Когда оставляете такие тяжелые комментарии..то будет честно по отношении к другим читателям, если Вы все же обоснуете “мешательство” этого сайта в Вашей жизни))) мне вот очень интересно, вдруг я что то пропустила))
По моему..нужно в первую очередь, вскрыть систему в себе))) враг не снаружи...враг внутри нас! Снаружи..это лишь следствие, а уж причину нужно искать в себе))) Мир это большое зеркало...и нам всегда не нравиться свое отражение. Но только лишь бесстрашный и глубоко любящий Бога человек встанет на путь Истины и будет служить Богу до конца! Служит человек не людям, а Богу..а мнение сознаний людей настолько многообразно, что уводит Личность от самого главного и самого важного события в жизни ..Путь к Богу...только через любовь! И служить Богу это значит..служение в любви ко всему и ко всем...по другому не получиться...так как Бог и Есмь сама любовь! А ЕСЛИ НЕТ ЛЮБВИ..то да..есть неприятие, непринятие, сопротивление, борьба...но с кем? Да и к чему она ведет, к Богу? К Богу ведет только любовь! Но здесь другой вопрос...кому ты служишь? И куда вкладываешь свое внимание?
Ещё до выхода этой передачи было понятно,что должно делать.Просто быть Живым и отстаивать Его.Но хотелось поиграть на сцене.Периодически артисты приходят,вменяют мне роли,я соглашаюсь.Работа у них такая,их тоже можно понять,но зачем мне верить им?Мы многое знаем,понимаем,но почему-то выбираем то,что противоречит нашей духовной сути.Замираем,как кролик перед удавом.Знает же,что произойдёт,но...
Установки.Надо было уже давно выходить к людям,учиться с ними ладить,выражать им свои чувства,делиться прекрасным - вопреки теням.Нужно вот как-то породниться,познать,что человек - это ближний.Но...”быть в домике” как бы легче,зона комфорта,я сам по себе,а вы как хотите.Вообще,есть привычка идти по пути наименьшего сопротивления.Хотелось оставаться капсюлем,а когда понял,что так больше продолжаться не может - театр приехал,да с громкими фанфарами.Ну,знаете,есть любимые композиции.И спектакли есть,на которые давно ходишь,ставишь себя на место действующих лиц.Это как смотреть “Иронию судьбы” под новый год.Стало традицией.
Нужно раскрываться...ведь это прекрасно,это естественно и это нормально.Да,бывает неудобно,некомфортно,стеснительно,но таково раскрытие.Вот просто с улыбкой взять и пойти навстречу.Не слушать своего “цензора” в голове,идти к людям.Раскинуть руки в объятия! Стать другом каждому,смотреть не на изъяны,а на огонёк людей,исходящий изнутри.Пусть даже кроткий,с множеством дыма.Ну и пусть.Нужно учиться делиться с людьми.Ведь не для себя одного живём,есть люди.Нуждающиеся люди.Мы можем в них поверить,мы можем с ними поделиться.Тем более,когда есть чем делиться.Разве не прекрасно быть Миротворцем?
Не зная целостной картины мира, очень трудно, даже почти невозможно понять, что принесет людям реальную пользу, а что - бесполезная трата времени. Поэтому рецепт действительно один - Любить. Разжигать пламя внутри себя) Довериться Богу и творить в Его Любви - только так можно помочь другим, обойти свое сознание, чтобы оно, само того не ведая, работало на благо людей. И тем самым помочь и самому себе :)
Истина не нуждается в защите. Если вы ей горите, дышите, Живете – то она уже распространяется.
Захотелось даже эти слова оформить в мотиватор... :)
Тоже пришла к этому. Так и есть! Разговоры о Любви - ничто, если внутри пустота... Но если ты наполнен Жизнью - просто Живи! Этого достаточно... Нет никакого другого способа. Сухое дерево само вспыхнет, лишь поднеси огонь... А тот, кто готов, прочувствует Истину даже в молчании. Живое порождает живое... :)
Участники Движения - это обыкновенные люди, такие же, как и все мы. И как и все мы, они могут ошибаться. Поддаваться на провокации сознания... Они могут быть светлыми людьми, идущими к Богу, а могут быть блуждающими впотьмах - и это их выбор.
А наш выбор - это то, куда мы идём, каждый из нас. Как бы туманно это ни звучало, как бы трудно не было, но единственный, кому мы можем верить - мы сами, наша Душа, наша Совесть, Бог внутри нас. Слушать чувство и идти напролом, не слушая никого и ничего, включая собственное сознание. Тогда всё будет правильно.
И конечно, сайт всегда кому-нибудь да будет помехой - Системе, сознаниям, людям, еще живущим материей. В материальном мире это нормально: конкуренция, борьба за власть, за сладкий кусок и место под солнцем, которые каждое животное хочет урвать, да побольше. Точно так же, как и Движение кому-то - кость в горле. Тут уж ничего не попишешь; законы материи есть законы материи, во всяком случае до тех пор, пока всё общество глобально не изменится, не выберет вектор в сторону Духовного развития.
А вот будет ли ргдн в этом в помощь - зависит от целей каждого, кто здесь присутствует. Каждое сказанное слово, каждый комментарий и уж тем более статья зарождают длинную цепь событий, зависящую от того, что было изначально вложено. Мы даже не представляем себе последствий... Но любая искорка Истины, будь она даже в кромешной тьме - это великая ценность, особенно для того, кто её зажёг. Ведь ради этого оно всё и есть! Не для того, чтобы пытаться отдать другим то, чего сам не имеешь; не для того, чтобы получить что-то со стороны, а чтобы разжечь свой собственный огонёк внутри и превратить его в пламя Жизни... И те, кто для этих целей используют интернет-ресурс - они и делают его живым. Живым пособием обретения Жизни :)
Так что снова рецепт один - верить себе, Душе, Совести, Богу внутри. Тогда всё будет правильно.
А еще при просмотре всех передач с И. М. Даниловым сознание отвлекает тем, что пытается разглядеть перстни на пальцах Игоря Михайловича, какая там “тайная” символика. Вон, говорит, он же руки не показывает и камушек явно непростой. А еще пытается понять, что за цепи у него и у обоих Андрюш на шее. В общем, как всегда, скучные шаблоны от системы.
О Машиахе у пророка Иссаи в главах 41 -42 -43 -44 но не о машиахе, а о Вестнике. Дабы понять, необходимо прочитать всю книгу этого пророка. Ванга о Братстве тут же. И не забывайте, .... В Иерусалиме и из Иерусалима источники Воды Живой.
Гора же Синая вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась.
И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
И воззвал Господь Моисею с горы, говоря:
“Взойди ко Мне, ибо Я дам тебе закон для народа твоего, который будет заветом для Детей Света.”
И Моисей взошел к Богу.
И Бог сказал ему такие слова, говоря:
“Я Закон, Бог твой, который вывел тебя из глубин рабства тьмы.
Да не будет у тебя другого Закона перед лицем Моим.
Не делай себе никакого изображения Закона, что на небе вверху или что на земле внизу. Я - Закон незримый без начала и без конца.
Не сотворяй себе законов ложных, ибо Я - Закон и единый Закон всех законов. И если ты забудешь Меня, то бедствия ждут тебя, поколение за поколением.
Если же ты соблюдешь заповеди Мои, то войдешь в Сад Бесконечный, где растет Древо Жизни посреди Вечного Моря.
Не нарушай Закона. Закон есть Бог твой, который не оставит тебя без наказания.
Почитай Земную Мать твою, дабы продлились дни твои на земле, и почитай Небесного Отца твоего, дабы вечной была жизнь твоя в небесах, ибо землю и небо дает тебе Закон, который есть Бог твой.
Приветствуй Земную Мать твою каждое утро Субботнее.
Приветствуй Ангела Земли в утро каждого второго дня.
Приветствуй Ангела Жизни в утро каждого третьего дня.
Приветствуй Ангела Радости в утро каждого четвертого дня.
Приветствуй Ангела Солнца в утро каждого пятого дня.
