тюркские народы
Тофалары
Легенда о Боге и Дьяволе
“Это было в седое, изначальное время. Бог тогда только создал землю, украшал ее деревьями, растениями, цветами.
Откуда не возьмись, появился дьявол, угрюмый, страшный, жадный. Ему ничего не нравилось на свете.
- Дай мне землю,—говорит он богу.
- Нет, не дам,—отвечает бог.
- Тогда дай хоть половину земли.
- Нет, не дам! – упорствует бог.
- Ну, хоть четверть земли,—не отстает нечистый.
- Я же сказал тебе: не дам!
- Ну, хотя бы восьмушку земли,— умоляет дьявол.
- Не дам! – грозно стоит на своем всевышний.
- Тогда дай земли малую малость, ровно столько, чтобы я мог приспособить в нее свою трость.
Надоело богу слушать и, чтобы отвязаться от дьявола он сказал:
- Возьми только не больше толщины своей трости.
Дьявол обрадовался и тут же начал сверлить тростью землю. Втыкал-втыкал, сколько было сил, и вытащил трость обратно. Оттуда шипя и извиваясь, вылезли змеи, большие и маленькие. От неожиданности бог вздрогнул, рассердился и хотел убить дьявола. Но он пустился бежать. Бог за ним вдогонку. Дьявол превратился в ведьму и, поднявшись на небо, схватился за луну, затмив ее собой. Тут он немного отдохнул, но бог догнал и ударил его колокольчиком. Ведьма удрала дальше.
Бог ненавидит дьявола, то и дело гоняет его. А дьявол, спасаясь, забирается на луну, отчего и бывает лунное затмение.
Говорят, что карагасы в старину, во время затмения луны, стреляли вверх, чтобы помочь луне вырваться из объятий дьявола-ведьмы” (записана Н.Ф. Катановым).
тюркские народы
Тувинцы
Легенда «О сотворении мира» впервые воссоздана в письменном виде
аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе
директора ансамбля «Эдегей» Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной
постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной
тувинской культуре появился Соок-Ирей? Дизайнер и балетмейстер Вячеслав
Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея.
Адыг-Тулуш: Когда,создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы
Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была
ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски
Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые
озера.
Небо-отец – Дээр Тенгри, увидев страдания Матери-земли, вдохнул свой тын-дух, и
живительные облака полетели на землю. На высоких вершинах гор – хаялар,
единое целое облако-тын рассеклось на четыре части света и ожило,
превратившись в четырех Улу-драконов. Из них тяжелее всех был старший
брат-Улу, холодный, белый, серебряный, как молоко Матери-земли, его
назвали Кыш. Младшую сестру назвали Час-весна, она оживляет растения и
животных. Третьего улу назвали Чай-лето, он очень жаркий, быстрый,
веселый, беззаботный, зеленого цвета. Младшая Улу-Кус – осень, она
красавица, но плаксивая, капризная, вобрала в себя помаленьку от старших
братьев.
Они беззаботно летали во Вселенной, но старший брат лег отдохнуть на землю и уснул. Он
спал крепко, пока сестры и братья искали его, он оброс камнями, лесами и
животными. Так образовалась гора Танды-Тайга.
тюркские народы
Тувинцы
Среди современных тюрко-монголов культ богини Умай встречается у киргизов, узбеков, казахов, алтайцев, шорцев, телеутов, хакасов, бурят, сибирских татар, тувинцев и др.
тюркские народы
Тувинцы
Эмегельджи, Эмегельчи, Эмегельджин, Эмегельджиэджи, Эмеген («прабабушка»,
«бабушка»); Эмегёльджи-дзаячи («прабабушка-создательница»), в мифологии
монгольских народов, а также тувинцев домашнее божество типа богини-матери;
Эмегельджи называются и онгоны семейных и родовых предков-женщин. Эмегельджи
- покровительница детей, их счастья и здоровья. У тувинцев, например, онгону
Эмегельджи молятся, когда нет детей или они рано умирают. В алтайской мифологии
аналогичные онгоны известны как Эмегендер (Энекелер), «бабушки»; это духи
предков-женщин, их воплощения - тряпичные куклы - передаются по наследству
по женской линии.
Ого, большая)))
Важное дополнение: возраст казахстанской пирамиды установили по найденному внутри черепу, его отослали в Белфаст, Ирландию, на радиоуглеродный анализ...
