Народы Сибири и Дальнего Востока
Нивхи
О СОТВОРЕНИИ МИРА
Миф. Рассказала в 1952 году А. Полдох из рода К’эвоинг, жительница поселка Чайво Ногликского района Сахалинской области. Записал и перевел В. Санги.
Сперва была только вода. И утка-чирок (По другим версиям, в этом мифе фигурирует лувр — широконосая кряква) плавала на воде. Утке нужно снести яйца, но куда? — яйцо ведь тонет! И тогда утка выщипала с груди перья и пух, свила гнездо. В гнездо снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Утята выросли и тоже, как мать, повыдергали с грудок перья и пух, свили гнезда. В гнезда снесли яйца. Из яиц вылупились утята, много утят. Они выросли, свили каждая себе гнездо. Гнезд много — они соединились в остров. На острове выросли трава, кусты, разные деревья.
Деревья и кусты роняли на остров листву, хвою.
Остров стал большой землей.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Нивхи
Аллочка, спасибо, что написала и не стала слушать сомнения, нужно ли писать или нет.
Полностью согласна с тобою, что “свободный в Духе, свободен и в слове”.
Потому, отвечая на твой вопрос, скажу, что можно и нужно быть гибкими в системе, искать точки соприкосновения, а не разъединения, делать всё для нахождения взаимопонимания и единения.
Мы все в Движении и сайт ргдн по сути, по глубине - неотъемлемая его часть, только без вывески и рекламы (если это кто-то ещё не заметил.)
Но, внешнее оказалось на данный момент решающим, что не изменяет внутреннего, настоящего...
Перечитывала на днях Беседы с Имамом и обратила внимание на то, что Имам знаком с аналитикой сайта, к примеру, его слова об Ангкор-Ват и Пирамидах Гизы: “эта статья хорошо просвещает...” Пришла мысль, а не обратиться ли к Имаму с вопросом о подменах. Обещанная Роману последняя беседа у нас ещё есть. После вашего комментария решилась озвучить эту мысль.
Ps. Алла, вспомнила твой коммент Живущей, аккурат год тому написанный: “У меня всё началось с этого сайта!” У меня тоже с него всё началось. Люблю вас очень, родные Души...
Добавлю к посту Оксаночки за время Аллата.
Столкнулась тем, что пошли недоразумения за время проведения эксперимента, 17 по Гринвичу упорно соединяли с 19-оо по Украине.
Несколько раз пришлось объяснять разным людям, что это будет в 20-00 по Украине и в России.
Дело не в условных часовых поясах Украины, а с тем, что сверяют не с мировым стандартным временем по Гринвичу -GMT, а с часами Гринвича, Великобритания. В нем, как и во всей Великобритании осуществлен тоже перевод на летнее время (+1GMT) и получается разница нашего времени +2
Поэтому, пришла мысль, что может потому и Аллат к 21.00 приурочивают, +2 к 19-ти по Гринвичу, просто хорошо запутанная история со временем...
Духовно ищущему человеку все только в пользу. Даже если какая-то статья мне не очень нравиться, но это можно расценить как повод понаблюдать за своим сознанием и разобраться а кому именно во мне и что именно не нравится. Свободу выбора никто не отменял. Каждый в праве выбирать что ему помогает, что читать, а что мешает.
Лично для меня этот ресурс очень интересный и полезный, вне зависимости от того кто что сейчас говорит о нем. Конечно, иногда можно найти подмены от системы в статьях, но ведь и пишут их такие же люди как и мы все, как я, которые стараются разобраться, ищут и делятся- а это ОГРОМНЫЙ труд.
Никому этот сайт не мешает, если человек действительно стремиться разобраться в себе. А вот кто хочет быть книжником- делать все “как книжка пишет”, им и само духовное развитие может мешать :)
Давайте учиться чувствовать и учиться на всем подручном :) Любви и мира в душе всем.
Вообще тут больше вопросов осталось, чем ответов. Из моих наблюдений, никому нет никакого дела до того, кто заблуждается. Свобода выбора. Но если это приведет к неприятным последствиям, на примере заблудившегося впоследствии разбирается работа системы. Все выиграют. Это первое. Второе - я не к тому, что кто-то тут плохой и дико заблуждается, а скорее к тому, что любая смелая гипотеза - практически всегда потенциальная ошибка. Но в таком случае, какой смысл исследовать? Давайте сядем и, внимательно хлопая ресницами, будем дружно ждать, пока ИМ не выложит все на блюдечке).
А вопрос: “А выложит ли?”, если мы сядем и будем ждать.
К этому собственно и подвели, этот сайт был местом, где пытались что-то исследовать. Теперь, судя по всему, не исследуют. Хорошо это или плохо, я не знаю.
Вопрос последний: Кто выиграл? И этот вопрос по-моему вполне риторический.
И вообще, друзья, я думаю, нужно подождать, про пирамиды нам все расскажут, - где они находятся и как работают, и про Древний Египет и Сфинкса, и про Орион-Дракон, и про причины грядущих катаклизмов, и про звездную карту тоже, и по астрономии тоже масса вопросов накопилась, на которые мы обязательно получим ответы. Нужно только что? Правильно, набраться терпения и по-до-ждать.)
Долго я думала, стоит ли писать то, что сейчас напишу или не стоит. Думала писать или не писать не из-за того, что боюсь кого-то обидеть, или не попасть в струю движения, или недостаточно аналитически высказать свою точку зрения на сайте аналитиков. Я не являюсь зарегистрированным писателем этого сайта, не вхожу ни в какие движения и течения... я просто Люблю и верна только Ему Единому Любимому... А свободный в Духе, свободен и в слове, поэтому стараюсь писать то, что идет из глубины, не привязываясь к другим мнениям и не навязывая своё... стараюсь : )))
Писать или не писать, вот вопрос? приходят мысли, что не надо писать, т.к никому это не надо... а потом чувствую, что надо и пишу... Просто не так давно упала, пережив очень сильное разочарование, изо всех сил стараюсь сейчас встать и идти дальше. Очень чувствую Духовную помощь, безмерно благодарна.... Пришло понимание, чтобы не разочаровываться - не нужно ни от кого ничего ждать и хотеть. У людей есть Свобода Выбора, вот и выбираем... Духовный мир нам всегда протягивает руку помощи, ВСЕГДА, мы сами выбираем - схватиться за неё или оттолкнуть. Не имея чувственного восприятия, зачастую мы её и не видим, не замечаем, а бывает и камни кидаем в Того, Кто к нам с такой Любовью.... к огромному сожалению, но ничего не сделаешь, люди свободны в своём выборе.