Приветствуй Ангела Вод в утро каждого шестого дня.
Приветствуй Ангела Воздуха в утро каждого седьмого дня.
Всех этих ангелов Матери Земной ты должен приветствовать и посвящать себя им, дабы мог ты войти в Сад Бесконечный, где растет Древо Жизни.
Поклоняйся Отцу Небесному в вечер Субботний.
Причащайся Ангелу Жизни Вечной в вечер второго дня.
Причащайся Ангелу Труда в вечер третьего дня.
Причащайся Ангелу Мира в вечер четвертого дня.
Причащайся Ангелу Силы в вечер пятого дня.
Причащайся Ангелу Любви в вечер шестого дня.
Причащайся Ангелу Мудрости в вечер седьмого дня.
Со всеми этими ангелами Отца Небесного ты должен беседовать, дабы душа твоя могла омыться в Источнике Света и войти в Море Вечное.
День седьмый есть день Субботний, помни его, чтобы святить его. Суббота есть день Света, исходящего от Закона, Бога твоего. Не делай в оный никакого дела, но ищи Света, Мудрости Бога твоего, и все будет дано тебе.
Ибо знай, что во все шесть дней ты должен трудиться пред ангелами, а в день седьмый пребывать в Свете Господа твоего, который есть Закон священный.
Не лишай жизни никакого живого существа. Жизнь исходит только от Бога, который дает ее и берет ее.
Не унижай Любви. Она есть священный дар Отца Небесного.
Не продавай Души своей, бесценного дара Бога любящего, за богатства мирские, кои суть семя, посеянное на каменистом месте, которое не имеет в себе корня и непостоянно.
Не произноси ложного свидетельства перед Законом на ближнего твоего: только Бог знает начало и конец всех вещей, ибо взгляд Его един и Он есть святой Закон.
Не желай имущества ближнего твоего. Закон дает тебе дары премногие, даже землю и небо, если ты соблюдаешь Заповеди Господа Бога твоего.”
И Моисей услышал глас Господень, и запечатлел завет между Господом и Детьми Света.
И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали Закона.
Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
А народ не знал, что сделалось с Моисеем, и собрался, и вынул золотые серьги из ушей своих, и сделал из них литого тельца. И они поклонились идолу и принесли ему всесожжения.
И они ели и пили и плясали перед золотым тельцом, которого они сделали, и предались растлению и злу.
Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, и порочность народа, тогда Моисей воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою.
На другой день сказал Моисей народу: Вы сделали великий грех, вы отвергли Творца своего; я же взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
И возвратился Моисей к Господу, и сказал: Господи, Ты видел осквернение Твоего святого Закона. Ибо дети твои утратили веру и поклонились тьме, и сделали себе золотого тельца. Господи, прости их, ибо они слепы и не видят света.
И Господь сказал Моисею:
“Вот, от начала времен завет был сделан между Богом и человеком, и святое пламя Создателя вошло в него. И стал он сыном Божиим, и пламя было дано ему, дабы оберегать свое первородство, и размножаться на земле Отца его и святить ее. И тот, кто извергает из себя Создателя своего, тот плюет на свое первородство, и нет греха тяжелее пред очами Божиими.”
И Господь сказал, говоря:
“Только Дети Света способны хранить Заповеди Закона. Слушай Меня, ибо Я говорю так: скрижали, кои разбил ты, и не должно было писать словами человеческими. Как ты вернул их земле и огню, так они будут жить, незримые, в сердцах тех, кто способен следовать Закону их. Людям же малой веры, что согрешили против Творца, даже когда ты стоял на священной земле пред Богом твоим, Я дам другой Закон. Суров будет этот закон, да, и скует он их, ибо они еще не ведают Царства Света.”
И Моисей сокрыл незримый Закон в груди своей и сохранил его, как знамение Детям Света. А Бог дал Моисею писаный закон для народа, и он сошел к ним и говорил с ними в печали сердца.
И сказал Моисей народу, вот законы, кои Бог твой дал тебе.
“Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день Субботний, чтобы святить его.
Почитай отца твоего и мать твою.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего, ни жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.”
И был день скорби и очищения от великого греха перед Создателем, коему нет конца. И разбитые скрижали Закона Незримого оставались сокрытыми в груди Моисея, пока не настало время Детям Света явиться в пустыне и ангелам пойти по земле.
Начало.
Тоже улыбнул этот момент, про то, что батюшка забавно выглядит))). Но он то как раз видит, как батюшка выглядит в реальности.
По поводу того что данный сайт мешает кому-то.А м.б. это всего лишь мнение одного-двух человек?А мы уже думаем на все движение.Мне кажется Админ сгущает краски,опираясь на слова человека,чье мнениеа важно для него.Если этот человек из движения так думает,то и все там того же мнения-считает Админ.Но это не факт.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
В другом известном мифе забайкальских эвенков, записанном
А. А. Макаренко во время экспедиции в Забайкальскую область
в 1913 году и хранящемся в архиве Российского этнографического
музея, уточняется, каким образом появляется свет. В мифе о сотво-
рении земли рассказывается: «…давно было все морем. Вот два (Буга
и Хырга) гоняли зверя, и все конца нет. Жили в лодке и все ездили
и ездили. “А когда конец будет?” — спрашивает один другого. Дру-
гой говорит: “Надо землю дунна сделать”. Один ушел, жди, говорит,
меня три года. Принес гору гудынычан, вынул из нее серединочку
гуррыкачана (оленя) и бросил в море — вот и земля стала. В другую
сторону бросил — другая стала. Они вышли на землю дунну. Земля
стала расти, появились трава, звери, птицы. За водой пошла щука,
куда поплывет, там реки и горы образуются. Землю будто бы держат
три щуки.
На земле три бога глазами видно: Делача — солнце — свет
и тепло дает, Бега — месяц — свет дает, Тоги — огонь — тепло и пи-
тание дает. Солнце и месяц на небе стоят, день и ночь делают.
В мире мертвых — подземном Буни — хозяин Хырга. Там темно,
нет дылача и бега. Однако мертвые живут там такой же жизнью, как
и люди на земле. Увидеть их — плохо» [АРЭМ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 216].
Итак, в приведенном мифе подробно объясняется, откуда про-
исходит свет. Оказывается, во время сотворения мира Буга, один из
братьев-творцов, достает гору и вынимает оттуда оленя, который
и превращается в землю на поверхности воды. С земли стали видны
три божества, два из них дают свет — это солнце Делача и месяц
Бега. Они же делают день и ночь, то есть обеспечивают смену света
и тьмы. Из этого мифа очевидно, что верховное божество простран-
ства космоса Буга занимает более высокое положение по сравнению
с солнцем Делача и месяцем Бега. Из этого следует, что Буга как
хозяин Вселенной распоряжается светом и тьмой единолично, по-
скольку Делача и Бега подчинены ему.
Из описаний мифов, содержащих сюжет о свете, мы видим, что
у забайкальских эвенков сложилось двоякое представление о нем —
неперсонифицированное (первозданные элементы природы: солн-
це, луна, свет) и персонифицированное (Буга, Делача и Бега).
Проанализировав эти два мифа в отношении становления све-
та, отметим их сходства и различия с мифами эвенков других терри-
ториальных групп — амурских и енисейских.
В большинстве мифов енисейских, амурских и урмийских
эвенков (как и забайкальских эвенков XVIII в.) отмечается факт
создания света верховным божеством Буга или Сэвэки либо на это
вообще не обращается внимания. Основной акцент делается на со-
творении земли, людей и животных [Василевич 1959; Варламова
1995; АРЭМ. Ф. 6. Оп. 4. Д. 1].