Судя потому, что в Киеве на Аллатра ТВ сайт я зайти не смогла , реакция более чем активная и не только нашего сознания ...... Спасибо за передачу . Передачи разят сознание и оно постепенно отпускает свои щупальца . Уход в душу уже не просто слова , непонятные сознанию , а истинное счастье и смысл жизни . Спасибо , Спасибо ,Спасибо ......
Фильтровать нужно всё)! Я привел видео скорее потому, что еще несколько лет назад понятие “архонты” было большой редкостью в СМИ. Сегодня его можно встретить все чаще.
Фух, пока смотрела видео, устала фильтровать базар Дэвида )) Так всё перепутано в видео... но часть правды есть. Если кто интересуется этой темой, то лучше про Архонтов прочитать в книгах А.Новых http://mnogoznai.tk/search/архонты/7,1,2,3,4,5,6,8,9,10
«…Очень многое в жизни людей, их духовном становлении зависит от того, кто ими управляет. В странах, которыми негласно управляют Архонты, царит ложь, обман и материальное начало, которое активно подменяет духовные стремления и ценности народов. На фоне красивых слов из людей делают тупых, послушных идиотов. И чем больше становится таких стран, пребывающих под властью Архонтов, тем больше человечество вязнет в грязи материи, склоняя чашу своего выбора в сторону Животного начала. И, естественно, тем быстрее цивилизация приближается к собственной гибели. А ведь основной смысл существования человечества — в совершенстве духовного начала, в шансе каждого индивида стать Человеком. А стадо послушных двуногих животных, озабоченных материей, нужно разве что Архонтам и то в чисто эгоистических, амбициозных целях. Но я ещё раз подчеркиваю: каждый человек вправе сделать свой выбор!...»
Что сейчас в мире происходит? Всё на наших глазах... “Единственным сильным противником Архонтов, который серьёзно сможет противостоять их намерениям, будет…”
В видео много несоответствий со Знаниями, уделю внимание особенно значимым- тамплиеры и змеиная тема.
Тамплиеры - это рыцари Света, которые наоборот противостояли планам архонтов на разных уровнях, а в видео их в Архонты записали.
Змей тоже записали к Архонтам )) На самом деле древние передавали знания, используя образ змеи, имели в виду спиралевидную структуру вселенной... и не только. На этом сайте достаточно хорошо представлена змеиная тема. https://rgdn.info/search?search=змея
тюркские народы
Хакасы
тюркские народы
Хакасы
Культ Умай был широко распространён среди всех хакасских племенных групп за исключением кызыльцев, живущих на севере Хакасии.
Богиня Умай по-хакасски называется Ымай идже. По представлению
хакасов, она не видима для людей и постоянно находится на небе среди
белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от
болезней. Считалось, что если грудной ребёнок упадет, то ему не будет
слишком больно, ибо Ымай идже его «поддержит», если во сне
младенец улыбается, значит она с ним играет, если вздрагивает и плачет —
пугает. В последнем случае Ымай идже «успокаивают» словами
«хурай, хурай», а ребёнку смазывают рот маслом, чтобы задобрить и
«накормить» богиню Умай. По верованиям хакасов, богиня Умай была
хранительницей детских душ, которые находились у неё в «храме» — в горе
Ымай-тасхыл.
Ымай идже представляли полной седовласой старушкой, жалостливой и ласковой к людям. Вероятно, поэтому сагайцы её называли Пай идже, т.е. богатая, добрая мать, или Улуг ах ине — Великая белая мать.
По объяснению стариков, слово ымай в хакасском языке
обозначает душу (или жизненную силу) грудного ребёнка. Считалось, что
вместе с рождением младенца появляется его ымай. Когда кончался грудной возраст, т.е. после двух-трёх лет (раньше хакаски кормили грудью до двух-трёх лет), ымай, в представлении
(93/94)
хакасов, превращался в хут — жизненную силу взрослого человека. Считалось, что ымай находится у пуповины или под родничком головы ребёнка. Видимо, в связи с этим некоторые качинцы родничок, а сагайцы пуповину также называли ымай.