Хорошо конечно когда люди что-то вместе делают во внешнем, но вот без глубинного понимания того, что делаешь, теряется индивидуальность. “Как все” удобнее, безопаснее, есть авторитеты, которые знают как надо и приведут туда, куда надо, а вот прочувствовать “а мне туда надо?” не каждый хочет. Самими людьми создаются шаблоны, прописываются правила, уставы, идет подражание... но это не Свобода. Потому что у человека только один Путь, свой собственный и прийти к Богу Личность может, только держась за Бога всем своим сердцем (нравственность), душою и разумением. Только так держась за Бога, ошибок во внешнем уже не совершишь, а если и совершишь, мы всего лишь люди и нам свойственно ошибаться, то минимальные и быстро поймешь это и исправишь, т.к Совесть хорошо слышишь. На этом сайте есть очень хорошая сравнительная таблица Духовный Мир и духовные авторитеты. В чем же разница? https://rgdn.info/duhovnyy_mir_i_duhovnye_avtoritety_v_chem_zhe_raznica В ней всё очень просто и понятно разложено по полочкам.
Вот сейчас пишу эти строки и выплывают слова Игоря Михайловича из передачи “О духовной Благодати”, что у тех, кто почувствовал Бога, наполнился этим величайшим даром, между Личностью и Богом в качестве посредника становится дьявол, т.е наше сознание. Без этого посредника мы не можем существовать в трехмерности. А дальше... Всё зависит от выбора(-ов) самого человека, как Индивида, так и общества - Человечества. Знания в миру, неведения, незнания, заблуждения, т.е серого больше нет. А вот в какую сторону поползет черная змея (вспомним меч гелиара) зависит от каждого из нас. Здесь мне вспомнилась Легенда о ясноглазом Керемете https://rgdn.info/interesnye_mesta_nam_est_chemu_pouchitsya_u_drevnih_dualizm#comment-19379, и статья Близнечные мифы и символика Близнецов https://rgdn.info/bliznechnye_mify_i_simvolika_bliznecov
Т:Система скажем прямо сильна в современном мире. ИМ: Как никогда.Сейчас апогей. Т: Настолько сильна как сейчас, система не была никогда? ИМ: Один раз была, закончилось это духовным правлением 1000 лет. Это тогда когда Сатана как бездомная собака питался в мусорнике отбросами человеческими, всё равно ж были те, кто пытался ему служить.Ну так устроен мир, но в основном было всё по-другому и 1000 лет потом голодал. А сейчас он пирствует, ему сейчас ничего не надо. Но выбор остается за теми, кто не просто одухотворен, а кто одушевлен.Тот, кто одушевлен, он имеет возможность Жить Вечно. Человек, в отличии от всех существ, одушевлен, а раз одушевлен, значит имеет что? Право Выбора. Смотри как честно всё, хочешь, служи Сатане и ты как Личность перестанешь существовать.. Т: Замечательная новость, что есть именно момент твоей ответственности. Знаете, сложнее всего возлагать ответственность на другого, на каких то имамов. ИМ: Это всего лишь люди, ну как можно возлагать ответственность на кого-то в делах духовных, учиться можно, но перекладывать за своё духовное развитие на кого то, это нереально. Не получится. Духовный путь - это тот путь, который преодолевает человек сам и лишь достигнув света Божьего, тогда он сливается с остальными. Но ведь к этому еще прийти надо, достичь, а между этим и сейчас стоит никто иной как Сатана. Как бы мы его не называли, но это камень преткновения, это серьезное препятствие- наше сознание. И в борьбе с ним проигрывают практически все герои, а знаешь почему проигрывают? Победить невозможно. Нереально победить Сатану, нужно просто отойти. Т: Сейчас уникальное и благодатное время, когда есть инструменты, каким образом и куда уходить. Первый шаг начинается с того, что ты... ИМ: Первый шаг знаешь с чего начинается? Первый шаг начинается когда человек внутри себя собственному сознанию, когда оно предлагает взять камень и кинуть, а человек говорит нет, вот с этого начинается, с разжимания руки, когда камень падает под ноги. Камень в этом случае я бы понимал, как “А мне всё равно”, остановка ненависти и остановка безразличия. Ведь порой безразличие еще страшнее, чем ненависть. Когда есть безразличие и человеку всё равно, он настолько эгоцентричен, что ему кажется, что только он, а мира не существует.
Т: Авторитетов кто создает? ИМ: Люди.. Никто не создает, люди сами создают. Ведь своей поддержкой они и показывают свою готовность к подчинению. А как по-другому? Ведь видно, кто наполнен Духом и когда наполнен и видно кто пустой. Это чувствуется. А как по-другому? Вот к примеру, моя бы воля, я Андрея остановил, когда он начал говорить, будучи я там. Но я с удовольствием бы его слушал, когда он говорил о другом, в другой момент. Разве не так должны поступать верующие? Разве не должны они отстаивать независимость ни перед кем, перед кем бы то ни было, отстаивать Истину. И этот парадокс просматривается везде. Нельзя устраивать ни соперничество, ни сравнение, осуждать нельзя, это ведет к утрате Благодати.
ИМ: Так что давайте любить друг друга, это просто. Из передачи “О духовной Благодати”
Я вот здесь в комментариях прочитала, что люди из движения видят подмены на сайте, разговоры какие-то идут где-то на стороне. А почему если видят, молчат здесь на сайте? Почему не пишут, не отстаивают Истину? Если чувствуют конечно, а не передают чьё-то мнение друг другу за глаза сайта, почему честно и открыто не написать здесь, где подмены, в чём они заключаются, если таковые имеются... Ведь все мы люди, и писатели, и читатели, и можем ошибаться конечно, и далеко не все читатели этого сайта входят в организацию и общаются между собой. Выходит тем, кто увидел какие-то подмены, всё равно на остальных людей? Мы спасемся, а вы, кто не с нами как хотите? Что то мне это напоминает... Ну да конечно, речь о.Андрея, когда он вещал об избранности своей религии. О безразличии и эгоцентризме очень хорошо выше сказано, в цитате из передачи. Лада вот здесь предложение сделала сайт переименовать, в ряды одноименной организации встать. Ладушка, хочется задать тебе вопрос. Что это даст? Если всё зависит от людей. В организации обычные люди и тоже могут ошибаться, слушать сознание, предавать. Недавнее видео про секты как пример тому. Ведь ты же дальше и пишешь, что главное остаться независимой внутренне, независимой от авторитетов и тех, кто прикрывается идеалами и лозунгами ...., а по сути проводит тонкую игру системы. Разве Живые могут быть равнодушными к бедам других людей? Безразличными к подменам Знаний? Считать себя избранными? Не могут! Есть либо холодные, либо горячие, не бывает в духовном теплых - равнодушных.