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
В космогонических мифах забайкальских эвенков XVIII–
XIX веков говорится о творении мира двумя братьями. В XVIII веке
Г. Спасский записал у забайкальских эвенков миф, в котором рас-
сказывается, что «вначале была одна вода. И были Буга и Бунинка
(два брата). Буга послал на воду огонь, который частично уничто-
жил ее. Тогда образовалась земля. Буга создал свет и отделил его от
тьмы. Потом он сошел на землю и здесь встретил Бунинка, который
стал претендовать на роль творца земли. Между ними завязалась
борьба. Бунинка испортил гусли — 12-струнный музыкальный ин-
струмент Буга. Разгневанный Буга предложил состязание: нужно
вырастить сосну со дна озера. Не умеющий это сделать должен при-
знать свое поражение. По приказу Буга сосна тотчас зарождается со
дна озера и поднимается над водой. Сосна Бунинка не может стоять
и падает. Но Бунинка не хочет признать свое поражение. И тогда
в наказание Буга сделал его череп железным. Бунинка тяжело носить
на плечах голову из железа, и он просит освободить его от мучения.
Буга взамен требует не мешать ему, когда он будет делать человека.
Чтобы сделать человека, Буга взял железо на востоке, огонь на юге,
воду на западе, землю на севере. Эти элементы он превратил соот-
ветственно в сердце, теплоту, кровь, мясо и кости. Так Буга создал
мужчину и женщину» [Спасский 1822: 54–55].
Б. П. Шишло, подробно проанализировавший модели мира
у народов, окружающих тунгусов, пришел к заключению, что этот
миф забайкальских эвенков был усвоен их предками еще в эпоху
государства Бохай, когда влияние Китая на культуру древних тунгу-
сов было неоспоримо сильным. В ту же эпоху к рассматриваемым
моделям мира присоединились элементы буддизма и манихейства,
а позднее элементы ламаистской картины мира [Шишло 1991].
Несмотря на синктеризм, этот миф был записан в XVIII веке
и содержит также «тунгусскую основу». Это касается прежде всего
противоборства двух братьев-творцов (у эвенков Буга и Бунинка),
общего сюжета для всех алтайских народов. Их имена у забайкаль-
ских эвенков — древнетунгусские. Нас интересует один важный мо-
мент мифа — в нем говорится о творении света и отделении его от
тьмы братом-творцом Буга, который находился в пространстве еще
до творения земли. Это может свидетельствовать в пользу того, что
Буга был хозяином всей Вселенной, поскольку его могущество
распространялось на воздух, воду и землю, свет и тьму. Он был спо-
собен вырастить мировое дерево и сотворить человека (мужчину
и женщину). В борьбе с Бунинка Буга побеждает последнего и в на-
казание делает его череп железным. Буга как хозяин Вселенной
творит свет и отделяет его от тьмы уже после того, как он создал
землю — послал огонь на воду. В этом мифе констатируется факт
сотворения света через посредство отделения его от тьмы, но не рас-
сказывается, как это происходит.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
У эвенков — хозяйка вселенной в целом и земли в частности. Представлялась она в виде старой женщины с большим горбом, очень добрым лицом и аккуратно зачёсанными назад волосами, которая ведала душами, судьбами всех людей и животных. Облачённая в длинное платье, в левой руке богиня держит души животных, представляющие из себя маленькие шерстинки. В правой руке у Буга души-шерстинки людей, которые она может подарить человеку.
Она любит постоянно обходить свои владения, чтобы держать под контролем вселенную. При этом, больше всего Буга любит наскальные рисунки. Именно поэтому в шаманском культе эвенков большая роль отводится поклонению именно нанесённым на скалах изображениям.
А ещё у создательницы было несколько помощниц. Главная из них носила имя Энекан Того, что в переводе означает «бабушка-огонь». Такая же благообразная старушка, на спине которой висит большая сумка с углями, из которых появляется огонь. Последний, как известно, наделялся древними людьми сверхъестественными силами, способными как помогать человеку, так и уничтожать его.
Другая помощница по имени Сэвэки была послана Буге на землю, чтобы заботиться о каждом человеке. В первую очередь, речь идет об обереге от каких-либо болезней, сохранении стада в тайге и помощи на охоте. Единого мнения о том, как выглядела Сэвэки, нет. Исследователи указывают, что по одним поверьям она была, как и два предыдущих персонажа, благообразной старухой. Другие источники рисуют помощницу человека в виде лосихи, а третьи — как необычной красоты молодую девушку.
Несмотря на многоликость образа Сэвэки, ежегодно по весне ей старались отдавать положенные почести, дабы в ответ получить священную силу. Она поможет и охотиться, и защитить жилище от неприятностей, и сохранить скот в целости. Если же человека постигала какая-то беда, то тогда необходимо было испросить милости от помощницы хозяйки вселенной, принеся ей в жертву оленя светлого окраса.
Кстати, старший брат Сэвэки по имени Харги является в мифологии эвенков неким прообразом дьявола. Говорят, что именно он придумал кровососущих насекомых и сделал так, чтобы люди болели и умирали. Узнав об этом, сестра навечно поругалась с Харги, и он ушёл в так называемый «нижний мир». Оттуда он до сих пор чинит злодеяния, посылая в человеческий мир своих помощников — злых духов. Они мешают охоте, приносят серьёзные заболевания и неудачи. Ещё Харги может сопровождать шаманов во время их «путешествий» в «нижний мир».
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
В мифологии эвенков она покровительствует рождению детей, благодаря чему наравне с якутской Айысыт считается одной из самых могущественных богинь по своему влиянию на жизнь людей. Задача Омиан-мамы заключается в том, чтобы души ещё не родившихся детей, похожие на маленьких птичек, пушинки или дождевые грибочки, попали в человеческий мир и смогли переродиться в виде людей. Предание гласит, что до того, как попасть в тело женщины, появившиеся в нашем мире души обитают в мире Нгактар, расположенном где-то у истоков мифической реки Энгдекит. Владельцем этого мира как раз и является Омиан-мама.
Богиня способна помочь и тем женщинам, которые не могут забеременеть. Но для этого нужен специальный шаманский обряд кражи души неродившегося малыша.
Интересно, что чуть ниже по течению волшебной реки от мира Нгактар раскинулось ягельное пастбище Кутурук, которое является миром нерождённых оленей.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
ПРО ГАГАРУ
[ныряние за землей]
Амака сделал воду и пустил на нее птиц. Птицам плодиться нужна была земля. Амака призвал к себе гагару и сказал:
- Укон, ты умеешь нырять лучше всех. Ныряй и со дна достань мне песку, а я сделаю из него землю (сушу).
Гагара нырнула, достала песок, но не отдала его Амаке. Она сама хотела сделать землю.
Амака рассердился на гагару. Он позвал к себе гоголя и сказал ему:
- Момуро, ты умеешь нырять хорошо. Достань мне со дна песку. Из него я сделаю землю. Гоголь достал из виды песок и отдал его Амаке.
Амака сделал землю, поймал гагару и наказал ее. Он вырвал у гагары ноги из живота и воткнул их к хвосту, чтобы она не умела ходить по земле; а голову гоголя украсил длинным перышком.
Осень. 1923 г.
Рассказал Мароненок.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
МАМОНТ И ЗМЕЙ ЧЖЯБДАР
[творение ландшафта]
Много, много было воды; маленько было сухой земли. Негде было жить человеку, негде было пастись оленям. Горевал человек о земле. Подошел к нему мамонт, спросил:
- Почему ты такой невеселый?
- Какое веселье, - сказал человек, - кругом одна вода. Как кочевать?
- Не печалься, я тебе осушу землю...
Мамонт побрел по воде. Человек остался на суше. За водой, на песке мамонт нашел змея и сказал ему:
- Чжябдар, пойдем со мной осушать землю. У меня - сила, у тебя - гибкость. Ты мне поможешь. Будет тебе лежать.
Не хотел итти змей, да мамонт уговорил его. Пошли осушать землю.
Мамонт забрел в воду, засадил в дно свои крепкие бивни и стал выворачивать со дна песок, глину, камни. По сторонам вырастали (образовывались) равнины, горы, утесы. Пополз чжябдар вслед за мамонтом. Он извивался между гор, утесов, равнин. И потекла по его следу вода.
Ворочая мокрое дно, мамонт ушел на полночь, а за ним, изгибаясь, уполз змей чжябдар. Так давно старикам старики говорили и теперь говорят молодым.