тюркские народы
Хакасы
Мифологические представления древнего населения Среднего Енисея о вселенной, видимо, сложились в
неолитическую эпоху. Согласно преданию, бытующему среди современных хакасов,
сотворение мира приписывается уткам. Сначала возникла из песка плоская земля, а
потом появились горы. Одна из уток вылепила из земли человека (мужчину), а из
его ребра - женщину, поселила их на равнинной земле, дала им скота и хлеб.
Устроив людей, утка превратилась в божество (по-хакасски - худай) и стала
обитать в небесах. Власть небесного божества распространяется на землю, на
людей. Другая утка ушла внутрь земли, стала владыкой подземного царства - мира
умерших. Таким образом, по представлениям древних Вселенная разделялась на три
сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный).
тюркские народы
Хакасы
Согласно хонгорским мифам, Ax-Худай и Ирлик-хан были двумя родными
братьями. Старший из них - Ax-Худай - был рожден со светлыми мыслями и
являлся верховным творцом - «ӧӧркі чаячы», а младший - с черными думами и
был творцом нижнего мира - «тӧбінкі чаячы». Подобное представление имеется в верованиях зороастрийцев, где Ормазд и Ахриман являлись родными братьями.
До сотворения земли в космосе существовал только мировой океан.
Верховный творец Ax-Худай, созерцая бесконечную гладь воды, задумал
сотворить землю. Его младший брат Ирлик-хан подсказал: «Под водой
имеется «живая глина». И но велению Ax-Худая он, превратившись в щуку (в
вариантах - утку), нырнул. Достигнув дна, Ирлик-хан взял в рот песчинки
и принес старшему брату землю. Однако часть песчинок он утаил во рту.
Ax-Худай поймал трех больших рыб - окуней (ала пуға) и заставил их
плыть вместе на поверхности воды. Затем он рассыпал песчинки на их
спинах, из которых выросла земля. Создались ровная плоскость и хорошие
дороги. Но в этот момент Ирлик-хан, говоря: «Пусть возникнут горы и
скалы!» - выплюнул из рта утаенные песчинки. В результате на местах
проторенных дорог возникли непроходимые горы и отвесные пропасти. «Зачем
же ты это сделал?» -с горечью воскликнул Ax-Худай. Ирлик-хан ответил:
«Пусть на ровном месте будут все называть твое имя. Но, встретив горы и
ущелья, созданные мною, все твои твари пусть поневоле с проклятием
вспоминают и мое имя!»
В связи с тем, что земля покоится на трех великих рыбах, то иногда,
когда они вильнут хвостами, происходит землетрясение. Этот сюжет
характерен и для мифологии алтайцев. Могучий Ульгень, как гласят их
мифы, во времена сотворения земли создал три гигантские рыбы и укрепил
на их спинах землю.
Источник материалы из сайта AskizOn.ru - сайт о Хакасии...:
Юля, еще одна черепашка))):
Передача “Се Грядет” вышла за год до начала времен перекрестья. Дата выхода 30.01.2018. Тот, кто смотрел данную передачу, тот поймет о чем речь. В этой передаче были сказаны следующие слова И.М. “Мало кто слышит.”
“Число, в сумме бесконечность, Перевернутая в вертикаль”. Число это 31.01.2019 г. Это время прилета астероида 2002-NT7. Так же в книгах А. Новых всегда упоминаеться о том, что времена перекрестья будут связаны с космическим явлением.
Да, верно! Повествование идет от Личности, которая вначале находится в глубокой темноте. Одиночные огоньки и небольшие скопления света в темноте - это те зерна света (Истины), которые человек учится отделять от плевел в пути, в поиске (чтение книг, практический, жизненный опыт, различные течения, сообщества, религия и т.д.) Большой город, хорошо освещенный, красиво переливающийся огнями света - это чистые Исконные Знания. Нашла! на посадку! Широкая, хорошо освещенная дорога - это практический опыт человека (отслеживание мыслей, развитие положительных человеческих качеств), работа над собой в каждом дне, применение опытного Знания в земной жизни. Стать Человеком! Полет в самолете в светлое время суток (вторая часть повествования) - медитации, духовные практики, поиск Себя Настоящей.
Серые плотные облака - Первичное сознание (с ним связана Правая Сущность) - более плотное, его легко наблюдать, чувствовать, поддается дрессуре...))