Что-то я увлеклась, ладно заканчиваю ответом на тему Ваше мнение. Моё мнение о сайте, такое же как и о земной жизни - всё есть отражение нашего человеческого выбора, что выбираем, то и получаем, всё честно. Я люблю этот сайт, потому что люблю когда честно. Благодарю! И обязательно буду писать, если не прогоните )), коленки только йодом смажу и вперёд! )))
Вот еще немного информации в базу. Существуют предсказания про МАЙ месяц. (очень надеюсь, что все-таки минует)
В начале и середине XX века всей Италии был известен Рафаэль Бенданди, автор ряда геологических и
астрономических теорий, заклейменных как “лженаучные”. Теории Бенданди
касались, в частности причин происходящих на планете землетрясений, которые
так и не были приняты “просветленным научным сообществом”. Кроме того,
Бенданди до конца жизни утверждал, что между Солнцем и Меркурием есть
скрываемая от мира планета, которую он назвал в честь своего родного города
Фаэнцы.
Хотя
официалы, как выше было уже замечено, считают Бенданди “средневековым
мракобесом” и “лжеученым”, тем не менее он, каким-то непонятным образом с
точностью до дня предсказал все самые сильные землетрясения, произошедшие в
Италии в течении XX века. В Италии так же существует легенда, что умирая,
ученый оставил в своем завещании предупреждение об уничтожении Рима, которое
произойдет 11 мая непонятно какого года. Поскольку широкой публике это
завещание не показывали, оно стало предметом дискуссий теоретиков заговора.
Согласно
одному из предположений, в завещании Бенданди была указана дата 11 мая
2011-го года, что породило в Риме настоящую панику: в канун этой даты Рим
словно вымер, поскольку все, кто только мог покинули город. К большому
счастью для всех с Римом ничего в 2011-м году не случилось и, хотя многие
римляне, помня пророчество Бенданди, практически всю свою жизнь стараются
уезжать из города накануне 11-го мая.
И вот,
накануне 11-го мая 2018-го года в сети появилось видео некоей загадочной группы
верующих, одному из пророков которых было явлено видение уничтожения Рима в
2018-м году, в день или в канун Пятидесятницы: В христианстве Пятидесятница
отмечается в 7-е воскресенье после Пасхи, поэтому у католиков Пятидесятница
будет в этом году 20-го мая, у православных 27-го мая.
Однако,
поскольку единства на предмет дня празднования Пасхи у разных ветвей и
течений христианства нет, соответственно у разных групп верующих дата
колеблется в довольно широких пределах. Кроме того, кроме общепринятого
сегодня григорианского календаря, есть еще ранее общепринятый юлианский. Так
что 27 мая, например, будет 14-м мая по старому стилю и потому точно не
понятно, о какой дате идет речь.
Тем не
менее, в итальянских блогах уже царит тотальная паника и римляне, бросая свои
дела, спешно уезжают из города. Из видео не очень понятно – идет ли речь об
ударе астероида, о сильном землетрясении или о ядерном взрыве. Однако в такой
ситуации детали уже не сильно важны и римляне поступают совершенно правильно.
Вот еще немного.
Аномальные новости со всего мира: http://ufonews.su/news75/823.htm
Пророчестве Маттео Тафури, итальянского Нострадамуса, который жил между 1492 и 1582 годами. Перед смертью он оставил предсказание о том, что когда в Саленто (”каблук” итальянского “сапога”) дважды выпадет снег, это будет знаком приближающегося конца света. Он сказал: “Саленто – город пальм и южных ветров, снег никогда не касался его. Но через два дня снега и двух вспышек на небе мир погибнет, но я не тоскую”.
Об этом вспомнили граждане Италии, которые стали наперебой выкладывать фотографии в Интернете с заснеженным Саленто, где в течение двух дней шел снегопад, чего ранее никогда не бывало в этом южном регионе.
Еще одним условием Тафури называл две вспышки на небе. И подобные свидетельства также нашлись. Молодая пара 9 января сняла в небе Саленто странный объект, который менял свою форму и испускал свет.
Два дня подряд идущий снег в Европейском городке стали предупреждением о надвигающемся конце света, согласно апокалиптического пророчества от ”итальянского Нострадамуса”.
https://www.youtube.com/watch?v=ahalDa4MOmo
Сейчас южная Италия переживает весьма необычную волну метелей, некоторые районы полностью покрыты снегом. Один из городов, пострадавших от необычных погодных условий, это Саленто.
Это событие происходит всего через несколько дней после того, как было замечено, что из глаз Девы Марии на картине в Македонии полились слезы - это событие также связывают с приближением конца света.
Пако Рабане, который известен всему миру как кутюрье и предсказатель, в достаточно пожилом возрасте (72 года) продолжает удивлять и одновременно пугать человечество. Свои очередные пророчества модельер описал в недавно изданной во Франции книге – «Нить Ариадны». Он утверждает, что однажды в мае в течение ближайших десяти лет на юге Франции и на севере Италии произойдет катастрофическое землетрясение, в результате которого будут полностью разрушены Ницца, Монако и Генуя.
В Варшавских пророчествах, которые составил некий польский монах в 1790 году, имеются сведения о предстоящем землетрясении:«… весь мир будет потрясен мощнейшим толчком и часть Италии, Португалии Испании исчезнет под землей». Все его предсказания о разделе Речи Посполитой (Польши), революциях во Франции, России и двух мировых войнах сбылись с необыкновенной точностью. И это одно из
последних предсказаний монаха, которое еще не осуществилось.
Благодарю! Замечательная статья!
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Вселенная,по представлениям удэгейцев, состояла из трёх миров - небесного, земного и подземного.
Земной мир (”на”) - “земля, суша”. Он населен людьми, животными, духами -хозяевами природы и духами умерших людей.По данным В.К.Арсеньева, земля представлялась удэгейцам в виде живого существа,голова которого находилась на северо-востоке, а ноги на юго-западе . По представлениям хорских удэгейдев, она - растянувшийся дракон, который лежит на плавающем драконе . Живым существом землю считали орочи и нивхи .
Согласно мифу анюйских удэгейцев, землю в виде островов сотворила небесная утка (”ба гая”) в результате борьбы со злой старухой (см.: Прил. №5, І.І, 2.1). Основные выводы, которые можно сделать из указанного мифа, следующие. Во-первых, Вселенная, окруженная водой, и человек существовали издавна. Во-вторых, первосущностью материального мира, первоначальной стихией является вода, объектом творения - земля. В-третьих, в сотворении мира участвовали и боролись противоположные силы. Злое начало ассоциируется с нижним миром, а доброе - с верхним.
Небесный мир (”угу бута” Ан, пуилэ на “Бик, “ба нани”Смрг) имел аналогичное строение с земным Удэгейцы, утверждая единство океана и неба, считали небо дном верхнего моря, над которым располагаются другие миры . Духами-хозяевами неба у удэгейцев считались антропоморфные образы (”ба”). Они представлялись мужчиной и женщиной. У алтайских удэгейцев главное место среди них отводилось мужчине, у самаргинских они были равноправны, у рода Сулаинзига главным считался мужчина, а у Канчуга и Куинка - женщина . Вероятно, первоначально под словом (”ба”) подразумевалась окружающая природа, но затем постепенно на неё было распространено понятие, связанное с духами-хозяевами вселенной, природы и её стихий.