Мамонт сделал равнины, горы и скалы, чжябдар же телом своим протер дороги для рек.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
Чумиканские эвенки с побережья Охотского моря считали, что сэвэки (так назван младший брат) послал вниз на землю авасы (своего старшего брата). Он сказал авасы: “Принеси земли (тукала) для сотворения (средней) земли (дуннэ). Авасы отправился вниз. Спустившись, захватил когтями землю (тукала). Вернувшись, высыпал землю перед сэвэки. Тот из высыпанного сотворил (нашу) землю (дуннэ). Сэвэки построил ящик и сказал всем авасы, чтобы влезли в ящик. Авасы сказал, что могут влезть. Сэвэки закрыл их. Закрыв, оставил сторожем собаку.
***
Илимпийские эвенки Эвенкийского округа и олекминские рассказывали, что с самою начала было три земли. На верхней жил младший брат, на нижней - старший брат. Оба приходили на среднюю землю работать - творить.
Вариант, записанный в 1947 г. от потомков верхнеалданских эвенков. Когда земля впервые становилась, она была очень маленькой. Такой, что сатана (так назван здесь старший брат) не мог на ней поместиться, если ложился. Потом она начала расти. А когда выросла, все сгорело. Когда она сгорела, в течение трех лет всюду была вода, тогда появились реки и озера.
Средняя - наша земля, постепенно принимала тот вид, который она имеет теперь. По представлениям аянских эвенков, вначале были одни камни, потом появились реки, озера и водные пространства, позже - растительность и, наконец, животный мир и человек.
***
По представлениям подкаменно-тунгусских эвенков, первоначально земля была очень маленькой, такой, что “негде было пастись оленям”. Человек жаловался на свое горе мамонту (хэли). Тогда мамонт побрел по воде и, найдя змея (джабдар), уговорил его идти и осушать землю. Чтобы осушить землю, мамонт забил свои бивни в дно и стал выворачивать со дна глину, песок и камни. Выброшенные камни и глина стали расти и превращаться в утесы, в горы и равнины. За мамонтом полез змей, оставляя за собой след. Следы змея позже стали руслами рек (бывш. ангарские эвенки)*28. Скалы и горы долго росли. Потом появилась растительность, деревья также росли.
*28 См. подробнее аналогичный вариант, записанный М. Ошаровым от бачинского эвенка Марэненка (сб “Материалы “, стр 280)
В связи с представлением о росте деревьев составился рассказ о споре скал с деревьями. Скалы и деревья спорили о том, что они вырастут настолько высоко, что подопрут небо. Спор их услышал сэвэки, который жил выше неба на верхней земле. Услышав, запретил им расти, столкнул вниз верхние части скал, вершины деревьев схватил рукою и высушил их. С тех пор вершины скал осыпаются, а деревья гниют*29
.(+ *29 См. другой вариант, записанный М. Ошаровым от баякитского эвенка (Гургу) (сб. “Материалы “, стр 276-77)).
Представления о творчестве человека у всех эвенков развивались одинаково, а именно: младший брат, ставший позже духом-хозяином верхнего мира сэвэки ~ экшери, делал на средней земле людей. Старший брат старался всячески испортить его творения*30.
*30 Два начала в период творения человека и животного мира существовали в представлениях самоедских и тюркских народов в Северной Азии.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
РЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ, ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
019 [Аналогичный рассказ записан М. Ошаровым от б. ангарских эвенков на Подкаменной Тунгуске (Сб. “Материалы...”, стр. 279).]
О происхождении нашей земли существуют варианты общего для всех эвенков рассказа. По представлениям сымских эвенков, вначале была вода и два брата. Младший из братьев - экшэри имел в помощниках гагару и гоголя. Он заставил гагару нырнуть и достать со дна землю. Гагара не смогла этого сделать, за что была наказана. Экшери надломил ей ноги (поэтому все гагары плохо ходят). Тогда экшери послал на дно гоголя. Гоголь нырнул и со дна захватил клювом землю. За это экшери поблагодарил его и поцеловал в голову (поэтому все гоголи имеют с тех пор на голове белые пятна). Экшери положил кусочек земли на поверхность воды. Земля стала расти, но была еще настолько мала, что на ней экшери не мог даже отдыхать. Старший брат был зол на экшэри. Он захотел уничтожить землю и однажды, когда экшэри спал, начал вытягивать из-под него землю. Но вытащить не мог. Земля только растянулась и стала очень большой
***
По представлениям юраков (ненцы с устья Енисея), вначале была вода, гагара, выдра и горностай. Гагара нырнула в воду и через 7 недель поднялась на поверхность с кусочком земли в клюве. Выплюнула землю. Тогда горностай приказал ей заснуть на этом кусочке земли. Гагара заснула. Когда проснулась, увидела вокруг себя землю (сообщено А. А. Поповым).
По представлениям гиляков, раньше всюду была вода, Курн - хозяин вселенной “сделал землю, речку, дерево”. “Работая” землю, Курн потерял своего оленя, который обратился в Lavro pal. Большие речки - это след его оленя, а маленькие речки (образовались) от того, что он махнул своим кнутом на оленей... (Л. Я. Штернберг. Указ. соч., стр. 320).
По представлениям алтайских тюрок, вначале не было ни неба, ни земли, был один Ульган (~ Кубустан ~ Аакай), он носился над безбрежным морем и не имел твердого места (В. И. Вербицкий. Алтайские инородцы. М., 1893, стр. 89-90).
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
В фольклоре эвенков существует множество персонажей: положительные герои, которые служат идеалам добра; отрицательные персонажи, причиняющие беды и козни; помощники, которые помогают добрым героям преодолевать трудности; мифические существа, которые поражают своим разнообразием. Во множестве сказок и мифов встречаются образы разных птиц: ворона, орла, лебедя и гагары. Особенно можно выделить птицу гагару, в мифох о сотворении мира, гагара играет роль помощника верхновного божества демиурга Сэвэки. По сюжету мифа гагара приносит по просьбе верховного творца кусочек земли со дна моря и из этого клочка земли Сэвэки творит землю. По традиционным эвенкийским верованиям гагара могла быть вместителем души шамана в водной стихии.
Можно считать, что у эвенков существует культ гагары, ее образ используют в изображениях на одежде, орнамент или вышивка из бисера, на нагрудных украшениях. В атрибутике эвенкийского шамана могли быть металлические или серебряные подвески в виде гагары, потому что образы своих покровителей, помощников или вместилищь они вешали на бубен или ритульный костюм.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
Харги́ - дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
Сэли́ (Хэли, Шэли), Хэлир, Холир - Мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли по мифам эвенков.
Вместе со змеем Дябдар, по вариантам - в процессе их столкновения, Сэли осушил землю, выворачивая песок, глину и камни, которые превращались в равнины, горы, утесы. Затем Сэли и Дябдар провалились под землю, став духами-охранителями входа в нижний мир.
Сэли вошел в число основных духов-помощников шамана.
Металлические изображения Сэли, совмещавшие черты лося и рыбы, пришивались к спине костюма шамана, а деревянные (иногда двухголовые) фигуры ставились перед входом в шаманский чум.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
Сэвэки́, Хэвэки, Шэвэки, Сэвки - творец земли, животных и человека, дух-хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей в мифах эвенков, эвенов и негидальцев, другие его имена: Амака (дед), Эскери (Эсшери), Буга.
Согласно мифам, вначале была только вода, Сэвэки и его старший брат Харги. Сэвэки достал со дна немного земли (по вариантам это сделали по его указанию гагара и гоголь или лягушка Баха), положил на поверхность воды и заснул. Харги, желая уничтожить землю, стал выталкивать ее из-под брата, но лишь растянул ее настолько, что она приняла современные размеры. Создав камень и дерево, Сэвэки велел им расти, но они, заспорив, кто будет выше, чуть ли не стали подпирать небо; тогда Сэвэки смахнул рукой лишнее, и с тех пор скалы осыпаются, а пересохшие деревья сохнут с вершины.