Ажурные легкие облака - Вторичное сознание (с ним связана Левая Сущность) - уловить его провокации и подмены сложнее. Запутывать любит...))) Такие пуховые платки навяжет, вернее предложит...))) Почему у меня сложилась такая ассоциация с легкостью и ажурностью, потому что я начала отслеживать стадию прилога. Это такая штука... очень тонкая и легкая,едва уловимая по-началу, прилог нельзя назвать обычной мыслью, потому что голоса в голове пока нет, но вот Личность (когда его ловит и не дает ему внимания) уже знает всю информацию, которая была бы в голове (говорун, который болтать любит без умолку), если бы она допустила провокацию. Но это объяснить трудно, прилог -это не духовное, а материальное, но тонко-материальное. Подрессировать вторичное сознание не получится, уж очень оно... тонкое, ускользнет, не поддастся )) Как Игорь Михайлович сказал, достаточно перевести на свою сторону первичное. Тут конечно пока не понятно, ведь прилог идет от вторичного на первичное, и с первичного выходит Личность ловит и отклоняет заманчивое предложение? А почему тогда так тоненько, “ласково” заходит? Ну это наверное не так важно, главное уловить вначале и не допустить разговор с артистами. О прилогах здесь написано https://rgdn.info/prilog_kompetentnost_i_osoznannost._rabota_s_shablonami
Теперь мой взгляд устремлён вперед - Передняя Сущность. А где Задняя? Где и положено, сзади...))) вначале я говорила о ней - Стать Человеком! Она всё записывает, весь наш земной опыт. Как же важно Жить по Совести, а иначе боковые нашепчут ))
А Душа? О духовном не говорят... здесь помолчим...почувствуем...
Это только мои наблюдения и чувственные восприятия. Может где то и ошиблась, на данный момент так чувствую и понимаю, я ж пока учусь летать, летчик-ас еще впереди... а может сзади или посередине...)))
тюркские народы
Хакасы
Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана,
поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца
пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий
ветер. И тогда можно было увидеть, как появлялась и вновь исчезала
странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет
должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не
находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше
воздуха и камнем упала в пучины волн. Её клюв уткнулся в мягкий чёрный
ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана,
устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для
сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом
ещё и ещё…Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она
нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда.Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз
поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с
победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент… яйцо
появилось на свет… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это
произошло благодаря смелой утке Хас…
тюркские народы
Хакасы
Следующая тройка богов — тройка жизненосных и судьбоносных сил, которые, однако,
находятся ниже космических или вселенческих, и выполняют другие функции
творения Жизни на Земле, вверенные только им. Это, во-первых, сама Земля — Чир Ине (Чир-Суб в каменных письменах). В современной интерпретации Чир Ине — Мать Земли отвечает за все, что творится на Земле, за все формы жизни. Но жизнь этим формам дает Ымай Ине — Богиня материнства, жизни и плодородия, но всему определяет время и срок жизни третий мифический персонаж, имя которому Чарлаг Хан — Бог Судьбы.
Все эти три бога во всем своем величии описываются в древних енисейских
письменах, участвуют в жизни людей активнейшим образом, влияя на них
как в житейских делах, так и в катаклизмах.
По мотивам древних мифов, Ымай Ине является супругой Хан Тиг!р (Кагана
Неба), а Чарлаг Хан — их сыном: вспомним «Онгинский памятник» — «Я —
сын Неба, Я — Бог Судьбы». Из хакасского фольклора, в частности, из
больших эпических богатырских сказаний, нам известно немало описаний
того, как Чарлаг Хан — Вершитель Судьбы и Рока в окружении других
богов-созидателей перелистывает Золотую Книгу судеб человеческих,
предрекая героям их земной путь.А у истока этого пути всегда стоит Ымай Ине — подательница_и хранительница детских душ, для испрашивания которых существовал с давних времен специальный обряд, который
проводился на святилищах с установленным там каменным изваянием,
символизирующим материнское начало.
Особо хочется отметить материнское начало Матери Земли, которое от древнего
первоначального значения Земля-Вода (Чир-Суг) с течением веков
трансформировалось в обозначение отечества – Родина. До сих пор у
стариков, по воле случая или судьбы оказавшихся вне родного аала,
существует выражение: «К!н!м сыстапча чир!ме» («По родной земле
пуповина болит»). Налицо факт двойного материнства: незримая пуповина
связывает человека с Матерью, родившей его, как и с Землей, на которой
родился. И мало кто, оказавшись вне Родины, избегает печальной участи
ностальгии.