Обитателями небесного мира были олицетворенные Луна и Солнце. С Солнцем (”су”) ассоциировалось материнское начало . К числу материнских персонажей у удэгейцев, вероятно, причислялась и Луна (”бё”). Бикинские и самаргинские удэгейцы связывали появ II ление пятен на Луне с женским образом (см.: Прил. № 5, І.І7).
Следует добавить, что Луна считалась покровительницей женщин, так как с ней было связано время менструальных сроков и беременности.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Очень-очень давно, когда не существовало ни сопок, ни камней, ни единой песчинки, разливалось без конца и края море. Водились а нём рыбы, плавали гуси, лебеди, утки. Но зверям и людям невозможно жить ни в воде, ни на воде, и потому их еще не было на свете совсем.
Однажды утка Гая, гоняясь за проворной рыбёшкой, так увлеклась, что попала на очень большую глубину. И ткнулась клювом во что-то твёрдое. Отщипнула кусочек и скорее вынырнула на поверхность. Едва выпустила добычу из клюва, в море образовался остров. На нём трава начала расти, цветы появились. Обрадовалась утка, стала на этом острове жить. Позавидовали ей другие утки. Вот и просят: “Научи нас, Гая, где можно землю найти?”.
Гая рассказала, как надо нырять глубоко-глубоко, до самого дна, чтобы ухватить кусочек волшебной земли. Утки стали нырять. Их становилось всё больше, слетались со всех сторон моря. И каждая добывала землю, которая на поверхности превращалась в островок. Островки постепенно соединялись, земля становилась такой большой, что на ней смогла вырасти тайга. Лес всех прокормит, поэтому появились на нём всякие звери, в кущах деревьев загнездились птицы, которые до того летали в небе и могли отдыхать лишь на облаках.
Только вскоре не стало на земле мира. Звери и птицы не ладили между собой, сильные убивали слабых. Старые деревья угнетали тенью молодую поросль. И тогда ночная птичка Чокчи решила обратиться за советом и помощью к главному богу -Солнцу.
Ночью, когда Солнце не слепит глаза, полетела к нему и попросила поселить на земле добрых духов, сильных и справедливых, чтобы они установили строгий порядок.
-Что ж, это можно,- согласилось Солнце.- Еще немного посплю, а как настанет пора рассвета ждите Медную птицу.
Утром обитатели земли увидели, как от восходящего Солнца отделился блестящий кусочек и полетел вниз. Он, приближаясь, увеличивался, и когда завис над тайгой, все увидели сверкающую Медную птицу. Она села на поляну, и только радужная голова была видна из-за верхушек деревьев. Но даже самые любопытные не решались подобраться поближе, чтобы рассмотреть гостью.
А Медная птица выкопала ямку, выстелила её мягким мхом м положила в неё два крупных пёстрых яйца. Прошло некоторое время, и из яиц вылупились странные существа. Это были люди - мужчина и женщина.
-Я наделила их чувствами любви, трудолюбия и справедливости,- сказала Медная птица таёжным обитателям.-Пусть
размножаются и живут своим трудом. Но не обессудьте - им тоже что-то надо кушать.
Взмыв над тайгой,Медная птица скрылась в солнечном небе.
К рождённым Медной птицей людям все относились с большим почтением. У мужчины и женщины родились дети, потом появились внуки. Люди строго соблюдали Закон тайги, чтобы все жители добывали лишь столько пищи, сколько необходимо для пропитания.
Всеобщей любимицей в селении была внучка Забиня. За доброту и весёлый нрав ворон Вали наколдовал ей умение расшивать одежды красивыми узорами. И все женщины племени стали у неё учиться этому мастерству.
Однажды Забиня, увлёкшись песней, которую напевала с подружками, занятыми вышивкой, случайно изобразила птицу, какой ещё не было в тайге. Оказалось, что это получилась волшебная птица-предсказательница кукушка Кэку.
Едва был сделан последний стежок, Кэку взмахнула крыльями и улетела. С тех пор лишь только раздастся в тайге её крик, люди с тревогой прислушиваются: кому накукует колдунья долгую ли, короткую ли жизнь? И что ни день,чьи-то души уносятся на Луну. Только Забиня, наверное, бессмертна, потому что её чудесные узоры поныне продолжают украшать одежды лесных людей -удэгейцев.
|
|
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
В удэгейском предании сушу сотворила утка: «Вселенная очень давно представляла собой море с единственным крошечным островком, на котором жила злая старуха. Однажды на остров опустилась чудесная утка (небесная утка ба гая) и прожила на нем семь лет. На восьмой год старуха прогнала утку. При взлете утка захватила немного земли и стала разбрасывать ее в море. Бросит побольше — получится целый материк, поменьше — остров...» (из научной работы Шаньшиной Е. В.).
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Уцза
Первые люди на земле не знали, что такое смерть. Был один Егда по имени Уцза. Никто не знал, кто его отец и мать и какого он рода. Он только занимался охотой и рыболовством. Котлов тогда еще не было, и мясо пекли около огня на палке. Один раз он нашел в тайге озеро и сел около него. До слуха его донесся из воды какой-то странный шум. Он встал и начал смотреть в воду и увидел очень много раковин Кяхта и в середине их одну очень большую. Верхняя половина ея была человекообразная. Раковина и говорит ему: “Уцза, ты дома на том месте, где сидишь у огня (бай), копай до тех пор, пока не увидишь другое небо и другой мир. Как только увидишь, закрывай немного берестой, чтобы никто не заметил. Я, Кяхта онилени, дала всему живому движение и свет жизни. Теперь жизнь создана, нет только смерти. Ты сделаешь дорогу в загробный мир (Буниhа). Если будет приближаться смертный час, надо звать меня, я могу отсрочить его”. Уцза так и сделал. Он отослал Егда на охоту, а сам остался дома и стал копать землю, и копал до тех пор, пока не увидел сперва темное царство, а потом светлое небо, сопки, реки, тайгу и т. д. Тогда он закрыл берестой, как велела ему Кяхта. Вечером домой вернулся Егда. Уцза просил его подвинуться. Егда исполнил его просьбу и провалился. Там он увидел такой же мир, как и этот. Уцза соскучился, что остался один, и решил идти туда же за Егда. Он сел на предательскую бересту с размаха и провалился тоже. Там он нашел следы и по ним догнал Егда. Последний спросил Уцза: “Зачем ты так сделал?” Тот ответил: “Надо же дать дорогу душе, чтобы другим на земле было место. Куда же деваться людям. Если ты, Егда, не хочешь здесь жить, можно вернуться обратно”. “Это невозможно”, - сказал Егда. “Ничего, попробуем”, - сказал Уцза. Место, куда они попали, было темное. Тогда Уцза стал петь Кяхта силянкуни! я, я. И вот с западной стороны стал появляться слабый свет и оттуда послышался голос: “Уцза и Егда! Вы назад не попадете. Вы находитесь в Буниhа. Вы людям сделали дорогу в царство смерти... Вы найдете здесь большую сопку Сюннго, у подножия ея озеро, в озере Кяхта буниhа силянкуни. Когда вы туда придете, то найдете свет”. Они пошли и все нашли, как им было сказано. В озере они услышали слабый шум. Заглянули в воду и увидели старуху. Она сказала им, чтобы они дальше никуда не ходили. После смерти людей сюда будут попадать тени самых больших шаманов. От зари на западе появился свет, не такой яркий, как на земле. Буниhа сюнгонини, Буниhа киднини, Буниhа сагзангени (о чем писалось выше). (См. ниже добавление).