Потом братья изготовили фигурки животных (Сэвэки - полезных человеку, съедобных, а старый брат Харги - вредных). Сэвэки вылепил еще из глины и камня фигурки людей и, оставив их под присмотром караульщика (ворон, собака и медведь), удалился в верхний мир, откуда продолжал следить за поведением людей через своих помощников. Представления о внешнем облике Сэвэки очень разноречивы - старик, старуха, лось или лосиха.
Считалось, что во время весеннего ежегодного обряда (Сэвекэн, Икэнинкэ) Сэвэки давал священную силу - мусун, обеспечивающую оживление природы, удачную охоту, здоровье людей и оленьих стад. В случае болезней и неудач Сэвэки посвящали оленя светлой масти (Сэвэк).
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
По представлениям эвенков хозяйка вселенной - Буга мусин - выступает то в виде самки лося или дикого оленя, то старой сгорбленной женщины, ведающей душами людей и животных.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
Буга́, Бува, Боа - все окружающее пространство: вселенная, мир, земля, небо, погода - в тунгусо-маньчжурской мифологии.
Согласно общему для всех тунгусо-маньчжурских народов представлениям Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода.
По представлениям эвенков Буга делится на три вида: верхний - над небом (входом в него служит отверстие неба - Полярная звезда), средний - землю и нижний, куда входят расщелины в земле и водовороты.
В мифах орочей Буга представляется огромной кошкой, шерсть которой - это мех, живущие в шерсти паразиты - таежные животные, а вьющиеся вокруг нее насекомые - птицы; когда махина переступает с ноги на ногу, происходит землетрясение.
По представлениям эвенков хозяйка вселенной - Буга мусин - выступает то в виде самки лося или дикого оленя, то старой сгорбленной женщины, ведающей душами людей и животных.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
Дябда́р - гигантский змей в мифах эвенков.
По одному из вариантов мифа Дябдар участвовал в сотворении мира: вместе с мамонтом Сэли он осушал землю, пролагая своим туловищем русла рек.
У тунгусо-маньчжурских народов Приамурья Дябдар - удав или уссурийский питон мог лечить людей. Для этого он приносил из леса в дом больного, окуривал дымом багульника, кормил и давал обвиваться вокруг тела больного, чтобы изгнать болезнь.
Народы Сибири и Дальнего востока
Эвенки
Баха́ - лягушка в мифах эвенков, доставшая и закрепившая землю.
По одним мифам, Баха следит за землей по поручению творца земли Сэвэки, по другим - по просьбе змеи, которая была уже сырой и мерзла в воде.
Когда Баха вынесла землю на поверхность воды, злой брат творца - Харги выстрелил в нее, Баха перевернулась и с тех пор поддерживает лапами землю среди водного пространства.
Баха входит в число шаманских духов, охраняющих спокойствие на средней земле. Изображение лягушки как символа земли шаманы подвешивают к своему костюму.
Да,не будем впадать.Бывает,то и дело ходишь,спотыкаешься; а когда ходишь,снова спотыкаешься.И артисты на этом спекулируют.Неприятно это.Устаёшь.Всё же,нужно учиться быть настоящим.Ловить себя на том,что началась постановка и тянут в спектакль: уходить от этого.Просто нужно отойти,как можно раньше,чтобы совсем не вовлечься.Можно всё преодолеть,ведь есть милая - есть Душа,и она гораздо ближе,она сама близость)...Мир Божий.Прекрасное есть.Уйдём с проторенных тропинок уныния,пусть себе зарастают.Протопчем дорогу в Счастье.И останемся там.Безвозвратно.Прояснили не только вопрос скорби,но и другие упущения,на примере протоиерея Андрея.Есть над чем трудиться.
Спасибо Танюше. Спасибо Игорю Михайловичу. Благ Живой Источник и милостив, низкий Ему поклон. Расплываюсь в улыбке:)
Народы Сибири и Дальнего Востока
Нганасаны
При изучении космогонии нганасанов нетрудно заметить наличие двух резко отличающихся по своим ею кетам мифов о мироздании. В одних преданиях фигурирует птица - мотив широко распространенный в Сибири и на севере Америки. В преданиях второго рода - олень. Это обстоятельство, можно думать, указывает на присутствие в этническом составе нганасанов двух основных элементов, послуживших основой для возникновения единой нганасанской народности. Сказания первого рода более распространены. Ниже следует одно из них, записанное мною у таймырских нганасанов.
Миф: “Ныряние за землей”
„В старину вода доходила до неба. На ней лежала гагара. Кто-то сказал: “Ну, гагара, пропали мы, как станем людьми, век обитая в воде? Ты хорошо плаваешь и можешь нырять. Наверное, под водой есть земля, вытащи ее. Вот мы тогда наверху воды на земле проживать станем. И птицы, и звери где на воде своих детенышей держать станут? Вот если бы они стали жить на земле, тогда бы себе товарищей произвести могли”. Гагара на это сказала: “Я не решаюсь, боюсь, сама пропаду, как достану?”. “Плохо, если ты боишься, плохо, - сказал голос. - Ты, каменушка, ныряй, может быть, принесешь твердую для ступни ноги землю. Ты, гагара, боишься, зачем ты боишься? Как ты думаешь, где же наши соседи будут жить, когда нас много будет?”. Говорит на это каменушка: “Я землю как-нибудь, может, и найду, но я на гагару рассердилась. Когда мы станем жить спокойно на земле, ты ( гагара), однако, получишь наказание”. Каменушка нырнула. Три дня ее не было, на четвертый день вечером голова ее показалась, и она выплыла. Как увидели, каменушка держала во рту травинки, ягель и другие растения. “Вот распределим, - сказали, - землю сделаем”, Стали (голоса) хвалить каменушку: “Теперь станем судить гагару. Ты, гагара, отказалась принести землю только из-за лености. Если бы только одна вода была, было бы не ладно, ты это знала и могла принести землю, но поленилась. Мы тебя наказываем. Ты отныне, прилетая сверху, садись только на воду, гнезда себе устраивай только на мокром месте. Если ты снесешь яйца на сухом месте, должна будешь, не сумев подняться, сидя на яйцах же, пропасть. Отвели тебе место для носки яиц около воды. Ты только от воды и будешь жить. Ты, самое большее, два яйца снесешь. Ты, каменушка, должна жить спокойно, должна находиться на сухом месте. Пусть у тебя будет много птенцов за то, что принесла землю. Вот наша земля без солнца замерзла бы, кто будет создавать солнце? Замерзнет земля, и мы все умрем. Делающий землю сделал ее, кто-то должен сделать солнце”. Создали солнце. “Хозяин солнца, хотя ты и хозяин, но вот гром тоже должен помочь солнцу согреть землю”. Создали гром. Так солнце и гром имеют один корень. “Если будет одно солнце, вся растительность сгорит. Чтобы этого не случилось, пусть гром будет с дождем”, - сказали. С этого времени, как создалась земля, люди стали появляться из земли. Наверху нгуо*2 есть, людей уродивший. Он подумал: “Как я один буду, хорошо бы как-нибудь людей создать. Чтобы люди размножались, надо создать месяц. От этого месяца беременные женщины должны знать время родов”. Так говоря, месяц создал он. Вот почему каждая женщина по месяцам высчитывает время родов”
(Нёре Нгуомдя).
Опубл.: Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984,
К сказаниям второго рода относится следующее, также таймырских нганасанов.
