, оленей, китов, птиц.

Став после сотворения Камчатки ее жителем, Кутх обзавелся женой Мити (Миты). Из их детей в ительменских сказках чаще упоминается о сыне Эмемкуте и дочери Синаневт. Люди не испытывали страха перед Кутхом, могли даже порицать его за то, что он не слишком удачно, по их мнению, сотворил Камчатку. Кутх добродушен, иногда способен на шалость, смешные, но безобидные проказы, часто сам оказывается в комическом положении. В Кутхе совмещены черты и ворона, и человека. Создав жизнь, он сам стал ее участником.

Сотворение вселенной. Мифы народов России. Сбор информации. Yttrium 30.04.2018 13:12

Народы Сибири и Дальнего Востока

Коряки

Из устных рассказов жительницы гос. Палана Марии Тэпеновны Етнеут

Начало жизни.

Сперва был Ыга. У них близкие люди были -Чыны (отец Кутхиняку) и Тонга ( это мама Куткиняку). И вот они родили. Ыгын-отец, Ыга -мать. И вот Ыга родила Анотыйкинав царицу родила, Анойтыйкинав царь-солнце родила, потом Анотйкинав Вулхы (ночь)родила. У Чынны Тонга родила Кутхиняку, это мальчик Кутхиняку . Потом родила Митчгынэ-царицу. Это его Кутхиняку сестра. И вот после этого как выросли дети ихние и вот надумали жениться. Женились вот как они. У Ингина дочка Митты - за Кутхиняку. А Митчгынэ (Кутхиняку сестра) за солнце вышла замуж. И вот они родили. Митчгынэ родила звезды и Луну. И отец Солнце по приказу поставил своих детей, чтобы вниз смотреть, следить, как внизу чего там происходит, все внизу происхождение, что и что, они все видят, там записывают, отмечают. Вот. А вот Кутхиняку ихний заместитель, у Ыгина главный и главный у Солнца, это как заместитель. Главный Ыгын, и у него помощинки Солнца и главный у Солнца, это как заместитель. Главный Ыгын, и у него помощники Солнце и Кутхиняку. И вот у Кутхиняку Митты родила Эмемкута, потом Динныанав родила, потом Кичиманав родила, потом Чяняенав родила, потом Клюканэв родила, потом Ывянь родила - самый последний был мальчишка, такой рос славный сын у Кутхиняку. Вот. Они потом живут-живут-живут. Потом Кутхиняку спускается вниз. А внизу было только одно море, не море, а жидкость и сырость. И из-под дна вырос огромный-огромный лес. И вот Кутхиняку надумал сделать зверей, насекомых и птичек всяких-всяких, и мелких, и крупных. И вот им негде жить. Вот это был первобытный лес, огромный лес. Они пока на деревьях, на лесу стали жить, им негде было жить. На лесу жили-жили-жили. Потом Солнце-царь с женой баловались. Смеялись, баловались, нечаянно Солнце-царь выронил вниз на дно жидкости жену Митчгынэ (это огонь). И хотел поднять муж  жену-огонь, а она отказалась: “не надо мне подняться, мне тут хорошо, на самом дне: дно потом земля будет, на нем будут выращивать”. И вот осталась на дне моря(этой жидкости). И они жили-жили. И солнце говорило жене: “Давай я тебя подниму, а то я один туда-сюда, мне скучно”. - “Да нет, я не хочу. А ты сестру бери вот Вулхы ( ночь), с вами будет помощником Вулхы. И муж согласился Солнце-царь. А потом Кутхиняку говорит Митты (это у солнца сестра): “Митты, ой мне надоело на лесу жить. Надо нам перестройку сделать”. Митты говорит: ” Где твой советник Солнце-царь? Иди сходи к нему. И он тебе подскажет, как нужно жить дальше”. И Кутхиняку пошел к солнцу, и стал спрашивать Солнце-царь: “Чего ты пришел? Зачем ты пришел?”  - “А вот я пришел это посоветоваться, как нам дальше жить. Уже надоело на лесу жить. Как нам жить?” Солнце-царь ему говорит. А ты собери своих. Кто смелый из них, пусть и пойдет на дно моря. Там земля есть, пусть принесет, кто сумеет туда сходить”. Когда Кутхиняку вернулся, собрались все звери, птички, насекомые и начали совет, как нужно жить дальше. Кутхиняку сказал: “Кто смелый, пусть сходит на дно моря-жидкости”. Молчат, молчат, никто не ответил. А ворона говорит: “А кто же еще туда пойдет на дно. Вон кит пускай идет. Он большой”. И вот все согласились и правильно. Кит посредине стал и пытается нырнуть туда вниз до дна земли. И никак-никак. Только кружит. Он большой, не мог туда вниз пойти. Хотел нырнуть и не нырнул. Поэтому с тех пор у него дырка появилась вверху, через нее он воздух спускает. И вот. И никак-никак не мог нырнуть: “Ой, устал, устал, не могу, устал”. И сел и дышит, и дышит усталый дышит. Молчат все, молчат кругом. Ну и что поделаешь? Молчат. И кит усталый отдыхает, отдыхает, дышит, глаза закрыты. И вдруг га-га (гагары - Е.Б.) голос дает :”Давайте-ка я пойду за землей, за мохом”. И тут все стали смеяться. Падают назад от смеха. Смеются (От этого смех появился). И  вот посредине стала она маленькая, и на, нее смотрят и тогда начинают смеяться-смеяться. И смотрят, где сидела, там только пузырьки показываются, она уже ушла. Пузырьки-пузырьки выходят на лету. И вот они опять молчат-молчат, ждут, когда она придет, где она куда исчезла, где она маленькая. И  долго-долго ждали. Потом увидели посредине, откуда исчезла, из того места опять появилась. Дышит-дышит, глаза закрытые, а на клюве ничего нет, пустой. И опять начали смеяться-смеяться. А лиса писается от смеха. Превратила пресное море в соленое от писания. И вот опять гага, пока все они кругом смеются, опять исчезла. И опять смотрели - нету ее. Где, куда ушпа? И молчат они, молчат. Ждут-ждут-ждут, когда появится. Потом уже появляется - на клюве держит мох. И так дышит устало, глаза красные, ноги у нее как палки стали, как палочки. И до сих пор ноги у нее как палочки. Кутхиняку весь этот мох раздал, приказал всем зверям, птичкам, насекомым: “Давайте, - говорит, - за работу приниматься. Перестройку нам надо с жильем делать”. Кутхиняку га-га оставил в покое: Ты ничего не делай, ты устала, отдохни”. И они начали все это делать.




Сознание и Личность.
От заведомо мертвого
к вечно Живому
  • Сознание и Личность. <br/>От заведомо мертвого <br/>к вечно Живому

    02.08.2017

Истина на всех одна
  • Грядущие катаклизмы. О взаимоо тношениях людей. Возрождение человечности.

    10.07.2016

  • Иллюзия и Путь

    25.07.2016

  • ЖИЗНЬ

    31.07.2016

Мы поддерживаем Созидательное Общество

Цель проекта

Интересные рубрики
Книга АллатРа