{№ 18}
Добавление к сказанию об Уцза
Когда Уцза и Егда шли в подземном царстве, они все время спотыкались и падали, задевали носками за вьющиеся растения. Вот почему покойнику кончики унтов надрезают ножом.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Кяхта силянкуни (Раковина родится)
Где-то в горах (Сагды Кяма) есть большое озеро (Сагды тонги) и в нем есть Кяхта силянкуни. Там они родятся. Одна очень большая. Она первая появилась в дни творения и называется Кяхта онилени - раковина самая старая. Первое движение жизни дала эта раковина. В ростке растения, в утробном зачатии всякого животного, во всех движениях души можно углядеть проявление ея чудесной силы.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Следовало бы, конечно, связать образ хранительницы детских душ с другими женскими божествами эпохи материнского рода. Но довольно скудные данные по фольклору и этнографии народов тунгусо-маньчжурской языковой группы не позволяют нам пока этого сделать. Между тем в верованиях всех этих народов женский пантеон играл очень важную роль. Об этом, в частности, можно судить по представлению о бууа ~ буа, уходящему своими корнями в палеолит [3, с. 28 ]. В.А. Аврорин и Е.П. Лебедева подробно описывают культ буа у орочей [3, с. 27—31 ]. Мир (земля) — это огромная лосиха, стоящая на восьми ногах. Когда она перетаптывается, случаются землетрясения; спинной хребет ее — цепь гор, делящих землю на две части; шерсть лосихи — лес. Позднее, отмечают авторы, с переходом к отцовскому роду произошла замена образа хозяйки природы хозяином. Понятие буа есть и у удэгейцев, но теперь уже трудно установить, мужское или женское это божество. К этому же ряду женских культов относится и хозяйка огня пудзя (пуза). Итак, в мировоззрении тунгусо-маньчжурских народностей (в том числе и удэ) основополагающее место в прошлом занимали божества женского пола. Связано это, разумеется, с положением женщины в первобытном обществе, ее функциями продолжательницы рода, хранительницы огня. Несмотря на тысячелетия, прошедшие со времени зарождения женских культов, они сохраняли свой статус до недавнего прошлого. Рассмотрение этиологических мифов начнем с тех, которые отражают женские культы. Таковыми следует считать мифы о Кяхта. Киакта (бик.) или гиакта (хор.) — раковина-каури, символ женского начала. Привозимые китайцами мелкие белые раковины-каури женщины нашивали на подол халата как украшения-талисманы. Почитание киакта мы склонны относить к субстратным явлениям в культуре удэгейцев. В текстах 86(12) и 87(13) К яхта онилени (мать раковин) выступает как созидательница мира, давшая толчок всему живому. Кяхта наряду с Тагу мама была у удэ воплощением идеи плодовитости, чадородия. Представление о Кяхта — более раннее и примитивное, чем о Тагу мама, которое осложнено позднейшими шаманскими наслоениями. В фольклоре нанайцев Киркта предстает волшебной женой героя Палим Падо, у которой он просит помощи [1, № 36]. Рассказы мифологического содержания о Кякта записаны нами от негидальцев. Кякта — водяная женщина, вступившая в связь с человеком и родившая ему ребенка.В текстах В.К. Арсеньева Кяхта не только прародительница, но и учредительница смерти: она подсказала Уцза дорогу в загробный мир Буниһа (текст 86(12)). Кяхта, по мнению удэгейцев, создала “круговорот душ“ — через Буниһа вновь к жизни. Если Тагу мама распоряжается только детскими душами,, то Кяхта подвластны все смертные, о чем она и говорит Уцза.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
От супружества Тагу мама и Чиниһе, говорится в посвященном им мифе, появляются на свет детские души, которые затем старуха Тагу посылает людям, — так рождаются дети. Тагу строго следит, как обращаются окружающие с ребенком; при плохом обхождении она забирает душу обратно: младенец заболевает и умирает. В случае болезни ребенка шаман отправлялся к Тагу мама и старался возвратить “конфискованную” душу. “Тагу мама дает жизнь каждому ребенку. Она посылает ребенка родителям. Если родители будут худо обращаться с ребенком, она может его назад взять. Душа взрослого называется ханя, а душа ребенка — оме. Если ребенка бить, пугать, ронять, его оме может уйти обратно к Тагу мама“ [Арсеньев ПД — 1917— 1925, № 1, с. 793]. По сообщению писательницы В.Т. Кялундзюги, у хорской группы удэ владычица детских душ называется Сагды мама (Великая старуха; см. раздел “Фольклор удэ“). Представление о старухе — распорядительнице детских душ исключительно интересно. Нам не удалось найти соответствий образу Тагу (Сагды) мама в фольклоре и этнографии других тунгусо-маньчжурских народностей. Этот древний культ несомненно восходит к культу матери-прародительницы. От Тагу мама зависит счастье материнства, здоровье детей. По тексту 85(11)можно заключить, что Тагу выступает и как чаровница, призывающая к себе создателя Чиниһе: “Тагу мама поет песнь и зовет Чиниһе...1’ Из неопубликованных этнографических заметок Арсеньева и рассказов удэгейцев явствует, что почитание Тагу имело огромное значение в семейной жизни. К сожалению, ничего не известно о жертвоприношениях ей, но есть основания предполагать, что они были. Во всяком случае, Тагу в пантеоне удэгейцев стоит выше прочих духов и божеств.