Миф о сотворении Земли
„Земли не было, был один лед без растительности. Там стоял один ледяной чум. В нем жил один мужчина. Он был совершенно белым. Не имел ни одного друга. Он подумал: “Худо мне без друга. Была, говорят, женщина, дающая людям глаза, туда бы пойти”. Он откуда-то знал о ее существовании. Вот пошел к ней, и когда пришел, увидел, что она не одна, при ней был ребенок. Чей ребенок? Это, оказывается, был сын этого белого человека. Он сказал ей: “Посоветуй мне, как жить в таком ледяном месте, пришел взять к себе для помощи мальчика”. - “Возьми. Что с ним приключится?”, -сказала она и, вынув из-за спины, потянула что-то. Это оказалось маленькой веточкой тальника с одним листочком. Это и было, оказывается, ребенком белого человека и ее. Мужчина унес веточку к чуму, воткнул ее в лед и каждый день наблюдал за ней. Листочек вырос, стал величиной с ладонь. Пришла сюда болезнь, увидела. Зачем она в покое оставит? Уселась на листик. Листик не выдержал, и болезнь свалилась. “Очевидно, я не могу усесться на этом листке, - сказала она. - Лучше совсем уйду, напустив сюда много всяких гадов”. Так и сделала. Утром белый человек увидел на листке много червей. “Кто это испортил? Пойду за советом к своей женщине”, - сказал он. Женщина спросила его: “Зачем ты пришел?” - “Вот я унес нашего ребенка, чтобы произросла земля, и воткнул его в лед. Кто-то пришел, нагадил, помочился и ушел. Если бы был караульный, этого бы не было. Дай мне еще одного ребенка”, -попросил белый человек. Женщина ему не давала ребенка, долго отказывала и только потом сказала: “Hy что делать, надо вырастить
__________________
*2 В рукописи (№ 36) „kufungu - очевидно, куху нгуо шкура нгуо. - Ред.
на земле. Ну что же делать?”. И, вынув из кармана оленьчика, отдала его. Оленьчик был безрогии. Мужчина принес оленьчика, положил его около того места, где росло растение, и сказал: “Если ты мое дитя, стереги здесь, никого не подпускай к растению. Пусть земля обрастет”. Оленьчик улегся на середине земли. Приходят всякие черви и гады, у оленя все время уходит на борьбу с ними. Что сделает оленьчик? Он ведь безрогий. “Пойду-ка я к своему отцу и выпрошу себе рога”, - сказал он и пришел к белому человеку. “Меня одолели черви и гады, одним лбом ничего не могу поделать, дайте мае рога”, - сказал он. На это отец ответил: “Вот беда, наверное, землю испортят, не только трава появилась, но и песок показался”. Взял и вынул из одного кармана мамонтовый клык, из другого каменную скалу и сказал: “Приставь их к своей голове”. Оленьчик приставил их, и к голове его приросли два рога, один из мамонтовой кости, другой из камня. Когда оленьчик вернулся к растению, там уже собралось много разных червей и гадов; он стал бодать их и всех перебил. Когда после этого оленьчик оглянулся, чум его отца исчез. Убив всех червей и гадов, оленьчик улегся. Полежал, вспомнил: “Ведь рога мои из камня и кости, надо бы их облегчить, пусть с них сойдет кожура”. Потряс головой, и упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет (хребет Миддендорфа. - А.П.); с другого - в северный хребет (хребет Бырранга. - А.П.). Часть кожуры с мамонтова рога превратилась в живых мамонтов, в землю ушла, часть кожуры с каменного рога, превратившись в железо, в медь, в другие металлы, в землю вросла. Докуда олень будет лежать? Продрал рога, рога стали легче. Южный рог был каменным, северный - из мамонтова клыка. Северный рог хотя и сбросил кожуру, но все продолжал расти, пуская разветвления. Южный рог хотя и сбросил кожуру, но все продолжал расти, пуская разветвления. Когда росли рога, пришел белый человек и, увидев, что сын его вырос, сказал: “Северный рог очень вырос, когда-нибудь пусть он будет очень холодным, когда ветер ударит с севера. Пусть одно разветвление северного рога станет северным красным облаком, другое разветвление, среднее, пусть станет северным сиянием. Разветвление южного рога пусть станет грозовым облаком, среднее разветвление - снеговым облаком”. Вот мы живем на спине этого оленя. Спина его век не должна быть голой, снег южного рога и покрывает спину. Белый старик - это Сырэда нгуо - белое божество. Мать растения и оленьчика - Немы нгуо - божество, дающее нам глаза”
(Сылиптие Турдагин).
Другой вариант этого сказания записан Б.О. Долгих на р. Волчьей у Салопте Турдагина...
*Словом „дьявол” нганасаны называют каждого духа, независимо от того, злой он или добрый. [Такой обычай они] заимствовали от русских, последние всех иноземных духов называют дьяволами..*3.”
Народы Север и Дальнего Востока.
Нганасаны. Миф о “конце матриархата”
Если до самого недавнего времени женщина в нганасанском обществе занимала приниженное положение, то некоторые факты указывают, что в далеком прошлом положение это не было таковым. Нганасанское общество прошло, видимо, когда-то стадию матриархата. Об этом между прочим говорит следующее записанное мною любопытное предание.
„В старину у нганасанов женщины могли охотиться так же, как и мужчины. Они так увлекались охотой, что забрасывали все свое домашнее хозяйство и, кроме того, причиняли много несчастий, без толку стреляя не только в зверей, но и в людей (мужчин). Увидев мужчин, они не подходили к ним близко и убивали выстрелами из лука издалека. Тогда мужчины посоветовались и решили унять женщин и снова заставить их заниматься домашним хозяйством. Поймали всех женщин и переломали у них пуки. С тех пор у нганасанов женщины перестали охотиться и стали подчиняться мужчинам”
(Уранник Окуо).
*Былое господство женщин видно и из следующих факторов. Несмотря на ограниченное правовое положение, старшие по возрасту женщины все же бывают иногда старейшинами кочевых групп. У вадеевских нганасанов угощение гостя - это право и дело женщины. Она распоряжается продуктами, и если не захочет угостить гостя, муж не может заставить ее. Если при лове гусей сетями не хватает рабочих рук, к участию допускают иногда и женщин. Правда, им как нечистым отводится при этом второстепенное место. Распределение добытой рыбы - исключительно дело женщины. Это говорит, очевидно, о том, что женщины когда-то в прошлом как непосредственно связанные со своим чумом занимались рыболовством. Рыболовство не требовало дальних отлучек от стойбища, которое располагалось обычно вблизи рыбных водоемов, и было, очевидно, женским занятием.
Народы Севера и Дальнего Востока.
Нганасаны. Миф о мироздании
Давно, когда рождалась земля, она чистая была. Людей не было. Травы на земле не было. В то время земля была один гольный лед. Тот самый лед, который и сейчас есть в земле.
На льду стоит ледяной чум. В нем один человек. У этого человека все белого цвета - глаза, тело, волосы. Товарища у него нет, жены нет, детей нет, собаки нет.
Так без товарища сколько-то времени жил этот человек. Сам себе говорит:
- У! Однако, мне так плохо будет. Надо товарища искать. Вести есть: где-то есть женщина. Все живое там у нее есть. Эта женщина, всему имеющему глаза, и ползающим червям, и летающим птицам, мать. К этой женщине надо идти в гости.
Ушел этот человек. Не по земле ушел, а летит. Облетев все кругом, нашел наверху облако. На этом облаке чум есть. Сюда зашел. Здесь одна женщина оказалась. Ей говорит мужчина:
- Ты кто, женщина?
- Какая я женщина? Всему живому, всем червям, птицам я мать. Из моего брюха они все родились.
- Я о тебе слыхал и в гости пришел. Хочу с тобой играть. У меня тоже товарища нет. Без товарища как живым я буду? С тобой играть буду, может быть, тогда и родится мне товарищ.
Сколько-то дней ночевали вместе. Тут сразу после этого ребенок родился (как скоро сделали!?).
Ребенка родив, говорит женщина:
- Ну, унеси. В моем чуме долго не сиди. Унеси ребенка. На!
Отдала ребенка. Взял человек ребенка и держит его. Этот ребенок, рожденный человеком, - травинка.
- Это возьми с собой. От него твоя ледяная земля мхом и травой покроется, - сказала женщина.
Теперь этого ребенка-траву унес человек. Около чума эту травинку на лед положил. Через три дня посмотрел. Стала расти трава. Каждый день смотреть стал. Площадь льда с ладонь покрылась травой. Через семь дней площадь, покрытая травой, стала равняться площади чума. Так сказал тогда этот Белый человек:
- Что-то летающее, нгуо ли, что ли, сюда может сесть. Если он сядет, моя земля большой не станет.