Таким образом, та тройка богов (Ымай Ине, Чарлаг Хан, Чир Ине), о которых
идет речь в данной пояснительной справке, имеет не только философское,
но и психо-энергетическое значение, поднимая духовную культуру
хакасского этноса на высокий общечеловеческий уровень. Эта тройка богов
дарует обитателю Среднего мира рождение, судьбу и родину, оставляя на
его совести личный выбор между двумя мирами, между Верхним и Нижним,
между Добром и Злом.
тюркские народы
Кумыки
У кумыков представление об Умай как о женском божестве, возможно в
прошлом также имевшее довольно большое развитие и распространение, к
настоящему времени, в отличие от Тенгри, сохранилось лишь очень смутно. И
эти представления у кумыков связаны лишь с водной стихией - с морем:
Умай-денгиз, Умай-булакъ и т. д. Так, в местности Къызыл-чубукъ тала
(поляна красных прутьев), расположенной между селениями Кяхулай и Тарки,
до сих пор сохраняется небольшой родник, известный жителям под
названием Умай-булакъ. Старожилы окрестных аулов связывают этот родник,
его происхождение, правда, смутно, с образом Умай. Что же касается
словосочетания Умай-денгиз (море Умай), оно иногда встречалось в
старинных народных песнях.
Умай вместе с Тенгри покровительствует воинам. В древне-тюркских
рунах супруга кагана сравнивается по своему подобию с богиней Умай (”моя
мать - царица, подобная Умай”), а сам каган подобен (по образу) богу
неба Тенгри. Известный тюрколог С.Г. Кляшторный считает, что в этом
сравнении “содержится явное указание на миф о божественной супружеской
чете - Тенгри и Умай, земной ипостасью которой и является царская чета в
мире людей”[24].
Итак, в народных верованиях современных кумыков образ Умай в
качестве божества отчетливо не представлен, что отчасти, возможно,
объясняется его глубокой древностью.
тюркские народы
Кумыки
Наиболее распространенным мотивом вархаической мифологии кумыкского
народа является мотив о сотворении мира. Мы вкратце приведем
мифологическое предание “0 происхождении людей и первой смерти на земле”
Мать Ева в день три раза рожала: утром брата и сестру, в обед
двоюродных брата и сестру, вечером — троюродных брата и сестру. Близнецы
по истечении определенного времени, а именно, во время созревания
осенних яблок, должны были жениться, тем самым образовав три супружеские
пары. Но случилось иначе. Брат, рожденный утром, полюбил двоюродную
сестру (ту, которая родилась в обед) и захотел на ней жениться.
Двоюродный брат, который действительно должен был на ней жениться,
убивает “утреннего” брата. Это была первая смерть на земле. Брат убил
брата. Люди не знают, что с ним делать. Прилетает черный ворона,
кружится, кружится и закапывает клювом орех. Люди следуют его примеру,
Есть варианты этого сюжета, где ворон закапывает своего птенца. Смертью
первого человека в ряде мифологических систем объясняется создание
Вселенной. Представление о первом человеке, о первой смерти во многом
связано с идеей конца мифического времени. В основе данного
мифологического сюжета — человеческое существование. Только акт убийства
дает понять человеку смысл всей жизни.
тюркские народы
Вообще в анимистических верованиях балкарцев и карачаевцев большое
количество женских божеств, культ которых, очевидно, объясняется
господствовавшим некогда матриархатом.
Это Жукъу Анасы (Мать сна) - Чомпараш, Кюл Анасы (Мать золы) - покровительница очага, Кёме Анасы
(Мать кори), Эмина Анасы (Maть холеры), Азмыч - страшно уродливая
женщина, искусно умеющая говорить проклятия. Нетрудно догадаться, что
слово “ана” - “мать” - здесь употребляется в значении “покровительница”.
Возможно, в прошлом каждая их этих покровительниц имела имя, но со
временем оно изчезло из памяти людей.
Куда пропал ВН? Чудный автор, как в общем-то и ещё другие имена. Что-то он давно ничего не писал...
Цель проекта
тюркские народы
Тофалары