Чиниhе не видит
Тагу-Мама, только слышит её голос через сопкe. Тагу-Мама поет
песнь и зовет к себе Чиниhе, приглашая к себе.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Миф “Тагу-Мама и Чиниһе“ (85(11)) рассказывает об устроителях земной жизни — небесных супругах Тагу и Чиниһе (о Тагу мама и Синихэ мафа см. также: [52, с. 22]). Чиниһе — властелин природы, создатель всего сущего. По своим функциям он смыкается с более поздним (по-видимому, заимствованным у маньчжур) божеством андули (ороч., нан. эндури). Хорские удэгейцы поясняли понятие андули словами “высший хозяин11. В словосочетаниях андули нередко заменяет исконное тунгусо-маньчжурское эуэн “хозяин, властелин11. Но в мифологии, как видим, Чиниһе остается на уровне божества-создателя. Упоминание о чете Тагу и Чиниһе есть в сказке 104(30) “Два мира — небесный и подземный”.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Удэгейцы
Тагу-Мама и Чиниhе
Тагу-Мама - старуха, Чиниhе - старик. Вместе не живут - их разделяет гора. Это не на земле, а на небе. Чиниhе - владелец неба. Он посылает снег и дождь. То и другое держится на сучках и листьях деревьев. У Чиниhе - длинныя усы и борода. Снег на бороде и волосах головы, а дождь - на ресницах и бровях. В годы, когда нет снега, люди приглашают самого лучшего шамана и просят его идти к Чиниhе за снегом. Шаман камланит половину ночи. Он просит у Чиниhе снега. Тот позволяет тронуть его палкой. Шаман чуть-чуть трогает бороду. Шаман идет к Чиниhе обязательно в шапке, и во время камлания у него на шапке оказывается снег в соболином хвостике, прикрепленном к верху шапки. Через три дня будет хороший снег. Чиниhе не видит Тагу-Мама, только слышит ея голос через сопкe. Тагу-Мама поет песнь и зовет к себе Чиниhе, приглашая к себе. Тогда они увидели, что вертится месяц над сопкой. Она легла спать и ночью к ней пришел старик. Он сказал ей, что его зовут Чиниhе. “А ты - Тагу-Мама. Нам нельзя часто видеться и разрешается только раз в год (или раз в месяц)”. Он сказал ей, что они вдвоем самые высокие, выше их никого нет. “Я уйду, у тебя будут дети, а ты их посылай людям”. Там, где живет Тагу, там все есть: горы, реки, леса, звери, стрелы. Все это делал по одному экземпляру Чиниhе, от него сделалось бесчисленное множество вещей. Вот она и стала посылать к людям Омэ - душу маленького ребенка. В каждом ребенке на земле есть Омэ, посылает Тагу. Если ребенок заболеет, в особенности в тех случаях, когда он чего-нибудь напугается, Омэ уходит в Тагу. Вот тогда шаман отправляется на поиски Омэ.
Слова действительно очень тяжелы, здесь на этой странице не могу писать... Просто Благодарю за Всё!!!
Очень интересная статья. Хотелось бы прочитать продолжение, рассказ обрывается на самом интересном месте. Спасибо!
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
Нередко сотворение окружающего мира и самого человека люди приписывали воле и действиям животных со сверхъестественными качествами. По представлениям верхнеамурских эвенков-орочонов творцами среднего мира, земли, были мифические лягушка, змея и мамонт. Образ мамонта символизировался с лосем, и охотники изготавливали деревянную фигурку мамонта в виде стилизованного лося. Один из мифов эвенов Камчатки, Колымы, Индигирки и Магаданской области повествует о том, что земля произошла из частей тела восьминогого оленя. По сходным верованиям тунгусских шаманов считалось, что их мифическая мать-прародительница имела звериную природу: медведицы, лосихи или косули с восемью ногами. Возможно, что подобные взгляды проникли и в воззрения тумнинских орочей, либо это результат генетической близости в прошлом. Один из орочских шаманов — С. М. Хутунка — нарисовал карту окружающего мира, согласно которой тумнинские орочи представляли Евразию в виде восьминогого лося бэйудуну сагды на. Спинной хребет лося являлся горной цепью с девятью вершинами, шерсть — тайгой, вши — зверями, комары — птицами. Когда лось переступал с ноги на ногу, происходило землетрясение. На лосе-земле орочи поместили себя, соседние с ними народы, русских и китайцев. Западнее лося находится Америка в виде дракона мудур с жалом, усами, рогами и восемью конечностями.
Финно-угры
Ижора. Руны в основном пели женщины
Руны в Ингерманландии пели почти исключительно женщины, и эту удивительную особенность никто до сих пор не может объяснить. Среди 2000 местных исполнителей, у которых фольклористы когда-либо собирали песни, только 15% были мужчины, и у них записано лишь 3% всех песен! И репертуар народных певиц порой превосходил мужской в десятки раз.
И дело было не в том, что пелись эти руны женскими высокими или охрипшими от студеных морских ветров голосами. А в том, что женское сознание, женский опыт и женские судьбы полностью изменяли эти древние песни.
Если в карельских рунах, исполняемых мужчинами, все было основательно, прочно, каждый шаг героев воспринимался как подвиг, а каждое действие – как акт сотворения, то в ижорских песнях все было иначе. Несмотря на то, что многие сюжеты у ижор сохранили более древние мифологические мотивы, все же миф уже не воспринимался как рассказ о реальных событиях в начале времен, а подавался как забавный случай, казус, сказочное событие. В ижорских рунах все реалистично, все как в обычной жизни. Так женщины, много испытавшие на своем веку, уже не верят волшебству, не надеются на чудо, а смотрят на все с умудренной усмешкой и пониманием.
Мне нравится эта свобода ижор в интерпретации древних сюжетов. И я вижу в ней не столько разрушение мифа, сколько проявление свободолюбивого, самостоятельного, ничем не стесненного народного характера, вольного и решительного как море, прямого как ветер, трезвого как ранние прибрежные заморозки. Характера, обладающего самым главным проявлением мудрости – способностью смеяться над собой!
А как хороши были «круговые» песни, под них не только водили хороводы. С ними ходили веселыми рядами, подхватив друг друга под руки, вдоль по широким пыльным деревенским улицам. А когда солнце краем уже касалось моря, все уходили на край деревни и оттуда еще долго доносились веселые плясовые мотивы, на которые так хорошо ложились древние ижорские слова и русские припевы «раз – калина моя, раз – малина моя!» да «ой, цветочки мои, белорозовые».
Финно-угры
Ижора. Творение вселенной матерью-прародительницей, 7 измерений
Книга «Народные песни Ингерманландии»
Финно-угры
Ижора. Творение вселенной птицей
Книга «Народные песни Ингерманландии»
...
Конькова Ольга Игоревна – Ижора. Очерки истории и культуры
Когда мы дошли до леса, она утомилась и прилегла на траву, спросив, можно ли ей «покричать»? И громким, молодым голосом она запела о том, как дневная птица ласточка искала землю, чтобы отдохнуть, чтобы снести золотые яйца в гнездо из меди:
Löysi mättähän sinniisen, Нашла кочку синюю,
Toisen mättähän punnaisen, Вторую кочку красную,
Kolmas kellan karvalliin. Третью – желтую.