Думает, как быть. Пошел опять к той женщине.
- Зачем опять пришел?
- Опять надо ночевать, играть, - говорит человек.
Теперь опять ночевали. Сколько-то дней ночевали вместе. Женщина говорит:
- Ребенок опять родился. Больше здесь не ночуй. Ребенка-то унеси.
Взял человек ребенка. Видит: ребенок вроде оленя. Четыре ноги, голова и тело оленье. Рогов нет, комолый. Оленю-ребенку, когда он большим стал, говорит отец:
- Ну, сын. Ты будто олень. Эта земля расти будет. Ты храни ее. Где-то есть летающий нгуо. Если он к этой растущей земле прилетит, гони его прочь.
Теперь на улицу ушел сын. Лежит на родившейся маленькой земле. Что слышно. Летающий пришел. Видом как олень. Хочет на родившуюся землю сесть. Кругом летает. Говорит сын человека:
- Почему близ меня сесть хочешь? Иди дальше. Здесь тебя не надо.
- Почему тебе меня не надо? Земли тебе жалко, что ли? Чем буду мешать тебе?
- Это моя земля. Почему ты на мою землю сесть хочешь?
Теперь, после разговора, дрались. У летающего рога есть. У сына Белого человека рогов нет, комолый. Целый день бились лбами, дрались. Комолый как одолеет? Рогов нет. Острые рога летающего должны одолеть. Так победил рогатый олень комолого, сына Белого человека. Говорит сын Белого человека:
- То, что у меня рогов нет, худо. Какой бог ни придет, я как одолею? Однако, родившуюся землю отнимет. Надо у отца рога просить. Если мой отец, Белый человек, сделает мне рога, то я одолею бога.
Теперь ушел к отцу.
- Ну, отец! Однако, я землю упущу. Без рогов как буду драться? Рогатый бог, однако, отнимет у меня землю.
Белый человек говорит:
- Что буду делать?
Откуда-то достал сумку Белый человек. Сумка из железа и серебра. Открыл ее. Оттуда взял большой камень. Положил его сыну на голову, как рог. Потом опять достал из сумки мамонтов рог (бивень). Его поставил другим рогом.
- Этими рогами дерись. Гони прочь бога.
Теперь ушел сын с двумя рогами. Лежит на своей маленькой земле. Сверху опять рогатый олень-бог пришел.
- Ну, Белого человека сын, мне землю отдашь или нет? Мне здесь жить можно?
- У тебя своя земля есть. Ты и живи на ней. На свою землю мне тебя пускать совсем не хочется.
- Если ты свою землю жалеешь, то ее отнять надо.
- Отнимать если хочешь, так иди сюда, посмотрим.
Теперь рогами дрались. Сколько-то времени на этой земле дрались. Белого человека сын теперь одолел бога. Говорит бог:
- Ну, Белого человека сын! Пожалуйста, меня отпусти. Теперь в свою землю уйду.
- Ну, раз уйти хочешь, надо пустить.
Теперь улетел рогатый бог. Сын Белого человека все время на этой земле сидит. Все богов прогоняет. Земли не отдает. Земля разрослась, очень большой стала. Думает сын человека: “Однако, мой отец что-то мне скажет. Надо к нему идти”.
Пришел к отцу. Спрашивает отец:
- Ну, сын, как бога одолел? Земля разрослась ли?
- Мало-мало одолел. Земля мало-мало-таки большой стала. Сколько-то верст стало земли. Вся ледяная земля травой закрылась. Говорит сын отцу:
- Ну, отец, Белый человек, я как жить буду?
- Как жить будешь? Ты мое имя знаешь?
- Ты отец. Твое имя как буду знать?
- Мое имя такое. Сперва я во льду жил. Чум, нюки - все было изо льда. Таков я - земли бог. Твое имя оттого будет, что поверхность земли ты сторожишь. Поэтому твое имя пусть будет Моу-та (Земли олень). Ты будешь новой земли богом. В будущем тебе эту землю всегда хранить надо будет. Свои рога ты навсегда сохранишь. Один рог каменный, другой - мамонтовый. Когда-нибудь люди здесь родятся. Ты их храни. Летающий бог пусть на этой земле никогда не сидит. Прогоняй его.
Так сказал Белый человек. Теперь Новой земли бог сидит на земле. Летающих богов много пришло. Каждый день с ними дерется. Летающих богов всех одолел Белого человека сын. Беда сильный он.
Белый человек теперь так говорит:
- Надо опять к той женщине идти гостевать. Хочу играть. Надо еще ребят родить. Большими став, они мне товарищами будут.
Взлетев, ушел Белый человек. Наконец дошел:
- Ну, мой муж, чего хочешь?
- Играть хочу. Из-за этого пришел.
Сколько-то дней ночевал Белый человек у той женщины. Опять скоро она родила. Оказались близнецы: девочка и мальчик. Говорит женщина:
- Ну, обоих ребят унеси. Долго у меня не сиди. Уходи в свой чум.
Двух ребят унеся, положил их Белый человек на Новую землю. Новой земли богу-оленю говорит:
- Ну, теперь этих двух ребят ты храни. Пусть летающие боги их не съедят. Пусть вырастут. Одна женщина это, один мужчина. Играть они будут, и, может быть, в будущем много людей родится.
Теперь два человека большими стали. Вместе жили. Играли. Много детей родилось.
Новой земли бог сказал этим людям:
- С рогами мне как быть? Очень они тяжелы. Как-нибудь очистить их надо. Может быть, они легче станут. Руками надо чистить.
Теперь очистили они ему рога, как очищаются рога у пороза оленя.
Каменный рог когда ему чистили, он, как всякий олень, головой вертел. Шкурки с рога очень далеко упали. Там, где с каменного рога шкурки упали, стали в тундре каменные хребты. Это очистки с рогов Новой земли бога.
Другой рог когда чистили, он тоже головой вертел. Оттого что мамонтовый рог чистили, находят сейчас в земле люди куски мамонтового рога.
Сказал Новой земли бог:
- Два рога мне очистили, да теперь, однако, что-то будет. Надо к отцу идти. Что он скажет насчет очистки рогов.
Ушел Новой земли бог к отцу, Белому человеку.
- Ну, сын! Рога-то как, очистил?
- Все очистил.
- От каменного рога с камнями пусть так и будет. Новая земля очень мягкая, легкая. Пусть теперь камни с твоего рога утяжелят землю. Легкой пусть она не будет. Если Новая земля очень легкой останется, то когда-нибудь она шевелиться будет, может быть, упадет. Камни тяжелые, не дадут ей вертеться. Всегда она на одном месте будет. С очистками с другого, мамонтового рога, куда они ни попадут, так будет. Два человека нынче родились. От них дети родятся и отделятся. Людей много будет. Однако, бедными будут многие люди. Эти очистки с мамонтового рога пусть люди русским продают за деньги. Тогда, может быть, они хорошо есть будут, богатыми станут.
Новой земли бог-олень сказал:
- Мои рога теперь очистили. Горы каменные теперь большие стали. Может быть, они железо родить будут. Из него люди что-нибудь делать будут.
Теперь народившихся людей много стало. Олени родились. Всякое родилось. Бахи родился. Вся Новая земля травой покрылась.
Разные мошки и комары на земле оказались. Тут говорит Новой земли бог-олень:
- Ну, я теперь спать буду. Летающий бог на землю не сядет. Земля не легкая теперь. Ничего он ей не сделает.
Раскопал траву-землю. Лег в яме, закрылся и заснул. Долго там лежал. Наконец как-то встал и вышел на землю. Откуда-то мышь пришла, говорит:
- Ну, хозяин! Мне как живой быть? Все меня одолевают, кто бы ни нашел меня. Как буду живой? Горностай и песец одолевают. Буду я живой? Мой народ как родиться будет? Что-нибудь мне посоветуй.
- Как быть? Твой народ очень легкий. Свой каменный рог я сброшу и кину вверх. Будут из него тучи.
Бросил рог вверх Новой земли бог и опять сказал:
- Теперь из туч дождь и снег будут. Новую землю закроют. Ты тоже закрыта будешь. Никто тебя не найдет. Так ты живой будешь. Но все равно все время снег лежать не будет. По-разному бывает: снег будет, за ним талая земля, потом опять снег. Так будет, и твой народ скоро не побьют.
Отвечает мышь:
- Снег упадет, а потом как будет? Что будет длиннее: зима или лето? Мне лучше, если бы зима больше была б, а лето короткое. Если зима короткая будет, меня скоро убьют. Если снег долго лежать будет, он мой народ закроет.
Говорит Новой земли бог-олень:
- Это можно. Пусть так будет: зима долгая, а лето короткое. Это тебе помощь, мышка. Ты ей пользуйся. Теперь я мамонтов рог тоже вверх брошу.
Бросили рог вверх.
- Оттого что я этот рог вверх бросил, так будет: чистое небо будет из мамонтового рога. Мороз будет. Земля и вода замерзать будут.
Сильный мороз так стал. Из черных туч снег и дождь стали падать. Когда гром гремит - это камни вверху стучат. Молния - искры от камней.
Опять сказал Новой земли бог-олень:
- Кто ни родится живой потом - ня нганасана (наши люди), адя (тунгусы), в постоянный мороз им плохо будет. Когда черные тучи будут приходить, будет теплее становиться. Пусть черные тучи тепло приносят.
Оттого сейчас в морозные дни наступает тепло, когда небо закрывают черные камни-тучи. Когда ветер наверху прогоняет облака, очень холодно становится. Чистое небо - это мы видим мамонтов рог.
Все люди на земле - это от Моу-нгуо рожденные люди. Так родилось все на земле. Так живой стала Новая земля.
Какой да ни возьми промысел - все появилось на земле. Всем земля кормит людей.
Отец будто всему - Земли бог Сырута-нгуо (Ледяной бог).
(Турдагин Салоптэ. 27. IX. 1938, р. Волчья. Запись и подготовка текстов Б.О. Долгих
Опубл.: Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976)
(з)
Олеся, хорошая идея. Мы можем объединиться - читатели сайта - и попросить встречу с координационным центром. И спокойно обсудить все эти вопросы, в дружественной обстановке. Пока только админ за всех отдувается.
Заодно и вопрос про время аллата давно хотелось спросить )) Почему все же делается аллат не по книгам, а по Киеву.
И здесь на сайте можно будет дать небольшое объявление, когда состоится эта встреча, если состоится.
А вы, администратор и Игорь, как считаете? Сделаем?
Финно-угры
Вепсы
Винокурова И.Ю. - Мифолого-религиозные представления вепсов
У вепсов сюжет, где водоплавающая птица играет роль «ныряльщика за землей», неизвестен, чего не скажешь о мифе, рассказывающем о создании мира из яйца утки.
Летит утка через море,
Садится утка на кочку,
(голос не льется)
Несет утка три яйца,
Выводит утка трех птенцов.
Куда утке птенцов положить?
Старшего положила в бороздку,
Среднего в сеточку,
Младшего в неводок.
Куда утке самой идти?
По дорогам журавлем петь,
По болотам постукивать.
О мифологической связи моря, утки и яйца напоминает и вепсская пословица: «Utk meres, munaperskes» — «Утка в море, яйцо в заду» (иносказание, обозначающее упущенную возможность).
На других зафиксированных среди вепсов мифологических повествованиях о сотворении мира сказалось христианское влияние. В одном из них, появившемся в вепсской среде от русских, творение космоса предстает как результат совместной деятельности двух основных антагонистических сил христианской религии — Бога и дьявола: «Когда Бог творил землю и живые существа, дьявол из зависти мешал Ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил его с неба на землю, в болото. В болоте, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая «нечисть». Часть пошла в озера — водяники, часть в леса — лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой «нечисти» повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом».
В еще одной дошедшей до нас вепсской космогонической легенде рассказывается, как птицы по приказу Бога участвовали в создании «мировой» реки: «Бог задумал выкопать реку и призвал на помощь птиц. Все птицы откликнулись на призыв Бога и участвовали в прокладке русла реки, кроме ястреба. За неповиновение Господь наказал ястреба. В течение Успенского поста, который продолжается две недели — с 1 до 15 августа, ястребу запрещено пить из реки воду. Из-за этого он пищит, пить просит, но из реки пить не осмеливается».
…
Сходными со славянскими являются вепсские народные представления о форме земли. В них земля выглядит плоской, в виде круглого острова, окруженного водой; а небо — как стеклянный колпак.
Земля — центральная часть вселенной в триаде небо—земля—преисподняя, населенная живыми существами (мир живых). Ей противостоит иной мир. Эти представления нашли отражение в лингвистических материалах: мир живых у вепсов носил название ma или ta ma ‘эта земля, этот мир, этот свет’, а мир мертвых — se ma ‘та земля, тот мир, тот свет’.
В древних религиях земледельческих народов Небо и Земля некогда были нераздельны, тесно прижаты друг к другу. Первый рожденный ими сын раздвинул родителей, создав «жизненное пространство, предназначенное для заполнения его жизнями». Позднее разделительная функция была приписана не человеку, а Богу-Творцу. Подобные христианизированные представления удалось зафиксировать в северновепсских заклинаниях, произносимых в случае тяжелых родов женщины. Например: «Как Бог отделил врозь землю и небо, так пусть отделятся мать и ребенок»; «Вот как Бог отделил врозь землю и небо, так пусть отделятся врозь эти две души.
Ничего мы еще не обсудили и не пережевали), тут начался застой с тех самых пор, когда начались слухи и обвинения. И чем сильнее они накручивались, тем менее интересным становился контент. Ведь это, понятно, не способствует мотивации работать и раскрывать новые вопросы.
Помните как в одной из передач, Андрей (да и другие ребята) делились своими рассказами о том, что сознание навязывало плохие мысли об окружающих людях в группах. Мол “мне кажется, что ты ко мне плохо относишься, не любишь там из-за национальности ну т.д.” (дословно не помню). Они нашли выход из этой ситуации, подойдя к тому человеку о ком плохо думали и не юля и выворачиваясь озвучивали “свои”, крутящиеся мысли и в итоге - все стало на свои места и исчезли непонимания между ними.
Может стоит на прямую спросить у ребят из движения, что они по этому поводу думают. Если не в курсе, что существует такой благой сайт, то рассказать. Может создать некое подобие статьи про RGDN. Вообщем озвучить проблему и разоблачить игру системы.
Цель проекта
Спасибо что поделились. В который раз убеждаюсь, как все шаблонно. Вот только мое сознание еще и наглости набралось и начало контраргументировать. Первое это ожидания землетрясения в Италии тут аргумент что после него у движения появятся больше сторонников ведь мы об этом уже сейчас говорим, возможно даже по телевизору покажут наши предупреждения, больше людей начнут прислушивается, а это все хорошо. По поводу Америки говорить следующее “эти Архонты ещё немного и весь мир в ядерной войне уничтожат, зарядов достаточно чтобы всех людей на планете убить, ракеты будут быть по самым ключевым элементам инфраструктуры по самым болевым точкам. Выживания цивилизации после такого невозможно, а если их накроет, то да будет тяжело после извержения супервулкана могут погибнуть 50-60% людей, но, во-первых, не сразу, а во-вторых шансы на выживание все-таки выше, опять-таки на руинах цивилизации те территории, которые пострадают меньше (наши территории) смогут в будущем доминировать на всей планете”. Мое сознания убеждает меня что ближайшая природная катастрофа — это не смерть моего теле, а наоборот спасения и если она в ближайшее время не произойдет тогда я точно погибну от последствий ядерной войны и вообще если бы по цивилизации, которая была до нас и уничтожила себя вот если бы по одной из сторон конфликта ударил астероид или там супервулкан то та цивилизация смогла бы выжить за счет выживания другой не пострадавшей стороны и с ихними технологиями быстро бы восстановились. Так что над этим желанием катастроф нужно еще бороться и бороться или вообще не обращать на подобные мысли внимания.