Tuli tuuca, aikoi tuuca, Пришла туча, надвинулась туча,
Viiretti pesän vettee, Скатила гнездо в воду,
Laski munat lainehes… Яйца по волнам пустила…
И я вдруг поняла, что она, вопреки концу ХХ века, вопреки атомным реакторам Сосновоборской АЭС, видным с сойкинского берега, вопреки всем ученым разговорам о гибели ижорского фольклора, поет древнейшую руну о сотворении мира, неба, солнца и звезд из разбитого яйца магической птицы! Поет просто так, не по воле фольклориста мучительно извлекая ее из памяти, а лишь для того, чтобы дать отдых телу и силу душе. Я была уверена, что такие песни остались где-то в вековой давности, что они отложены, как безвозвратно ушедшие археологические древности, в безлюдных хранилищах. И я тогда осознала, что такое «мифологическое» время, у которого нет начала и нет конца, которое не стремится от прошлого к будущему, как наше время. Тогда, на краю замершего от жары леса я оказалась в пространстве, где важно было только настоящее, где не было ушедшего, где не было ожидаемого, где мир рождался у тебя на глазах в заунывном ритме древнего напева…
Спасибо, что озвучили эту мысль от системы. Мне сознание ее тоже подбрасывает.
В моем случае, оно говорит, что надоело делать что-то в 3-х мерности, ходить на работу, обеспечивать существование тела, все равно тело умрет. Вот скорее бы катаклизмы и я бы точно убедилась, что все привнесенные знания в книгах Новых правда, все бы люди это поняли и сделали бы бы этот окончательный выбор. А так- непонятно когда это случится, поэтому нужно продолжать ходить на работу и времени на духовное развитие мало остается. А по факту, это ловкое отвлечение системы отложить дух. развитие и практики на потом, когда будет больше времени (т.е. когда не будет необходимости работать, т.е. когда будут катаклизмы. Сама читаю это сейчас и удивляюсь такому маразму : от сознания)
Работать нужно уже СЕЙЧАС, пока и условия спокойные и работа есть, на которой в дне как раз и можно получать бесценный опыт взаимодействия с людьми, наблюдения как работает сознание в нас!
Заметил, что люди, связанные с космосом, астрономы там, космонавты и им подобные, судя по фотографиям, очень веселые, улыбчивые люди). Честно говоря, и я, поглядывая иногда через Стеллариум в космос, не вижу повода грустить. Вертишься на крохотной мокрой пылинке, будучи чем-то, по сравнению с ней, этой пылинкой, настолько смехотворно маленьким и кратковременным,что даже сравнения не подберешь. И сознание со своими амбициями послушно идет в попу от банального понимания, что ему вообще ничего не светит.
Как всегда, спасибо, Игорь).
Юлечка, тоже бывают такие моменты, когда система давит со всех сторон и чувствую, что мне всё в ней чуждо... Тут же сознание и подкидывает подленькую мыслишку: “Уйти бы, да?”
Осознаю, иногда не сразу, как ловко ловит система на моментах слабости, мысли такие выгодны только сознанию...
Знаете, смирение, Любовь - это замечательно, это то, что должно быть всегда внутри, у Личности другого и не должно быть. Но, смирение с собой, т.е. с Душой, с Богом, пребывание в глубинных чувствах совсем не подразумевает смирения с системой...
Наблюдение за ней трезвым взглядом Личности, понимание её работы, хочешь, не хочешь, но этот мир - вотчина Аримана, разыгрываются его сценарии, в “наших” кругах были и будут его проводники.
Какое мне дело до того, что говорят и хотят провести? Я продолжаю делать так, как чувствую, безо всякой борьбы, в любви и согласии с Душой.
Заходи, Саня!) Просто заходи. Всем это будет в РАдость!)
И очень надеюсь, все мы, каждый в свое время, ЭТО совершим, станем Живыми).
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
Эволюция образа Буга
В пантеонах тунгусо-маньчжурских народов сохранились раз-
ностадиальные представления о божестве неба — от нерасчлененного
космического образа до дуального и верховного главы пантеона.
Наиболее ранний исторический пласт представлений о вер-
ховном боге неба Буга как нерасчлененной единой Вселенной,
по мнению исследователей, был связан с культом лося и мифом
о стрелке, преследующем солнечную лосиху [Окладников 1974а:
53–59; Василевич 1969; Анисимов 1959: 23; Мазин 1984: 12; Авро-
рин, Лебедева 1978: 27–28]. Первоначально образ Буга — Бугады
энин представлял собой хозяйку Вселенной, связанную с образами
света, неба, мировой горы и мирового дерева жизни, как нерасчле-
ненное единство Вселенной в облике космической лосихи — мате-
ри-прародительницы мира и жизни (рис. 1). Позднее Буга стал муж-
ским божеством, хозяином неба, света и земли [Василевич 1936;
Анисимов 1958: 83; 1959: 23; Мазин 1984].
Ранние записи космогонического мифа забайкальских и амур-
ских эвенков XVIII века зафиксировали дуалистические представ-
ления. Г. Спасский записал космогонический миф забайкальских
эвенков о творении мира и человека, в котором два брата, Буга и Бу-
нинка, творят Вселенную, животных, людей [Спасский 1822: 54–55].
Об этом же сообщает И. Георги: «Верховное, или всеобщее боже-
ство, называют Боа, а дьяволом — Буги» [Георги 2005: 328]. Некото-
рые исследователи обращали внимание на то, что слово Бука в пере-
воде означает «крупный рогатый зверь, в том числе лось» [Анисимов
1959: 32–39; Аврорин, Лебедева 1978: 29]. По архивным материалам
А. А. Макаренко, согласно мифологии забайкальских эвенков на-
чала ХХ в., два брата-творца, Буга и Хырга, поделили небо и землю
[АРЭМ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 215: 29, 30, 32; Сем 2002а: 99–100].
Исследуя эвенкийский пантеон XIX в., А. Ф. Анисимов выде-
лил два разных образа, сформировавшихся на одной первооснове:
хозяина неба Буга (Сэвэки) и хозяйки родовой территории, священ-
ных скал и дерева жизни Бугады энин, символами которых были два
оленя [Анисимов 1959: 34–39]. Близкие представления были запи-
саны Г. И. Варламовой. На основании того, что амурские эвенки
обращались к небу Буга как к матери эни и отцу амин, она приходит
к заключению, что Буга как высшее божество олицетворяет как
женские, так и мужские начала природы и олицетворяет Вселенную
[Варламова 1995: 59]. То есть небо Буга в эвенкийских верованиях
амбивалентно по своей сути, представляя фактически нерасчленен-
ную Вселенную. В фольклоре эвенков к нему обращались как мате-
ри и отцу неба Энин и Амин Буга [Там же]. Двойственность образа
проявлялась не только как верх–низ, мужское–женское, но также
как добро–зло, свет–тьма. Понятие хозяина неба — противополож-
ности хозяина территории — распространялось и на злого духа или
черта Бунинка [Сем 2002а, б, в].
Рис. 1. Изображение стрелка, целящегося в солнечную лосиху, —
иллюстрация мифа о космической охоте.
Петроглифы Верхнего Амура. I тыс. до н.э.
Народы Сибири и Дальнего Востока
Эвенки
Космическое божество неба Буга
В мифологическом пантеоне эвенков наиболее архаичное бо-
жество неба и Вселенной Буга имеет синонимы — Оксаки или Экше-
ри, Сэвэки, Майин (шаманский бог), Амака [Широкогоров 1919;
Анисимов 1958; Василевич 1969].
Небо воспринималось через несколько образов — животного
либо антропоморфного существа, чаще — как мужчина, реже — как
пара (мужчина и женщина) и совсем редко — как неперсонифициро-
ванное начало. В общении с небом человек выходил одаренным бла-
гом — здоровьем, силой, властью, удачей в промысле, победой над
врагом. Но небо также и карало за проступки. С небом факти чески
ассоциировалось представление о свете. Небо могло быть светом
солнца и тьмой ночного времени, свет которого — звезды и луна.
Большинство исследователей тунгусских народов отмечали
пространственные характеристики данного понятия. Буга — обо-
жествленное представление о нерасчлененной единой Вселенной.
По архивным материалам Г. М. Василевич, возможно разделение
слова Буга на две морфемы: Бу — земля (му вода) и га — суффикс
времени [Цит. по: Ермолова 2004: 60–61]. Она отмечала, что вос-
приятие верховного божества в верованиях тунгусо-маньчжурских
народов было связано с ближайшей окружающей средой. «Буга,
Боа — это сила природы, распространенная вокруг и служащая им-
пульсом существования и движения различных явлений природы.
Согласно общему для всех тунгусо-маньчжурских народов пред-
ставлению, Буга означает все окружающее: природу, землю, мир,
небо, погоду, пространство. Под влиянием шаманских представле-
ний Буга приобрел новое значение как дух-хозяин верхнего мира.
Считалось, что Буга может видеть только шаман, который общается
с ним» [Василевич 1991: 188]. А. Ф. Анисимов полагал, что понятие
Буга у эвенков олицетворяло окружающий мир как место деятель-
ности и жизненно важных условий существования (погода) [Аниси-
мов 1959: 42].
Полисемии названия верховного космического божества Буга
соответствовала полисемия самого образа. Вселенная Буга включа-
ла весь мир, землю, воду, небо, все существующее, и в то же время
это вечное существо, которое не вмешивается в дела людей, но яв-
ляется творцом и распределителем всего существующего [Широко-
горов 1919: 14–15; Аврорин, Лебедева 1978: 27–28; Хасанова 1998:
518–519]. Являясь хозяином Вселенной, которому подвластны все
сферы мироздания, Буга наделялся статусом верховного божества
и духа. По материалам С. М. Широкогорова, Буга — «верховное,
всесильное, вездесущее, всезнающее существо, которое отвечает за
существование и регулирует жизнь и направляет весь мир» [Shirokogoroff
1935: 122], то есть обладает законодательными, распоряди-
тельными и креативными функциями.
Наряду с творением мира верховное божество считалось хозя-
ином погоды, который регулирует восходы и заходы солнца, управ-
ляет атмосферными осадками, ветрами, грозами, землетрясениями,
наводнениями, промысловой удачей. Он — верховный хозяин всего
живого на планете и совокупность всего, что ему подвластно [Авро-
рин, Лебедева 1978: 27–28; Анисимов 1959: 42].
Верховное божество тунгусских народов Буга обладало не
только космогоническими и природно-атмосферными, но также
социальными функциями.
У неба Буга просили здоровья и благополучия. Считалось, что
оно дает счастье, справедливость, жизнь. Г. И. Варламова (Кэптукэ)
у амурских эвенков конца ХХ в. записала современные представле-
ния о небе Буга. Она сообщает, что небо Буга играет в жизни эвен-
ков главную роль. Небо человека кормит, растит, дает лося, домаш-
него оленя, снабжает теплом. Оно дает погоду (мочит, сушит)
и устанавливает закон, следит за нравственностью человека [Варла-
мова 1995: 55–59]. Божество неба Буга эвенков, как воплощение
и верховный правитель Вселенной, является главным подателем
жизни и как родитель воспитывает человека. Буга — источник все-
го, и от него все происходит [Там же: 59].
По представлениям восточных эвенков, небо Буга следит за
поведением человека, все поступки человека должны быть угодны
небу Буга, он ничего не должен делать против воли неба Буга. Если
кто-то делает что-то не как положено, его обычно останавливают
выражением: «Против неба Буга делаешь! Грех». Эвенки считали,
что и радость, и несчастье даются человеку небом Буга в зависимо-
сти от его поведения: «Небо Буга, если пожелает, добра дает и пло-
хое пошлет на твою плохость» (то есть если сам делаешь плохо,
плохое получишь). Небо Буга посылает наказание человеку, если он
это заслужил, говорят, Буга проклянет.
Небо Буга мыслится как космический родитель, дававший
жизнь человеку. У неба в песнях просят благополучия:
Где трава есть, где глиняная земля —
Хорошо же, хорошо же,
Если небушко Буга пожелает же,
Хорошо жить будем.
В хороводных круговых танцах, исполняемых на большие
праздники, также упоминается Буга:
Дэвэ, дэвэ, давайте танцевать!
Хорошо жить будем!
Пусть олени наши пасутся,
Небушком Буга даны они,
Хорошо, хорошо!
[Варламова 1995: 56–57].
Существование у восточных эвенков и эвенов культа неба Буга
сходно с аналогичными воззрениями тюрко-монгольских народов
на небо Тэнгри.
сознание всегда чего-то необычного ждёт, для него это жизнь. Тоже одна из причин подобных мыслей.
Конечно, ну так вопрос в том - как научится!
Первое что хотелось ответить на Ваш комментарий “сознание Эллы просто написало правду и такое про этот сайт может сознания каждого из нас сказать”, но потом пришло предложения написать, что это отец С... его написал :) вообщем такой юмор от системы.
В дополнение к статье видео по Крымским пирамидам, в ней речь об интересных гипотезах :
“перевернутость” пирамид и существование подземной цивилизации...
Действительно... Все работает, вопрос в том, что за этим последует.
Цель проекта
Народы Сибири и Дальнего Востока
Нивхи
Нивх называет вселенную kurn, но этим же словом он обозначает понятие личного человекоподобного бога. Словом pal он обозначает гору и бога — «хозяина» горы, словом tol — море и бога моря. Вселенная — только форма, которую принял величавый образ личного бога kurn.
Вот величественная гора (Энгельс-паль), одиноко возвышающаяся над дюнами севера: это живой олень бога вселенной kurn, на котором он объезжал остров, приводя его в нынешний, обитаемый для человека вид. Там, где ступали его священные стопы, образовались долины; от ударов его бича явились реки...
Такой же живой является и вся остальная природа: грозный tol (море), мрачные леса гористого острова, быстрые горные реки и т.д. Срубая дерево, гиляк боится загубить его душу и ставит на пне его особое существо inau (cexn-kun-inau), душетворящее inau, которое возвращает ему душу и жизнь. Горы, океан, утесы, деревья, животные - это только маска, под которой боги скрывают себя от любопытства человека. Своеобразная глубина своего рода метафизического анализа гиляка в этом отношении поразительна.